Дни памяти

16 мая - переходящая - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

27 ноября

Жития

Священномученики Николай Виноградов и Димитрий Лебедев, пресвитеры, и мученик Гавриил Безфамильный

Во вре­мя го­не­ний 1937 го­да вла­сти ча­сто аре­сто­вы­ва­ли всех чле­нов прич­та, по­сле че­го опу­стев­шие хра­мы раз­ру­ша­ли. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны на­сто­я­тель Воз­не­сен­ско­го хра­ма в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, диа­кон хра­ма Петр Смир­нов и вме­сте с ни­ми ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный, а так­же на­сто­я­тель церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в со­сед­нем се­ле Спи­ро­во про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1876 го­да в го­ро­де Дмит­ро­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иоан­на Ви­но­гра­до­ва. В 1901 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Же­нил­ся на Ека­те­рине Пав­ловне Со­ко­ло­вой и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В 1914 го­ду отец Ни­ко­лай был удо­сто­ен сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия. В это вре­мя он был на­сто­я­те­лем хра­ма Мос­ков­ско­го Алек­сан­дров­ско­го ин­сти­ту­та, а так­же за­ко­но­учи­те­лем в этом ин­сти­ту­те. В 1918 го­ду его пе­ре­ве­ли на долж­ность на­сто­я­те­ля церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Пу­пы­шах.
В 1920 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1924 го­ду мит­ро­по­лит Петр (По­лян­ский) на­зна­чил его бла­го­чин­ным 1 от­де­ла За­моск­во­рец­ко­го со­ро­ка, а с 8 сен­тяб­ря 1927 го­да он был на­зна­чен бла­го­чин­ным и 3 от­де­ла то­го же со­ро­ка. В том же го­ду на­граж­ден мит­рой.
В 1929 го­ду про­то­и­е­рея Ни­ко­лая на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем хра­ма свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра на За­це­пе. В кон­це два­дца­тых го­дов вла­сти скло­ни­ли про­то­и­е­рея Ни­ко­лая к со­труд­ни­че­ству, он дал со­гла­сие, но ис­пол­нить то, что от него тре­бо­ва­ло ОГПУ, из нрав­ствен­ных со­об­ра­же­ний не смог. 1 ян­ва­ря 1933 го­да он был аре­сто­ван вме­сте с дру­ги­ми чле­на­ми прич­та и неко­то­ры­ми из чле­нов цер­ков­ной два­дцат­ки и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, он ска­зал, что дей­стви­тель­но рас­ска­зы­вал анек­дот о 15‑ле­тии Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, – это был слу­чай, ко­то­рый он уви­дел на ули­це. Он ска­зал так­же, что рас­ска­зы­вал и дру­гие анек­до­ты, в ко­то­рых «вы­сме­и­ва­лась лич­ность Ста­ли­на». Что ка­са­ет­ся «про­из­не­сен­ных мною про­по­ве­дей за цер­ков­ны­ми служ­ба­ми, то они ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра и кри­ти­ки су­ще­ству­ю­ще­го строя не но­си­ли».
19 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Свя­щен­ни­ки об­ви­ня­лись в том, что «яв­ля­лись участ­ни­ка­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки цер­ков­ни­ков при церк­ви так на­зы­ва­е­мых Фло­ра и Лав­ра. Ос­нов­ное со­дер­жа­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти об­ви­ня­е­мых за­клю­ча­лось в си­сте­ма­ти­че­ской ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции по­ра­жен­че­ско­го и ан­ти­кол­хоз­но­го ха­рак­те­ра и в устрой­стве неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских со­бра­ний по квар­ти­рам участ­ни­ков груп­пи­ров­ки».
15 мар­та 1933 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Ни­ко­лая к трем го­дам ссыл­ки, ко­то­рую он от­бы­вал в го­ро­де Кар­го­по­ле Ар­хан­гель­ской об­ла­сти. 2 ян­ва­ря 1936 го­да отец Ни­ко­лай был осво­бож­ден и 21 ян­ва­ря на­прав­лен слу­жить в Воз­не­сен­ский храм в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Мос­ков­ской об­ла­сти.
21 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске. Его об­ви­ни­ли в том, что он бла­го­сло­вил при­хо­жа­ни­на Воз­не­сен­ско­го хра­ма Гав­ри­и­ла Без­фа­миль­но­го про­дать по­мян­ни­ки для за­пи­си имен жи­вых и по­чив­ших. Его так­же об­ви­ни­ли в том, что он, при­дя в сель­со­вет, в при­сут­ствии сек­ре­та­ря сель­со­ве­та го­во­рил о кон­сти­ту­ции, о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет и о ре­ли­гии. На след­ствии про­то­и­е­рей Ни­ко­лай от­ве­тил, что ес­ли он и го­во­рил на эту те­му, то толь­ко в том ду­хе и смыс­ле, ко­то­рый сле­ду­ет из до­ку­мен­тов за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Сер­гия и ко­то­рый на­шел свое вы­ра­же­ние в мо­лит­ве о вла­стях пре­дер­жа­щих на ве­ли­кой ек­те­нии, ко­гда Цер­ковь мо­лит­ся «О дер­жа­ве Рос­сий­ской и о вла­стех ее», и на су­гу­бой ек­те­нии «О дер­жа­ве Рос­сий­ской и о вла­стех ее, да ти­хое и без­молв­ное жи­тие по­жи­вем во вся­ком бла­го­че­стии и чи­сто­те».
– Вы, про­жи­вая в Те­ря­е­вой Сло­бо­де, ве­ли сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­ские и контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры. Дай­те ва­ши по­ка­за­ния: где и ка­кие имен­но?
– Ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских и контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров я ни­где не вел.
– Вам за­чи­ты­ва­ет­ся ряд сви­де­тель­ских по­ка­за­ний о том, что вы ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры. Под­твер­жда­е­те вы это?
– За­чи­тан­ные мне сви­де­тель­ские по­ка­за­ния я от­ри­цаю, за ис­клю­че­ни­ем то­го, что мы со­вер­ши­ли крест­ный ход в цер­ков­ной огра­де без раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та.

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Спи­ро­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ле­бе­де­ва. В 1892 го­ду Дмит­рий Алек­сан­дро­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Он слу­жил в церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Спи­ро­во, из­вест­ной сво­ей скульп­тур­ной ико­ной свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и крест­ны­ми хо­да­ми с этой ико­ной. Отец Ди­мит­рий всю жизнь про­слу­жил в этом хра­ме. Был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Во вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей свя­щен­ник был аре­сто­ван и по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции вы­слан на три го­да в Ка­зах­стан. Ко­гда он вер­нул­ся в се­ло, вла­сти по­тре­бо­ва­ли от него упла­тить на­ло­ги и вы­пол­нить за­да­ние по сель­ско­хо­зяй­ствен­ным за­го­тов­кам. Отец Ди­мит­рий это­го сде­лать не смог, был вы­се­лен из до­ма, и все его иму­ще­ство бы­ло кон­фис­ко­ва­но. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ди­мит­рий был сно­ва аре­сто­ван.
– След­ствию из­вест­но, что вы в церк­ви в Спи­ро­во го­во­ри­ли про­по­ведь, в ко­то­рой при­зы­ва­ли ве­ру­ю­щих дер­жать связь с цер­ко­вью и по­мо­гать ей. След­ствие на­ста­и­ва­ет на да­че ва­ми пра­виль­ных по­ка­за­ний, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Моя про­по­ведь бы­ла по­свя­ще­на те­ме Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра в Ни­кее... В за­клю­че­ние про­по­ве­ди я ска­зал, чтобы ве­ру­ю­щие дер­жа­ли связь с цер­ко­вью и бо­ро­лись с за­блуд­ши­ми, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Ко­го вы на­зы­ва­е­те за­блуд­ши­ми? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– За­блуд­шие это те, кто не при­зна­ет пра­во­слав­ной ве­ры, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На до­про­сах отец Ди­мит­рий ви­нов­ным се­бя не при­знал.

Му­че­ник Гав­ри­ил (Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич Без­фа­миль­ный) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве. Окон­чил шко­лу и за­тем ра­бо­тал во­до­про­вод­чи­ком и при­слу­жи­вал в хра­ме. В 1924 го­ду Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич пе­ре­ехал в се­ло Яро­по­лец Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции; он ви­нов­ным се­бя не при­знал, ска­зав лишь, что дей­стви­тель­но про­дал два по­мян­ни­ка ве­ру­ю­щим.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ни­ко­лая и Ди­мит­рия и ми­ря­ни­на Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу. 27 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев и ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Но­ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 138–143.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест