Дни памяти

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

16 февраля  (переходящая) – Собор святых Пермской митрополии

3 октября

Житие

Свя­щен­ник Алек­сандр Пав­ло­вич Те­тю­ев ро­дил­ся 10 мар­та 1879 го­да в се­ле Сал­та­но­ве Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Все пред­ки его бы­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми в Перм­ской гу­бер­нии. Пра­дед его, Сав­ва Иоаки­мо­вич Те­тю­ев слу­жил в на­ча­ле XIX ве­ка. Его сын, Сте­фан Сав­вич, ро­дил­ся в 1825 го­ду и слу­жил дья­ко­ном. Же­на Сте­фа­на Сав­ви­ча, дочь по­но­ма­ря из Ны­роб­ской церк­ви, ро­ди­лась в 1828 го­ду. Их сын Па­вел Сте­фа­но­вич ро­дил­ся в 1853 го­ду в Со­ли­кам­ске; его же­на, Лю­бовь Фе­до­ров­на, ро­ди­лась в 1858 го­ду и бы­ла до­че­рью пса­лом­щи­ка. Па­вел Сте­фа­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов го­ро­да Со­ли­кам­ска, где про­слу­жил до са­мой кон­чи­ны, 1916 го­да. Его сын Алек­сандр по­сту­пил учить­ся в го­род­ское учи­ли­ще в Со­ли­кам­ске, окон­чить ко­то­рое ему не при­шлось. Од­на­жды он с то­ва­ри­ща­ми ре­шил по­шу­тить. За од­ну ночь они пе­ре­ве­си­ли по­чти все го­род­ские вы­вес­ки. Вы­вес­ку куп­ца вто­рой гиль­дии по­ве­си­ли са­пож­ни­ку, а вы­вес­ку са­пож­ни­ка – куп­цу и т.д. Отец Па­вел на шут­ку по­смот­рел стро­го и ре­шил сво­е­го сы­на при­мер­но на­ка­зать. Он за­брал его из учи­ли­ща и от­дал на ис­прав­ле­ние в Со­ли­кам­ский Тро­иц­кий мо­на­стырь. Два го­да про­был Алек­сандр по­слуш­ни­ком, в по­след­нее вре­мя – у ар­хи­манд­ри­та Хри­сан­фа Кле­мен­тье­ва[1]. Мо­на­стыр­ская жизнь бла­го­твор­но по­вли­я­ла на юно­шу. В мо­на­сты­ре он стал уси­лен­но за­ни­мать­ся и сдал экс­тер­ном эк­за­ме­ны за курс учи­ли­ща, по­лу­чив пра­во на пре­по­да­ва­ние в цер­ков­но-при­ход­ских сель­ских шко­лах. В 1901 го­ду Алек­сандр Пав­ло­вич по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу се­ла Мо­ше­ва; через год он стал по­мощ­ни­ком учи­те­ля в се­ле Усть-Ны­роб. Здесь он же­нил­ся на Клав­дии Алек­сан­дровне.
Ко­гда-то, ра­но или позд­но, но все на­стой­чи­вее на­чи­на­ет пред­но­сить­ся в уме че­ло­ве­ка во­прос о смыс­ле его жиз­ни. Ес­ли ино­му че­ло­ве­ку, жи­ву­ще­му за пре­де­ла­ми Ру­си для удо­вле­тво­ре­ния за­про­сов ду­ши, до­ста­точ­но отыс­кать свое де­ло, то для рус­ско­го че­ло­ве­ка это­го ма­ло. Ему же­ла­ет­ся, чтобы смысл его жиз­ни сов­па­дал со смыс­лом жиз­ни веч­ной, как он от­крыт лю­дям Хри­стом, же­ла­ет­ся, чтобы он был бли­зок и смыс­лу жиз­ни на­род­но­му. В мо­мент та­ких по­ис­ков ар­хи­манд­рит Хри­санф по­со­ве­то­вал Алек­сан­дру Пав­ло­ви­чу оста­вить учи­тель­ство и бла­го­сло­вил стать свя­щен­ни­ком. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка се­ла Лек­мар­то­во. Недол­го о. Алек­сандр здесь про­слу­жил и был пе­ре­ве­ден в Вос­кре­сен­ский со­бор го­ро­да Чер­ды­ни. Еще не про­ка­тил­ся по рус­ской зем­ле боль­ше­вист­ский ка­ток, и го­род сла­вил­ся мно­ги­ми вы­да­ю­щи­ми­ся людь­ми и, в част­но­сти, свя­щен­ни­ка­ми. По при­хо­де в Чер­дынь боль­ше­ви­ков мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли сра­зу за­му­че­ны, при­чем са­мым же­сто­ким об­ра­зом — их об­ли­ва­ли ле­дя­ной во­дой на мо­ро­зе до смер­ти.
В пер­вый раз о. Алек­сандр был аре­сто­ван в 1920 го­ду за от­каз со­труд­ни­чать с ЧК, он про­си­дел в тюрь­ме Чер­ды­ни око­ло го­да. Во вто­рой раз его аре­сто­ва­ли в 1929 го­ду за со­про­тив­ле­ние об­нов­лен­че­ству. В этот год об­нов­лен­цы упо­треб­ля­ли зна­чи­тель­ные уси­лия, чтобы за­хва­тить пра­во­слав­ные хра­мы. Они си­лой за­хва­ти­ли Вос­кре­сен­ский со­бор, на­де­ясь, что о. Алек­сандр про­дол­жит свое слу­же­ние в нем и тем са­мым при­со­еди­нит­ся к об­нов­лен­цам. Но свя­щен­ник ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся слу­жить с об­нов­лен­ца­ми и пе­ре­шел в храм Успе­ния, оста­вав­ший­ся пра­во­слав­ным, а за ним пе­ре­шли и все при­хо­жане.
Об­нов­лен­цы за­про­те­сто­ва­ли про­тив ухо­да при­хо­жан и об­ра­ти­лись за по­мо­щью к ГПУ. Отец Алек­сандр был аре­сто­ван и об­ви­нен в том, что он сво­и­ми дей­стви­я­ми внес рознь в сре­ду ве­ру­ю­щих. Си­дел он в тюрь­ме на Усо­лье. Зда­ние это ра­нее при­над­ле­жа­ло церк­ви, и здесь ро­ди­лись все бра­тья и сест­ры о. Алек­сандра. Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, о. Алек­сандр вер­нул­ся в Чер­дынь, про­дол­жал слу­жить в хра­ме. Го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь тем вре­ме­нем не толь­ко не умень­ша­лись, но все уве­ли­чи­ва­лись, и свя­щен­ник, чтобы не под­вер­гать же­ну и де­тей пре­сле­до­ва­ни­ям, бла­го­сло­вил их пе­ре­ехать в дру­гой го­род, от­ку­да они при­ез­жа­ли на­ве­щать по­движ­ни­ка-от­ца. В 1936 го­ду близ­кие ста­ли уго­ва­ри­вать о. Алек­сандра оста­вить свя­щен­ство и пе­рей­ти на граж­дан­скую служ­бу, до­маш­ние да­же и ко­стюм ему ку­пи­ли, но он ка­те­го­ри­че­ски от этих пред­ло­же­ний от­ка­зал­ся. Всю жизнь он бо­лее все­го лю­бил Пра­во­слав­ную Цер­ковь, пра­во­слав­ную Рос­сию, рус­ский на­род, наи­бо­лее пол­но во­пло­тив­ший в се­бе иде­ал хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ства, и для него немыс­ли­мо бы­ло оста­вить цер­ков­ное слу­же­ние. «Я ве­рю, – го­во­рил он, – что, несмот­ря на все го­не­ния, пра­во­сла­вие, ко­то­рое ис­по­ве­ду­ет рус­ский на­род, не бу­дет уни­что­же­но». Отец Алек­сандр был аре­сто­ван 5 ав­гу­ста 1937 го­да и вско­ре рас­стре­лян.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 2». Тверь. 2001. С. 188-203

При­ме­ча­ния

[1] Ар­хи­манд­рит Хри­санф (Кле­мен­тьев) ро­дил­ся в 1862 го­ду. В 1925 го­ду был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Со­ликам­ско­го, ви­ка­рия Перм­ской епар­хии. Скон­чал­ся в 1930 го­ду.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест