Покровитель Санкт-Петербурга

Ико­на св. Алек­сандра Нев­ско­го
(на­ча­ло XVIII в.)

Все зна­ют, что по­кро­ви­те­лем на­ше­го слав­но­го гра­да яв­ля­ет­ся апо­стол Петр, чьим име­нем он и на­зван. Но у него есть и за­ме­ча­тель­ный по­мощ­ник, а по­то­му нам грех жа­ло­вать­ся на «бо­го­остав­лен­ность» и впа­дать в от­ча­я­ние (это, кста­ти, един­ствен­ный «смерт­ный грех») в свя­зи с суе­вер­ны­ми пред­ска­за­ни­я­ми о буд­то бы злом кон­це на­шей Се­вер­ной Паль­ми­ры.

Се­го­дня, 12 сен­тяб­ря (30 ав­гу­ста по ст. ст.) в пра­во­слав­ных хра­мах от­ме­ча­ет­ся «Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го». Это не толь­ко цер­ков­ное, но и об­ще­го­род­ское тор­же­ство.

Роль Алек­сандра Яро­сла­во­ви­ча в на­шей ис­то­рии не мо­жет быть пе­ре­оце­не­на, и уже совре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли его «свя­тым» и «ве­ли­ким». Он умер 14 но­яб­ря 1263 го­да, и мо­щи его, от­кры­тые в 1380 го­ду, дол­го на­хо­ди­лись в Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре во Вла­ди­ми­ре. Про­шли ве­ка. Сви­ре­пый «свей­ский (швед­ский) лев» был усми­рен, и Рос­сия вер­ну­ла свои ис­кон­ные Се­вер­ные зем­ли. Петр Ве­ли­кий, про­дол­жив­ший и за­вер­шив­ший де­ло древ­не­рус­ско­го кня­зя, про­воз­гла­сил свя­то­го Алек­сандра, про­сла­вив­ше­го­ся рат­ны­ми по­бе­да­ми на Нев­ских бе­ре­гах, по­кро­ви­те­лем ос­но­ван­но­го им го­ро­да. По­это­му мо­щи кня­зя Алек­сандра бы­ли вы­ве­зе­ны из Вла­ди­ми­ра и 30 ав­гу­ста 1724 го­да тор­же­ствен­но до­став­ле­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ный Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь (с 1797 го­да – Лав­ра). Царь Петр при­нял ла­рец с мо­ща­ми на свой зна­ме­ни­тый бо­тик ещё в вер­хо­вьях Невы и вско­ре под звон ко­ло­ко­лов внёс в мо­на­стыр­ские во­ро­та.

Ра­ка из Свя­то-Тро­иц­кого со­бо­ра
Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры.
Совре­мен­ное со­сто­я­ние

В 1743 го­ду по по­ве­ле­нию им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны «для укра­ше­ния служ­бы Бо­жи­ей и об­ря­дов цер­ков­ных» уста­нов­лен в этот день крест­ный ход из церк­ви Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ныне Ка­зан­ский со­бор) по Нев­ско­му про­спек­ту в Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь. В на­сто­я­щее вре­мя эта тра­ди­ция вос­ста­нов­ле­на.

В 1922 го­ду мо­щи Алек­сандра Нев­ско­го бы­ли ко­щун­ствен­но изъ­яты и счи­та­лись утра­чен­ны­ми. Ока­за­лось, они на­хо­ди­лись в Му­зее ис­то­рии ре­ли­гии и ате­из­ма, и толь­ко в 1989 го­ду со­сто­я­лось их вто­рое пе­ре­не­се­ние в Лав­ру. Хо­ро­шо пом­ню, как в ки­па­ри­со­вом лар­це мо­щи свя­то­го кня­зя бы­ли тор­же­ствен­но про­ве­зе­ны по Нев­ско­му про­спек­ту и по­ме­ще­ны на преж­нем ме­сте у пра­во­го кли­ро­са глав­но­го лавр­ско­го хра­ма – Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра, где и пре­бы­ва­ли со дня его освя­ще­ния 30 ав­гу­ста 1790 го­да. Са­ма же огром­ная се­реб­ря­ная ра­ка, в ко­то­рой мо­щи кня­зя по­чи­ва­ли до раз­граб­ле­ния лав­ры но­во­яв­лен­ны­ми ван­да­ла­ми, всё ещё на­хо­дит­ся в Эр­ми­та­же.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест