Дни памяти

24 октября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 июля  (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Грив­ский ро­дил­ся 25 мая 1874 г. в по­го­сте Бол­чи­но Пор­хов­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Си­мео­на Афа­на­сье­ви­ча Гри­вско­го. Се­мья, в ко­то­рой он ро­дил­ся, при­над­ле­жа­ла из­вест­но­му в Псков­ской гу­бер­нии ро­ду Грив­ских. Пред­ста­ви­те­ли это­го ро­да оста­ви­ли за­мет­ный след в ис­то­рии Псков­ской гу­бер­нии. Они под­ви­за­лись на ни­ве об­ра­зо­ва­ния, на­род­но­го про­све­ще­ния и куль­ту­ры, мно­гие ста­но­ви­лись свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми.
В се­мье про­то­и­е­рея Си­мео­на Афа­на­сье­ви­ча Гри­вско­го сы­но­вья шли по сто­пам от­ца. Про­то­и­е­рей Си­ме­он слу­жил в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви с. Чир­ская, пре­по­да­вал За­кон Бо­жий и за­ве­до­вал цер­ков­но-при­ход­ской шко­лой. Его сы­но­вья - Алек­сандр, Сер­гий и Ни­кандр, под­рас­тая, один за дру­гим по­сту­па­ли в Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии они при­ня­ли свя­щен­ный сан и слу­жи­ли свя­щен­ни­ка­ми в раз­ных при­хо­дах Псков­ской епар­хии. Сам гла­ва се­мей­ства про­дол­жал слу­жить Свя­той Церк­ви до глу­бо­кой ста­ро­сти.
В го­ды го­не­ний XX сто­ле­тия все трое бра­тьев-свя­щен­ни­ков ста­ли му­че­ни­ка­ми за Хри­ста. Двое из них про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков рос­сий­ских. Стар­ший в се­мье, свя­щен­ник Алек­сандр Грив­ский, был рас­стре­лян ЧК в 1918 го­ду; свя­щен­ник Ни­кандр Грив­ский, слу­жив­ший в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви п. По­чеп То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии (ныне Твер­ская обл.), был при­го­во­рен НКВД к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. В Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре он тя­же­ло за­бо­лел и по­лу­чил ин­ва­лид­ность. В 1932 г. за­клю­че­ние в конц­ла­ге­ре бы­ло за­ме­не­но ему на ссыл­ку до окон­ча­ния сро­ка. В 1938 г. НКВД санк­ци­о­ни­ро­вал его но­вый арест и при­го­во­рил к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность». 2 ок­тяб­ря 1940 го­да свя­щен­ник Ни­кандр Грив­ский скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Обо­зер­ском лаг­пунк­те Ар­хан­гель­ской обл. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­кандр Грив­ский про­слав­лен в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков от Твер­ской епар­хии.
Млад­ший из бра­тьев, свя­щен­ник Сер­гий Грив­ский, на­сто­я­тель Вы­ше­го­род­ской церк­ви Де­до­вич­ско­го р-на, один из са­мых ак­тив­ных пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ства сво­е­го вре­ме­ни, был аре­сто­ван ор­га­на­ми НКВД в 1937 г. На до­про­сах он, не вы­дер­жав дав­ле­ния след­ствия, при­знал свою «ви­ну» по лож­но воз­ве­ден­но­му на него об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния по ст. 58 УК РСФСР и рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 г. в за­стен­ках Псков­ской тюрь­мы. За­хо­ро­нен в без­вест­ной мо­ги­ле.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Грив­ский об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Псков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние се­мьи Грив­ских бы­ло да­ле­ко не бле­стя­щим: от­цу про­то­и­е­рею не все­гда уда­ва­лось изыс­кать сред­ства для опла­ты обу­че­ния трех сво­их сы­но­вей, и Алек­сандр ча­сто по­па­дал в спи­сок долж­ни­ков за обу­че­ние. Служ­ба о. Алек­сандра в ду­хов­ном ве­дом­стве на­ча­лась с пер­вой сту­пе­ни по­свя­ще­ния: в 6-м клас­се се­ми­на­рии он был об­ла­чен в сти­харь, при­чем про­ис­хо­ди­ло это в ал­та­ре Свя­то-Тро­иц­ко­го Со­бо­ра. Се­ми­на­рию он за­кон­чил по вто­ро­му раз­ря­ду и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в цер­ковь по­го­ста Дуб­ки, где слу­жил око­ло го­да. В 1900 го­ду пра­вя­щий ар­хи­ерей пе­ре­вел его в Хри­сто­рож­де­ствен­скую цер­ковь се­ла Чир­ская. В этой церк­ви на­хо­ди­лась чу­до­твор­ная, осо­бо чти­мая пско­ви­ча­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рия-Чир­ская, яв­лен­ная Рус­ской Церк­ви в кня­же­ние Ва­си­лия I Дмит­ри­е­ви­ча. 7 лет слу­жил и воз­рас­тал ду­хом бу­ду­щий пас­тырь-му­че­ник под се­нью этой ве­ли­кой свя­ты­ни Псков­ской зем­ли.
В 1907 го­ду Алек­сандр при­нял сан свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в по­гост Сине-Ни­ко­ла Опо­чец­ко­го уез­да, где слу­жил око­ло 1 го­да. За­тем, с бла­го­сло­ве­ния Вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го Ар­се­ния (Стад­ниц­ко­го), ар­хи­епи­ско­па Псков­ско­го и Пор­хов­ско­го, он был пе­ре­ве­ден в с. Подокли­нье к церк­ви Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня. В Бо­го­яв­лен­ском хра­ме се­ла Подокли­нья так­же на­хо­ди­лась ве­ли­кая свя­ты­ня - Ва­то­пед­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние». Ико­на (ко­пия) бы­ла по­жерт­во­ва­на в 60-е гг. XIX сто­ле­тия из­вест­ным стран­ни­ком-слеп­цом Гри­го­ри­ем Ива­но­ви­чем Ши­ря­е­вым, имев­шим обык­но­ве­ние дли­тель­но про­жи­вать по­сле стран­ствий у вла­де­ли­цы се­ла Подокли­нья, кня­ги­ни Ана­ста­сии Ни­ко­ла­ев­ны Уру­со­вой. Празд­но­ва­ние иконе бы­ва­ло 21 ян­ва­ря при очень боль­шом сте­че­нии на­ро­да.
Подокли­нье рас­по­ла­га­лось на Пе­тер­бург­ском поч­то­вом трак­те к се­ве­ру от Пор­хо­ва, неда­ле­ко от Ни­кан­дро­вой пу­сты­ни, ко­то­рая при­вле­ка­ла к се­бе огром­ное ко­ли­че­ство бо­го­моль­цев, шед­ших по­кло­нить­ся мо­щам ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка Псков­ской зем­ли прп. Ни­канд­ра-пу­стын­но­жи­те­ля. Сю­да бо­го­моль­цы ха­жи­ва­ли пеш­ком по­мо­лить­ся в те­че­ние все­го го­да или шли «по за­ве­ту». В пре­столь­ные празд­ни­ки и па­мят­ные дни Ни­кан­дро­ва пу­стынь со­би­ра­ла до де­ся­ти (и да­же бо­лее) ты­сяч бо­го­моль­цев. Подокли­нье на­хо­ди­лось на пу­ти к оби­те­ли, и бо­го­моль­цы оста­нав­ли­ва­лись здесь по­кло­нить­ся чти­мой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри и пе­ре­дох­нуть. Отец Алек­сандр, при­ни­мая бо­го­моль­цев, предо­став­лял им пи­щу и кров в сво­ем до­ме. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, се­мья Подоклин­ско­го ба­тюш­ки бы­ла из­вест­на и ува­жа­е­ма так­же и за его по­пе­че­ние о стран­ни­ках.
Чуть ли не еже­днев­но, ес­ли су­дить по свод­ке кли­ро­вых ве­до­мо­стей, отец Алек­сандр со­вер­шал кре­ще­ния, вен­ча­ния, от­пе­ва­ния в сво­ем при­хо­де, на­счи­ты­ва­ю­щем око­ло 3-х ты­сяч че­ло­век. В се­мье Грив­ских де­тей не бы­ло, по­это­му о. Алек­сандр мог от­да­вать­ся пас­тыр­ско­му слу­же­нию с тем боль­шим усер­ди­ем. Бо­го­яв­лен­ская цер­ковь неиз­мен­но со­би­ра­ла мно­же­ство при­хо­жан. Уро­вень на­род­но­го бла­го­че­стия был весь­ма вы­сок в этой глу­бин­ке, на­род лю­бил свои свя­ты­ни, и здесь тра­ди­ци­он­ны­ми бы­ли мно­го­чис­лен­ные мест­ные празд­ни­ки - в каж­дом се­ле­нии свой. К мест­ным пра­во­слав­ным обы­ча­ям при­над­ле­жа­ли и т.н. «кре­сто­хож­де­ния» - по­се­ще­ния цер­ков­ным при­чтом до­мов при­хо­жан со свя­тым кре­стом. По пу­ти по прось­бе жи­те­лей со­вер­ша­лись оста­нов­ки и слу­жи­лись мо­леб­ны. К Подоклин­ско­му при­хо­ду бы­ло при­пи­са­но 9 ча­со­вен: 1 ка­мен­ная и 8 де­ре­вян­ных. Из­вест­на од­на из них, со­хра­нив­ша­я­ся при шос­сей­ной до­ро­ге в Подокли­нье. Она на­по­ло­ви­ну во­шла в зем­лю, но оста­лась непо­вре­жден­ной. Про­ве­де­ние бо­го­слу­же­ний в ча­сов­нях и по­пе­че­ние об их бла­го­устрой­стве так­же вхо­ди­ло в круг за­бот Подоклин­ско­го ба­тюш­ки.
Жизнь боль­шо­го при­хо­да за­став­ля­ла от­ца Алек­сандра пре­бы­вать в непре­стан­ной ду­хов­ной бод­ро­сти и мо­лит­ве. Как и вся­кий свя­щен­но­слу­жи­тель сво­е­го вре­ме­ни, о. Алек­сандр пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в близ­ле­жа­щих учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Он за­ко­но­учи­тель­ство­вал од­новре­мен­но в Подоклин­ской и Бля­ниц­кой зем­ских шко­лах. Кро­ме то­го, нес епар­хи­аль­ные по­слу­ша­ния - был чле­ном Прав­ле­ния Пор­хов­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща. Во вни­ма­ние к пас­тыр­ским тру­дам от­ца Алек­сандра Ду­хов­ная Кон­си­сто­рия 6 мая 1911 г. на­гра­ди­ла его на­бед­рен­ни­ком.
Су­пру­га от­ца Алек­сандра - ма­туш­ка Ни­на Си­мео­нов­на Гри­в­ская - име­ла хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Она окон­чи­ла курс в Ин­сти­ту­те Им­пе­ра­три­цы Ма­рии в С.-Пе­тер­бур­ге и за­ни­ма­лась пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­стью, что бы­ло в тра­ди­ции се­мей ду­хо­вен­ства то­го вре­ме­ни.
На­сту­пил ро­ко­вой 1917 год. На­ча­лись рас­пра­вы бо­го­бор­цев с «клас­со­вым вра­гом» - пра­во­слав­ным ду­хо­вен­ством и цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми. Отец Алек­сандр не мог мол­чать, взи­рая на без­за­ко­ния, тво­рив­ши­е­ся по­все­мест­но. С ам­во­на ста­ло зву­чать его сме­лое сло­во в за­щи­ту ве­ры и на­род­ных свя­тынь, осквер­няв­ших­ся пред­ста­ви­те­ля­ми бо­го­бор­че­ской вла­сти. Его сло­во при­об­ре­ло об­ли­чи­тель­ный ха­рак­тер. Мно­гим бы­ло яс­но, что боль­ше­ви­ки не про­стят свя­щен­ни­ку его про­по­ве­дей, рас­кры­ва­ю­щих суть про­ис­хо­дя­ще­го в стране.
Так оно и слу­чи­лось. Осе­нью 1918 го­да на­сто­я­тель Подоклин­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви был аре­сто­ван и пре­про­вож­дей в тюрь­му г. Пор­хо­ва. О том, что про­ис­хо­ди­ло да­лее, мож­но су­дить по со­хра­нив­шей­ся пе­ре­пис­ке Пор­хов­ско­го бла­го­чин­но­го про­то­и­е­рея Ев­ге­ния Ле­бе­де­ва с Нов­го­род­ским ар­хи­ере­ем, мит­ро­по­ли­том Ар­се­ни­ем (Стад­ниц­ким) 18 ок­тяб­ря 1918 го­да о. Ев­ге­ний ра­пор­то­вал Вла­ды­ке: «Сим имею долг до­не­сти Ва­ше­му Вы­со­ко­прео­свя­щен­ству, что 11 ок­тяб­ря с.г., Пор­хов­ско­го уез­да се­ла Подокли­нье свя­щен­ник Алек­сандр Грив­ский по по­ста­нов­ле­нию Чрез­вы­чай­ной Ко­мис­сии Со­вет­ской вла­сти рас­стре­лян в Пор­хо­ве. По­сле него оста­лась вдо­вою же­на его Ни­на Си­мео­нов­на. Де­тей нет».
На это со­об­ще­ние по­сле­до­ва­ла ре­зо­лю­ция Вла­ды­ки: «Так как до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по дан­но­му де­лу нет ни­ка­ких све­де­ний:
1. За­про­сить Чрез­вы­чай­ную След­ствен­ную Ко­мис­сию г. Пор­хо­ва, за ка­кую ви­ну рас­стре­лян свя­щен­ник се­ла Подокли­нье Алек­сандр Грив­ский;
2. О том же за­про­сить и про­то­и­е­рея Ев­ге­ния Ле­бе­де­ва;
3. Вы­ра­зить со­чув­ствие вдо­ве - Нине Си­мео­новне Гри­вской».
По­лу­чив ре­зо­лю­цию ар­хи­ерея, Нов­го­род­ский епар­хи­аль­ный Со­вет по­слал за­прос в ЧК Пор­хов­ско­го уез­да по фак­ту ги­бе­ли свя­щен­ни­ка се­ла Подокли­нье.
«Чрез­вы­чай­ная ко­мис­сия со­об­ща­ет, - го­во­ри­лось в от­ве­те от 21 но­яб­ря 1918 го­да, - что свя­щен­ник се­ла Подокли­нье Пор­хов­ско­го уез­да Алек­сандр Грив­ский был рас­стре­лян за при­над­леж­ность к контр­ре­во­лю­ци­он­но­му на­прав­ле­нию и по­гром­ную про­по­ведь в церк­ви». О том же из­ве­щал Епар­хи­аль­ный Со­вет и Пор­хов­ский бла­го­чин­ный: «...точ­но неиз­вест­но, за ка­кую ви­ну рас­стре­лян свя­щен­ник Алек­сандр Грив­ский, ве­ро­ят­но, за про­по­ведь про­ти­ву Со­вет­ской вла­сти».
Све­де­ния о му­че­ни­че­ской кон­чине от­ца Алек­сандра, хоть и скуд­ные, все же до­шли до на­ших дней.
Отец Алек­сандр при аре­сте был силь­но из­бит. В его аре­сте при­ни­ма­ла уча­стие мо­ло­дая жен­щи­на в чер­ной ко­жа­ной ту­жур­ке, вхо­дя­щая в ра­бо­чую груп­пу ЧК. Она бы­ла гро­зой мест­но­го края; о ее же­сто­ко­сти хо­ди­ли страш­ные слу­хи, ее ви­де­ли во мно­гих ме­стах, где со­вер­ша­лись по­доб­ные аре­сты. Отец Алек­сандр не мог усто­ять на но­гах. Он упал. По­бои не пре­кра­ща­лись. Из­би­тый, по­лу­жи­вой о. Алек­сандр был под­нят за ру­ки и за но­ги и бро­шен на под­во­ду. Ко­гда под­во­да дви­ну­лась, бы­ло вид­но, как со­дро­га­ют­ся в кон­вуль­си­ях но­ги свя­щен­но­му­че­ни­ка. От­ца Алек­сандра увез­ли в г. Пор­хов.
11 ок­тяб­ря 1918 го­да от­ца Алек­сандра рас­стре­ля­ли за го­ро­дом, в так на­зы­ва­е­мых «Пес­ках». По­дроб­но­сти рас­стре­ла неиз­вест­ны. Мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Алек­сандра не об­на­ру­же­на.
При аре­сте при­сут­ство­ва­ла ма­туш­ка, Ни­на Си­мео­нов­на Гри­в­ская. Она ед­ва оста­лась жи­ва, по­тря­сен­ная про­ис­хо­дя­щим. По­сле рас­стре­ла о. Алек­сандра она оста­ва­лась в Подокли­нье и про­дол­жа­ла ра­бо­тать учи­тель­ни­цей. Впо­след­ствии ей при­шлось скры­вать­ся как жене «слу­жи­те­ля ре­ли­ги­оз­но­го куль­та». Про­стые лю­ди жа­ле­ли ее, по­мо­га­ли, кто как мог. В слу­ча­ях яв­ной опас­но­сти пря­та­ли по раз­ным до­мам. Ува­жа­е­мая од­но­сель­ча­на­ми, Ни­на Си­мео­нов­на Гри­в­ская до­жи­ла до глу­бо­кой ста­ро­сти и окон­чи­ла свою жизнь в Подокли­нье. По­хо­ро­не­на на мест­ном клад­би­ще.
Свя­щен­ник Алек­сандр Грив­ский был рас­стре­лян од­ним из пер­вых в Псков­ской епар­хии, как дерз­но­вен­ный и бес­страш­ный пас­тырь, не убо­яв­ший­ся об­ра­тить об­ли­чи­тель­ное пас­тыр­ское сло­во про­тив бо­го­бор­че­ско­го ре­жи­ма и его адеп­тов. Он слу­жил Свя­той Церк­ви в свя­щен­ном сане 11 лет. Свет­лая па­мять о нем в на­ро­де Бо­жи­ем, несмот­ря на го­ды, жи­ва и по­ныне.
Се­ло Подокли­нье, где свя­щен­но­и­е­рей Алек­сандр воз­рос в ме­ру свя­то­сти, за­ме­ча­тель­но еще и тем, что сквозь го­ды бес­при­мер­ных го­не­ний, войн и по­жа­рищ со­хра­ни­ло свою глав­ную свя­ты­ню - древ­нюю Подоклин­скую Бо­го­яв­лен­скую цер­ковь и в ней - див­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние».

Ис­точ­ник: http://edapskov.narod.ru/

Случайный тест