Дни памяти

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

9 сентября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 25 ав­гу­ста 1884 го­да в се­ле По­во­ди­мо­во Ала­тыр­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Ци­це­ро­ва. В 1903 го­ду Алек­сандр окон­чил Ап­ша­ров­скую цер­ков­но-учи­тель­скую се­ми­на­рию и до 1908 го­да был учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Оль­хов­ка Сим­бир­ской гу­бер­нии.
Как мно­гие учи­те­ля тех лет, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­ни­мал уча­стие в мод­ной в то вре­мя ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и да­же всту­пил в 1904 го­ду в пар­тию со­ци­ал-де­мо­кра­тов. В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ло рас­про­стра­не­ние про­кла­ма­ций сре­ди сол­дат сто­яв­шей в этих ме­стах во­ин­ской ча­сти. В 1906 го­ду со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия бы­ла раз­гром­ле­на, и в до­мах мно­гих ее участ­ни­ков, в част­но­сти и Алек­сандра Ми­хай­ло­ви­ча, бы­ли про­ве­де­ны обыс­ки; неко­то­рые чле­ны пар­тии бы­ли при­вле­че­ны к су­деб­ной от­вет­ствен­но­сти и вы­сла­ны, а неко­то­рые и каз­не­ны. Алек­сандр Ми­хай­ло­вич, как не при­ни­мав­ший ак­тив­но­го уча­стия в де­я­тель­но­сти пар­тии, аре­сто­ван не был. Ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия, ко­то­рых он был участ­ни­ком, и тот на­кал стра­стей, ко­то­ры­ми они со­про­вож­да­лись, раз­гул без­бо­жия и свя­зан­ная с ним без­нрав­ствен­ность – все это за­ста­ви­ло его глуб­же за­ду­мать­ся о при­чи­нах про­ис­хо­дя­ще­го и сде­лать, в кон­це кон­цов, од­но­знач­ные вы­во­ды.
1908 го­ду Алек­сандр Ми­хай­ло­вич по­сту­пил учи­те­лем-ре­ген­том в двух­класс­ную Кня­жу­хин­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в Сим­бир­ской гу­бер­нии. В 1913-1914 го­дах он учил­ся на пас­тыр­ско-мис­си­о­нер­ских кур­сах в Москве, и 20 ап­ре­ля 1914 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вла­ди­мир­ской церк­ви се­ла Оста­ше­ва Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии и на­зна­чен мис­си­о­не­ром. В том же го­ду отец Алек­сандр ор­га­ни­зо­вал ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные чте­ния для ра­бо­чих Сад­ков­ской ма­ну­фак­ту­ры, а в се­ле Оста­ше­во – ко­опе­ра­тив­ное об­ще­ство, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го он за­тем со­сто­ял в те­че­ние двух лет.
25 но­яб­ря 1916 го­да отец Алек­сандр был пе­ре­ве­ден слу­жить в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в се­ле Ни­коль­ское Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1926 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1932‑м – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным Зве­ни­го­род­ско­го окру­га.
Про­то­и­е­рей Алек­сандр был вы­да­ю­щим­ся про­по­вед­ни­ком; по­слу­шать его про­по­ве­ди при­хо­ди­ли из са­мых даль­них де­ре­вень. Бу­дучи че­ло­ве­ком об­ра­зо­ван­ным, па­мя­туя уро­ки, по­лу­чен­ные в свое вре­мя на мис­си­о­нер­ских кур­сах, и на­став­ле­ния их ве­ли­ко­го ос­но­ва­те­ля – про­то­и­е­рея Иоан­на Вос­тор­го­ва, отец Алек­сандр к про­по­ве­дям го­то­вил­ся тща­тель­но, по­свя­щая это­му ино­гда по три-че­ты­ре ча­са.
Отец Алек­сандр лю­бил свой при­ход, лю­бил свою паст­ву, и паства в от­вет лю­би­ла его. Все зна­ли, что их свя­щен­ни­ка мож­но по­звать со­бо­ро­вать и при­ча­стить боль­но­го в лю­бое вре­мя и в лю­бую по­го­ду. Он был го­тов, по­свя­тив свою жизнь Гос­по­ду, са­мо­от­вер­жен­но слу­жить на­ро­ду, ни­ко­гда не ожи­дая и не тре­буя пла­ты за со­вер­шен­ные тре­бы, и ко­гда мог, то сам по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся не толь­ко со­ве­том, но и ма­те­ри­аль­но, а ес­ли че­ло­век был бо­лен, – ле­кар­ством.
Боль­шое зна­че­ние отец Алек­сандр при­да­вал тру­ду, он не лю­бил празд­но­сти, ко­то­рую счи­тал при­чи­ной мно­гих по­ро­ков. За­ни­ма­ясь кро­ме ис­пол­не­ния свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей кре­стьян­ским тру­дом, он ле­том вста­вал в че­ты­ре ча­са утра и шел вме­сте с сы­но­вья­ми ко­сить. С детьми отец Алек­сандр был лас­ков и вни­ма­те­лен, но был строг ко вся­ким от­ступ­ле­ни­ям от хри­сти­ан­ских за­по­ве­дей. При­да­вая боль­шое зна­че­ние мо­лит­ве, он в на­став­ле­ние де­тям го­во­рил: «Ес­ли бу­де­те усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и Его свя­тым, то все­гда по­лу­чи­те по­мощь от них. На­до ис­кренне ве­рить, со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии, и то­гда по­лу­чи­те по­мощь». И в этом де­ти убеж­да­лись на опы­те. Од­но­му из сы­но­вей су­пру­га свя­щен­ни­ка, преж­де его ухо­да на фронт во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, да­ла кре­стик от­ца Алек­сандра; пе­ред каж­дым фрон­то­вым за­да­ни­ем он усерд­но мо­лил­ся; ему при­шлось участ­во­вать в го­ря­чих бо­ях, ко­гда ши­нель ока­зы­ва­лась разо­рван­ной в кло­чья оскол­ка­ми сна­ря­дов и мин, но ни один оско­лок по его го­ря­чей ве­ре и по мо­лит­вам му­че­ни­ка-от­ца его не за­дел.
26 ян­ва­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма в се­ле Боль­шие Вя­зе­мы Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на. Мень­ше го­да он про­слу­жил в этом хра­ме, ко­гда под­няв­ший­ся вихрь без­бож­ных го­не­ний при­нял­ся уни­что­жать до кон­ца пра­во­сла­вие.
24 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ка­ми НКВД бы­ла со­став­ле­на справ­ка на арест свя­щен­ни­ка, и на сле­ду­ю­щий день да­но раз­ре­ше­ние на арест. 27 но­яб­ря отец Алек­сандр был аре­сто­ван и по­сле несколь­ких дней до­про­сов в зве­ни­го­род­ской тюрь­ме пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Од­на из до­про­шен­ных сви­де­тель­ниц на во­прос, что она зна­ет об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка, по­ка­за­ла: «Ле­том 1937 го­да на­чаль­ник па­ра­шют­но­го цен­тра за­крыл про­ход к церк­ви, про­ле­га­ю­щий через тер­ри­то­рию па­ра­шют­но­го цен­тра; та­ким об­ра­зом, цер­ковь ока­за­лась изо­ли­ро­ван­ной, так как вто­рая до­ро­га, про­хо­дя­щая через тер­ри­то­рию са­на­то­рия, так­же за­кры­та. По это­му по­во­ду Ци­це­ров го­во­рил: “Вот смот­ри­те, как из­де­ва­ют­ся над пра­во­слав­ной ве­рой, все­ми ме­то­да­ми на­си­лия ста­ра­ют­ся уни­что­жить храм. Вы не долж­ны до­пу­стить это­го, на­до ак­тив­нее дей­ство­вать и до­бить­ся сво­е­го”».
По­сколь­ку свя­щен­ник в се­ле Боль­шие Вя­зе­мы слу­жил недол­го, мест­ные без­бож­ни­ки его не зна­ли, до­про­шен­ные де­жур­ные сви­де­те­ли ма­ло что мог­ли рас­ска­зать, то сле­до­ва­тель пред­ло­жил им под­пи­сать то, что он сам на­пи­сал. След­ствие по де­лу от­ца Алек­сандра дли­лось все­го один день.
– С кем вы под­дер­жи­ва­е­те связь? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Как бла­го­чин­ный Зве­ни­го­род­ско­го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га я имею связь со свя­щен­ни­ка­ми... – от­ве­тил отец Алек­сандр и пе­ре­чис­лил име­на под­чи­нен­но­го ему ду­хо­вен­ства.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной про­тив со­вет­ской вла­сти, тре­бую от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния!
– Ви­нов­ным се­бя в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не при­знаю.
3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в го­род Сво­бод­ный Ха­ба­ров­ско­го края и за­клю­чен в Амур­ский же­лез­но­до­рож­ный ла­герь НКВД.
1 сен­тяб­ря 1939 го­да су­пру­га свя­щен­ни­ка и его де­ти на­пра­ви­ли пись­мо на­чаль­ни­ку НКВД Бе­рии с прось­бой пе­ре­смот­реть де­ло от­ца Алек­сандра. Со сво­ей сто­ро­ны, еще рань­ше, отец Алек­сандр по­дал за­яв­ле­ние о пе­ре­смот­ре де­ла. Сно­ва бы­ли до­про­ше­ны те же сви­де­те­ли; от неко­то­рых, ра­нее дан­ных ими по­ка­за­ний, они от­ка­за­лись, и сле­до­ва­тель 10 но­яб­ря 1939 го­да пред­ло­жил при­го­вор от­ме­нить и свя­щен­ни­ка осво­бо­дить. Дру­гой сле­до­ва­тель, рас­смот­рев де­ло 26 де­каб­ря 1939 го­да, пред­ло­жил при­го­вор все­го лишь из­ме­нить. 13 фев­ра­ля 1940 го­да след­ствен­ная часть управ­ле­ния НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти по­ста­но­ви­ла за­ме­нить на­ка­за­ние на пять лет ссыл­ки в Крас­но­яр­ский край. Но это уже не мог­ло со­сто­ять­ся.
Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ци­це­ров скон­чал­ся 9 сен­тяб­ря 1939 го­да в Бу­ре­ин­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре НКВД на стан­ции Из­вест­ко­вая и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 155-160.


Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-17229.
АМП. По­служ­ной спи­сок.
Ма­рьи­но. Пра­во­слав­ный ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ский аль­ма­нах. Вы­пуск 3. Из­да­ние церк­ви Свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на в Ма­рьи­но, Мос­ков­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 1998. С. 27-29.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест