Татьянин день

«Итак, вот Дом мо­лит­вы под од­ним кро­вом с До­мом лю­бо­муд­рия. Свя­ти­ли­ще Тайн при­гла­ше­но в жи­ли­ще зна­ний, и всту­пи­ло сю­да, и здесь ос­но­ва­лось и утвер­ди­лось. Вид­но, что ре­ли­гия и на­у­ка хо­тят жить вме­сте и со­во­куп­но дей­ство­вать к обла­го­ра­жи­ва­нию че­ло­ве­ка».
Так го­во­рил зна­ме­ни­тый пуш­кин­ский совре­мен­ник мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов) в про­по­ве­ди на освя­ще­нии хра­ма свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Та­тья­ны при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те в 1837 го­ду. Что же нам из­вест­но об этой муд­рой рим­лян­ке, жив­шей ещё в III сто­ле­тии, и по­че­му день её цер­ков­ной па­мя­ти — 12 ян­ва­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю — стал об­ще­рос­сий­ским празд­ни­ком?

Святая мученица Татиана
Рисунок Валерии Неручевой

«Био­гра­фия» (жи­тие) му­че­ни­цы Та­тья­ны, как и боль­шин­ства ран­не­хри­сти­ан­ских свя­тых, весь­ма ла­ко­нич­на и сим­во­ли­че­ски услов­на. Это объ­яс­ня­ет­ся прак­ти­че­ским от­сут­стви­ем до­ку­мен­таль­ных ис­точ­ни­ков. В жи­тий­ном фор­му­ля­ре свя­той вос­про­из­ве­де­ны по­учи­тель­ные лич­ност­ные ка­че­ства, — те же, что и в жи­тии Мар­ти­ны, Ека­те­ри­ны и дру­гих муд­рых де­ву­шек-му­че­ниц. Отец Та­тья­ны, знат­ный рим­ля­нин, три­жды кон­сул, был тай­ный хри­сти­а­нин, на­учив­ший и свою пре­крас­ную дочь по­чи­тать не вер­хов­но­го рим­ско­го бо­га Юпи­те­ра и его «со­то­ва­ри­щей», но Иису­са Хри­ста. По­лу­чив клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние, она от­ка­за­лась от «свет­ской жиз­ни» и ста­ла дья­ко­ни­сой (диа­ко­ни­сой) рим­ской об­щи­ны. (Обя­зан­но­сти диа­ко­ни­сы, бук­валь­но «слу­жи­тель­ни­цы», со­сто­я­ли в под­го­тов­ке жен­щин к кре­ще­нию и в со­слу­же­нии свя­щен­ни­кам при их кре­ще­нии «для бла­го­при­ли­чия», а так­же в при­ча­ще­нии боль­ных жен­щин.) Аре­сто­ван­ная око­ло 226 го­да рим­ским епархом (ко­мен­дан­том) Уль­пи­а­ном, при­нуж­дав­шим ее к от­ре­че­нию от Хри­ста, Та­тья­на вы­дер­жа­ла неимо­вер­ные ис­пы­та­ния, во вре­мя ко­то­рых про­ис­хо­ди­ли хре­сто­ма­тий­ные чу­де­са. Со­тря­са­лась зем­ля, па­да­ли ниц по­срам­лён­ные язы­че­ские бо­ги-идо­лы; сам вла­ды­ка Юпи­тер не смог за­щи­тить се­бя в соб­ствен­ном хра­ме; ис­тер­зан­ное те­ло му­че­ни­цы по­лу­ча­ло на дру­гой день ис­це­ле­ние и да­же сви­ре­пый лев, тер­зав­ший хри­сти­ан на за­ли­той кро­вью арене Ко­ли­зея, вдруг на­чи­нал ла­стить­ся к но­гам Та­тья­ны, как ко­тё­нок. На­ко­нец, по­сле этих нече­ло­ве­че­ских пы­ток, она бы­ла обез­глав­ле­на вме­сте со сво­им от­цом.
Имя Та­тья­ны, про­став­лен­ное в цер­ков­ных ка­лен­да­рях мел­ким шриф­том, ни­ко­гда не зву­ча­ло бы во все­услы­ша­ние, ес­ли бы не зна­ме­на­тель­ное сов­па­де­ние, сим­во­ли­че­ски обо­зна­чив­шее но­вую эпо­ху рос­сий­ской куль­тур­ной ис­то­рии. 12 ян­ва­ря 1755 го­да, в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы Та­тья­ны (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на под­пи­са­ла указ об ос­но­ва­нии Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та «для об­щей Оте­че­ству сла­вы». Граф Иван Ива­но­вич Шу­ва­лов, бу­ду­щий ку­ра­тор уни­вер­си­те­та, на­ро­чи­то по­дал ей это про­ше­ние в день име­нин свой ма­те­ри — Та­тья­ны Шу­ва­ло­вой. Так ро­дил­ся зна­ме­ни­тый празд­ник мос­ков­ско­го, а за­тем и все­го рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства — Та­тья­нин день. И хо­тя точ­ная ис­то­ри­че­ская да­та ос­но­ва­ния уни­вер­си­те­та со­от­вет­ству­ет 23-му ян­ва­ря (в пе­ре­счё­те на аст­ро­но­ми­че­ское вре­мя), сту­ден­че­ское тор­же­ство при­ня­то сов­ме­щать с па­мя­тью свя­той Та­тья­ны по «плы­ву­ще­му» юли­ан­ско­му («цер­ков­но­му») ка­лен­да­рю (со­от­вет­ствен­но — 24 ян­ва­ря в XIX ве­ке, 25 ян­ва­ря в XX и XXI ве­ках, 26 ян­ва­ря в XXII в., и т. д.).

Домовый храм св. мученицы Татианы при МГУ
Рисунок Валерии Неручевой

До­мо­вая цер­ковь в честь св. Та­тья­ны по­яви­лась в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те в 1791 го­ду. По­сле по­жа­ра 1812 го­да Уни­вер­си­тет­ским хра­мом вре­мен­но бы­ла со­сед­няя Ге­ор­ги­ев­ская цер­ковь. На­ко­нец, в 1837 го­ду Та­тья­ни­на цер­ковь бы­ла за­но­во освя­ще­на в но­вом уни­вер­си­тет­ском кор­пу­се — пе­ре­стро­ен­ном до­ме В. А. Паш­ко­ва (ар­хи­тек­тор Е. Д. Тю­рин). В 1919 го­ду её за­кры­ли, и лишь с празд­нич­ным бо­го­слу­же­ни­ем 25 ян­ва­ря 1995 го­да воз­ро­ди­лась жизнь в хра­ме на Мо­хо­вой.
При­хо­жа­на­ми уни­вер­си­тет­ской Та­тья­ни­ной церк­ви ста­ли це­лые по­ко­ле­ния рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, и мно­гие ве­ли­кие му­жи, чьи име­на при­над­ле­жат те­перь ми­ро­вой на­у­ке и куль­ту­ре, на­чи­на­ли от­сю­да свой по­след­ний путь в Веч­ность. Здесь от­пе­ва­ли Н. В. Го­го­ля и Т. Н. Гра­нов­ско­го (1853 г.), С. М. Со­ло­вье­ва (1879 г.), А. А. Фе­та (1892 г.), А. Г. Сто­ле­то­ва (1896 г.), С. Н. Тру­бец­ко­го (1905 г.), В. О. Клю­чев­ско­го (1911 г.). Неуди­ви­тель­но, что ве­се­лый сту­ден­че­ский Та­тья­нин день стал од­новре­мен­но празд­ни­ком рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, куль­ту­ры и про­све­ще­ния.
Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу по­здра­вить с днем Ан­ге­ла пре­крас­ных име­нин­ниц и всех сво­их слу­ша­те­лей и сту­ден­тов, пре­да­ю­щих­ся са­мо­му изыс­кан­но­му и бла­го­род­но­му на све­те за­ня­тию — пу­те­ше­ствию в оке­ане Зна­ний.

Ю. Ру­бан

В несколь­ко со­кра­щен­ном ви­де этот очерк опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Ве­чер­ний Пе­тер­бург» за 24 ян­ва­ря 1998 г.

 

 

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)