Дни памяти

16 мая - переходящая - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

22 декабря

Жития

Священномученики Василий Ягодин и Александр Буравцев

11 де­каб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван весь при­чт мос­ков­ско­го ка­фед­раль­но­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в До­ро­го­мило­ве, в том чис­ле на­сто­я­тель со­бо­ра про­то­и­е­рей Ва­си­лий Яго­дин и свя­щен­ник Алек­сандр Бу­рав­цев.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 11 ап­ре­ля 1870 го­да в се­ле Клю­чи Ке­рен­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Яго­ди­на. В 1890 го­ду окон­чил Пен­зен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся, се­мья его со­сто­я­ла из су­пру­ги Юлии Яко­влев­ны и трех до­че­рей. В 1890 го­ду Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком и учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В 1891 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Иль­ми­но Го­ро­ди­щен­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. В 1895 го­ду отец Ва­си­лий был на­зна­чен во­ен­ным свя­щен­ни­ком в укреп­ле­ние Чи­ки­ш­ляр За­кав­каз­ской об­ла­сти, в 1904 го­ду — свя­щен­ни­ком 221-го пе­хот­но­го Тро­и­це-Сер­ги­ев­ско­го пол­ка в Москве и бла­го­чин­ным 56-й пе­хот­ной ди­ви­зии.
В 1911 го­ду от­ца Ва­си­лия на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем со­бо­ра в кре­по­сти Све­а­борг в Фин­лян­дии, и в том же го­ду мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Вла­ди­ми­ром (Бо­го­яв­лен­ским) он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1918 го­ду об­щи­на хра­ма пре­по­доб­но­го Ха­ри­то­на Ис­по­вед­ни­ка в Москве об­ра­ти­лась к свя­щен­но­на­ча­лию с прось­бой на­зна­чить в этот храм про­то­и­е­рея Ва­си­лия, и прось­ба бы­ла удо­вле­тво­ре­на. В 1921 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден па­ли­цей, а в 1923 го­ду Пат­ри­арх Ти­хон на­гра­дил его мит­рой.
Вес­ной 1937 го­да, в свя­зи с аре­стом на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ско­го до­ро­го­милов­ско­го со­бо­ра в Москве про­то­и­е­рея Алек­сандра Ле­бе­де­ва, про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем со­бо­ра и про­слу­жил здесь до аре­ста. На до­про­сах про­то­и­е­рей Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Один из до­про­шен­ных лже­сви­де­те­лей по­ка­зал, буд­то свя­щен­ник был тес­но свя­зан с выс­шим офи­цер­ским со­ста­вом цар­ской ар­мии и про­во­дил боль­шую ра­бо­ту по при­вле­че­нию со­вет­ской мо­ло­де­жи к церк­ви, что ему лич­но про­то­и­е­рей Ва­си­лий го­во­рил: «Мы — ста­ри­ки, нам жить оста­лось ма­ло, нуж­но мо­ло­дежь вос­пи­ты­вать в ду­хе хри­сти­ан­ской ис­ти­ны, мо­ло­де­жи необ­хо­ди­мо рас­ска­зы­вать о ве­ли­ком про­шлом рус­ско­го на­ро­да, ко­то­рый сно­ва воз­ро­дит­ся как ве­ли­кая на­цио­наль­ная дер­жа­ва...»
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что бы­ли участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе я ни­ко­гда не со­сто­ял, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство в Со­вет­ском Со­ю­зе. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов я ни­ко­гда не рас­про­стра­нял.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что вос­хва­ля­ли ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй и рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о пло­хой жиз­ни в Со­вет­ском Со­ю­зе. При­зна­е­те вы се­бя в этом ви­нов­ным?
— По­вто­ряю, что я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся аги­та­ци­ей и рас­про­стра­не­ни­ем слу­хов.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что сре­ди ве­ру­ю­щих го­во­ри­ли, что ес­ли со­вет­ская власть за­кро­ет все церк­ви, то мы от­кро­ем свои неле­галь­ные церк­ви. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Раз­го­вор о тай­ных церк­вях я от­ри­цаю.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что во вре­мя вы­бор­ной кам­па­нии ве­ли аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв этой кам­па­нии. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Аги­та­ции, на­прав­лен­ной про­тив вы­бор­ной кам­па­нии, я ни­ко­гда не вел. Боль­ше к сво­им по­ка­за­ни­ям до­ба­вить ни­че­го не мо­гу.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 30 мая 1886 го­да в се­ле Спас­ском Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Бу­рав­це­ва. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. До 1929 го­да слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1929 го­ду отец Алек­сандр был аре­сто­ван за то, что не смог вы­пол­нить на­зна­чен­ный ему сель­со­ве­том на­лог — сдать пят­на­дцать пу­дов ов­са. За это он был при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния. Отец Алек­сандр по­дал жа­ло­бу на неспра­вед­ли­вый при­го­вор, был оправ­дан и осво­бож­ден. По­сле это­го он уехал в Моск­ву и слу­жил в раз­ных хра­мах го­ро­да, с 1934 го­да — в Бо­го­яв­лен­ском до­ро­го­милов­ском со­бо­ре. Бу­дучи аре­сто­ван, ви­нов­ным се­бя не при­знал.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Свое уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе цер­ков­ни­ков я от­ри­цаю.
— Вы сре­ди окру­жа­ю­щих вос­хва­ля­ли ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй и го­во­ри­ли, что в Со­вет­ском Со­ю­зе на­род го­ло­да­ет и му­ча­ет­ся от непо­силь­но­го тру­да. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй я ни­ко­гда не вос­хва­лял. К со­вет­ской вла­сти я на­стро­ен не враж­деб­но.
— Вы го­во­ри­те ложь. По­ка­за­ния дру­гих участ­ни­ков груп­пы об­ли­ча­ют вас как вра­га со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний.
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я ни­ко­гда не был. Го­во­рю толь­ко прав­ду.
20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ва­си­лия и Алек­сандра к рас­стре­лу. 22 де­каб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий Яго­дин и свя­щен­ник Алек­сандр Бу­рав­цев бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Де­кабрь». Тверь, 2004 год, стр. 65–68.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест