Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

9 октября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1876 го­ду в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча Ле­вит­ско­го. Окон­чив в 1900 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, Алек­сандр Ле­вит­ский был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем граж­дан­ской ис­то­рии и сло­вес­но­сти в Ма­ри­ин­ском епар­хи­аль­ном учи­ли­ще, а так­же рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти в Фила­ре­тов­ском жен­ском учи­ли­ще в Москве. 12 мар­та 1904 го­да Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был опре­де­лен на ме­сто свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой, что в Тро­иц­кой сло­бо­де церк­ви, или как ее впо­след­ствии ста­ли на­зы­вать – Тро­иц­кая цер­ковь на Са­мо­те­ке, где во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь раз­ме­сти­лась ре­зи­ден­ция Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на.
Отец Алек­сандр был за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой при Тро­иц­кой церк­ви и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия. С 1905 го­да к этим по­слу­ша­ни­ям до­ба­ви­лось пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия в 5-й жен­ской гим­на­зии, а с 1906 го­да – в муж­ской гим­на­зии, учре­жден­ной А.В. Адоль­фом. В 1911 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен чле­ном при­ход­ско­го со­ве­та Тро­и­цой церк­ви.
В 1917 го­ду отец Алек­сандр был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1921‑м – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Вес­ной 1923 го­да в Тро­и­ций храм был на­зна­чен но­вый на­сто­я­тель, при­знав­ший об­нов­лен­цев, к нему при­со­еди­ни­лись дру­гие свя­щен­ни­ки, слу­жив­шие в хра­ме, и отец Алек­сандр вы­нуж­ден был по­ки­нуть храм. Од­на­ко, ра­ди паст­вы, он все же ре­шил на неко­то­рое вре­мя остать­ся. Не же­лая под­чи­нять­ся и при­зна­вать жи­во­цер­ков­ни­ков, отец Алек­сандр по­пал в слож­ное в ду­хов­ном и опас­ное в прак­ти­че­ском от­но­ше­нии по­ло­же­ние из-за тех непри­ят­но­стей, ко­то­рые ему мог­ли при­не­сти об­нов­лен­цы. 30 июня 1923 го­да отец Алек­сандр по­дал на­сто­я­те­лю хра­ма за­яв­ле­ние, в ко­то­ром на­пи­сал, что не име­ет ни­че­го об­ще­го с но­во­об­ра­зо­ван­ной об­нов­лен­че­ской об­щи­ной, и с 1 июля пре­кра­тил свое слу­же­ние в Тро­иц­ком хра­ме, а уже 6 июля 1923 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
От­ца Алек­сандра об­ви­ня­ли в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, в том, что он явил­ся ини­ци­а­то­ром при­ход­ско­го со­бра­ния, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го об­нов­лен­цы хо­те­ли иметь Крас­ниц­ко­го, но при­хо­жане Тро­иц­ко­го хра­ма бы­ли на­стро­е­ны ка­те­го­ри­че­ски про­тив, и Крас­ниц­ко­му при­шлось уда­лить­ся.
– Ука­жи­те, ко­гда и где вы вы­сту­па­ли на со­бра­ни­ях, дис­кус­си­ях, спо­рах и так да­лее? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­гда ни на ка­ких со­бра­ни­ях по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра не вы­сту­пал, а в ре­ли­ги­оз­ных про­по­ве­дях из­ла­гал хри­сти­ан­ское уче­ние и на­сколь­ко не со­от­вет­ству­ет ему жизнь совре­мен­ных хри­сти­ан, – от­ве­тил отец Алек­сандр.
–Под­вер­га­лись вы пре­сле­до­ва­нию по по­во­ду изъ­я­тия цен­но­стей, ес­ли да, то чем оно за­кон­чи­лось?
– Я лич­но к сда­че цен­но­стей ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имел... сле­до­ва­тель­но, ни­ка­ким пре­сле­до­ва­ни­ям не под­вер­гал­ся.
Сле­до­ва­тель спро­сил, ка­ко­во от­но­ше­ние свя­щен­ни­ка к ВЦУ, на что отец Алек­сандр от­ве­тил:
– Я лич­но при­зна­вал рас­по­ря­же­ния ВЦУ, но при­над­ле­жал и при­над­ле­жу к ста­рой Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рая ру­ко­во­ди­ма Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном...
– Ва­ше от­но­ше­ние к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти и в чем вы ви­ди­те ее ошиб­ки?
– Мое от­но­ше­ние к ме­ро­при­я­ти­ям пра­ви­тель­ства по­ло­жи­тель­ное, но его ошиб­ки не счи­таю впра­ве на­хо­дить.
– Ва­ше от­но­ше­ние к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке?
– Мое от­но­ше­ние по­ло­жи­тель­ное.
– Для ка­кой це­ли вы со­би­ра­ли в за­пис­ную книж­ку вы­держ­ки из га­зет по по­во­ду де­кре­тов и за­ко­нов, ка­са­ю­щих­ся Церк­ви?
– Как свя­щен­ник ин­те­ре­со­вал­ся но­вы­ми яв­ле­ни­я­ми... жиз­ни.
– Что мо­же­те ска­зать по по­во­ду ва­ших вы­ступ­ле­ний с про­ти­во­пра­ви­тель­ствен­ной аги­та­ци­ей в свя­зи с Цер­ко­вью...
– С про­ти­во­пра­ви­тель­ствен­ной аги­та­ци­ей ни­ко­гда не вы­сту­пал...
18 сен­тяб­ря 1923 го­да сле­до­ва­тель, вед­ший де­ло от­ца Алек­сандра, со­ста­вил за­клю­че­ние: «вви­ду от­сут­ствия до­ста­точ­ных улик, мо­гу­щих под­твер­дить факт его пре­ступ­но­сти... по по­до­зре­нию в про­из­не­се­нии про­во­ка­ци­он­ных ре­чей и контр­ре­во­лю­ци­он­ных де­я­ний на поч­ве яко­бы ре­ли­ги­оз­ных го­не­ний на Цер­ковь, след­стви­ем под­твер­дить его ви­нов­ность не уда­лось».
22 сен­тяб­ря 1923 го­да Кол­ле­гия ОГПУ по­ста­но­ви­ла осво­бо­дить про­то­и­е­рея Алек­сандра из-под стра­жи.
В 1924 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен слу­жить в Скор­бя­щен­ский храм при Ека­те­ри­нин­ской боль­ни­це, здесь он про­слу­жил до 1926 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в Спас­ском в Москве, а впо­след­ствии – в Зна­мен­скую цер­ковь в се­ле Хов­ри­но Крас­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста во вре­мя мас­со­вых го­не­ний в кон­це трид­ца­тых го­дов.
22 мар­та 1937 го­да некий член рай­он­но­го со­ве­та по­дал упол­но­мо­чен­но­му рай­он­но­го НКВД жа­ло­бу. «Счи­таю крайне необ­хо­ди­мым как член ВКП(б) со­об­щить Вам, – пи­сал он, – стра­жу про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры, сле­ду­ю­щее: по по­ру­че­нию рай­он­но­го про­ку­ро­ра... мне бы­ло по­ру­че­но про­ве­рить жа­ло­бу... При про­вер­ке вы­яс­не­но, что... за­строй­щи­ки А.Д. Ле­вит­ская с му­жем-свя­щен­ни­ком... ве­дут ан­ти­со­вет­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию...
Член ВЛКСМ Ба­лин, ко­то­рый про­жи­ва­ет в од­ном до­ме с ни­ми, го­во­рит, что ре­во­лю­ци­он­ных пе­сен петь не раз­ре­ша­ют. Несмот­ря на то, что ули­ца осве­ще­на элек­три­че­ством, они ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­ют про­во­дить в дом элек­три­че­ство и ра­дио.
Ху­же все­го, что они не при­зна­ют ор­га­нов вла­сти и их пред­ста­ви­те­лей... ко­гда я про­ве­рял жа­ло­бу... они... вы­ско­чи­ли из ком­на­ты и за­кры­ли на за­мок дверь.
По­сле узнал у со­се­дей, ко­то­рые жи­вут в этом до­ме, в част­но­сти у Ба­ли­на, что это лю­ди ан­ти­со­вет­ские, ко­то­рых необ­хо­ди­мо из крас­ной про­ле­тар­ской сто­ли­цы вы­се­лить...»
10 сен­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил его, ка­кие он ве­дет раз­го­во­ры, ко­гда у него в до­ме со­би­ра­ют­ся его зна­ко­мые.
– Раз­го­во­ры но­сят обыч­но до­маш­ний ха­рак­тер, то есть на бы­то­вые те­мы, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Это не вер­но, след­ствие тре­бу­ет от вас пра­виль­но­го от­ве­та.
– Я еще раз за­яв­ляю, что кро­ме бы­то­вых до­маш­них раз­го­во­ров дру­гих раз­го­во­ров не вел.
– След­ствию из­вест­но, что у вас на квар­ти­ре со­би­ра­ют­ся ре­ли­ги­оз­ные лю­ди, сре­ди ко­то­рых вы ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю.
Сле­до­ва­те­ли вы­зва­ли на до­прос двух сви­де­те­лей, со­се­дей свя­щен­ни­ка по до­му, они по­ка­за­ли, что су­пру­ги Ле­вит­ские вы­ка­зы­ва­ют про­ти­во­дей­ствие ме­ро­при­я­ти­ям по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го ха­рак­те­ра, веч­но они за­кры­ты, ка­кая‑то кон­спи­ра­ция, хо­дят к ним ли­ца ду­хов­но­го зва­ния, и о чем эти со­ве­ща­ния, о чем там го­во­рят, на­во­дит все­гда на по­до­зре­ния. Ле­вит­ские очень злоб­но на­стро­е­ны про­тив де­тей-пи­о­не­ров, не раз­ре­ша­ют им иг­рать на дво­ре до­ма, со­би­рать­ся груп­па­ми, за­пре­ща­ют иметь в до­ме ра­дио, петь пес­ни.
8 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ле­вит­ский был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 9 ок­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 186-191.

Биб­лио­гра­фия

ЦА ФСБ Рос­сии. Д. Р-25545.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 18796.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)