Старец и его лев

Ис­то­рия необык­но­вен­ной друж­бы па­ле­стин­ско­го ав­вы[*] Ге­ра­си­ма († 475 г.) с ис­це­лён­ным им львом, ко­то­ро­го он встре­тил на бе­ре­гу свя­щен­ной ре­ки Иор­дан, опи­са­на Иоан­ном Мос­хом в 107 гла­ве «Лу­га Ду­хов­но­го», или «Ли­монаря». Этот ше­девр ви­зан­тий­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры был из­ве­стен на Ру­си как «Си­най­ский па­те­рик».

starec_i_levПри­вя­зав­ший­ся к стар­цу лев, по­лу­чив­ший от него имя Иор­дан, жил с мо­на­ха­ми и од­но вре­мя да­же во­зил на се­бе, вме­сто про­пав­ше­го ос­ла, во­ду, крот­ко вы­пол­няя воз­ло­жен­ное на него «мо­на­ше­ское по­слу­ша­ние». От­лу­чив­шись как-то из мо­на­сты­ря, он не знал о смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка, а, вер­нув­шись, мог лишь во­про­шать о стар­це без­утеш­ным рё­вом и ме­та­ни­ем из сто­ро­ны в сто­ро­ну. Ока­зав­шись на мо­ги­ле ав­вы Ге­ра­си­ма, ку­да его при­вёл уче­ник по­чив­ше­го, лев стал «с ры­ка­ни­ем силь­но уда­рять го­ло­вою о зем­лю и, во­пия, ис­пу­стил дух на мо­ги­ле стар­ца. Бы­ло же сие не по­то­му, – ре­зю­ми­ру­ет рас­сказ­чик, – чтобы имел лев ду­шу ра­зум­ную, но по во­ле Бо­га, по­же­лав­ше­го про­сла­вить сла­вя­щих Его... и явить, в ка­ком по­слу­ша­нии пре­бы­ва­ли зве­ри у Ада­ма, по­ка он не пре­сту­пил за­по­ве­ди Бо­жи­ей и не был из­гнан из Рая сла­до­сти».

Ис­то­рия об ав­ве Ге­ра­си­ме и при­ру­чен­ном им льве, поль­зо­вав­ша­я­ся в Сред­ние ве­ка огром­ной по­пуляр­но­стью, на­шла от­ра­же­ние и в пра­во­слав­ной ико­но­пи­си. На За­па­де же она бы­ла по ошиб­ке пе­ре­не­се­на на Иеро­ни­ма Бла­жен­но­го († 420 г.), ко­то­рый немно­гим ра­нее Ге­ра­си­ма дол­го жил в Па­ле­стине, ра­бо­тая над пе­ре­во­дом Биб­лии на ла­тин­ский язык. Ат­ри­бу­том зна­ме­ни­то­го фило­ло­га по­это­му так­же стал лев: вспом­ним из­вест­ную гра­вю­ру Аль­брех­та Дю­ре­ра и дру­гие ре­нес­санс­ные изо­бра­же­ния Иеро­ни­ма.

Древ­не­рус­ский чи­та­тель знал эту тро­га­тель­ную но­вел­лу уже с XI–XII вв., а мно­гим из нас она, ве­ро­ят­но, зна­ко­ма по рас­ска­зу Ни­ко­лая Лес­ко­ва «Лев стар­ца Ге­ра­си­ма».


[*] При­ме­ча­ние. «Авва» (сир. abba – «отец») – по­чет­ное име­но­ва­ние ду­хов­но опыт­ных мо­на­хов. От­сю­да же и ла­тин­ское «аб­бат».

Луч­ший пе­ре­вод ис­то­рии Ге­ра­си­ма и его льва (107-й гла­вы Иоан­на Мос­ха) при­над­ле­жит Сер­гею Аве­рин­це­ву: Со­бра­ние со­чи­не­ний. Пе­ре­во­ды: Мно­го­цен­ная жем­чу­жи­на. Ки­ев, 2004. С. 161–163.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)