День памяти

Житие

Мир­ское имя пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Антония[1] неиз­вест­но. Ро­дил­ся он в Ве­ли­ком кня­же­стве Ли­тов­ском в бла­го­че­сти­вой пра­во­слав­ной се­мье. В мо­ло­до­сти от­ли­чал­ся необуз­дан­ным нра­вом, убил че­ло­ве­ка. Дви­жи­мый рас­ка­я­ни­ем, при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Онуф­рий в Су­п­расль­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре (тер­ри­то­рия совре­мен­ной Поль­ши) при его ос­но­ва­те­ле игу­мене Па­ф­ну­тии (до 1506). Дви­жи­мый чув­ством рас­ка­я­ния в тяж­ком гре­хе, при­нял ре­ше­ние по­стра­дать за ве­ру в му­суль­ман­ских стра­нах, но не по­лу­чил на это бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на. На­став­лен­ный афон­ски­ми ино­ка­ми, устро­и­те­ля­ми Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, при­нял схи­му с име­нем Ан­то­ний и от­пра­вил­ся на Афон, где по­се­лил­ся в пир­ге (башне) свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го (ве­ро­ят­но, близ Про­та­та в Ка­рее). На Афоне на­ме­ре­ние Ан­то­ния при­нять му­че­ние за ве­ру так­же не по­лу­чи­ло одоб­ре­ния мо­на­стыр­ских вла­стей и стар­цев, и он по­слуш­но ис­пол­нял свой мо­на­ше­ский обет. Од­на­ко по про­ше­ствии ка­ко­го-то вре­ме­ни Ан­то­ний услы­шал о по­дви­ге знат­но­го юно­ши Иоан­на, за­му­чен­но­го тур­ка­ми (ве­ро­ят­но, в ма­ке­дон­ском го­ро­де Сер­ры), и же­ла­ние при­нять му­че­ние за ве­ру вновь овла­де­ло им. Он на­пра­вил­ся в Фес­са­ло­ни­ки, при­шёл в храм Бо­го­ро­ди­цы Ахи­ро­пи­и­тос (один из древ­ней­ших хра­мов го­ро­да, об­ра­щён­ный в ме­четь в 40-х го­дах XV ве­ка) и на­чал мо­лить­ся в ней во вре­мя му­суль­ман­ско­го бо­го­слу­же­ния, за что был из­бит и бро­шен в тем­ни­цу, где про­вёл 10 дней без пи­щи и во­ды. Вы­зван­ный по­сле это­го на до­прос к ту­рец­ко­му гра­до­на­чаль­ни­ку, Ан­то­ний от­ка­зал­ся от пред­ло­же­ния пе­рей­ти в му­суль­ман­ство и в рез­кой фор­ме по­ри­цал ис­лам и его при­вер­жен­цев. Разъ­ярён­ный гра­до­на­чаль­ник при­го­во­рил свя­то­го к со­жже­нию, хо­тя ка­дий («за­кон­ный су­дья») не на­шел ви­ны в по­ступ­ке ино­ка. При­ве­дён­ный на казнь, Ан­то­ний вновь от­ка­зал­ся при­нять ис­лам, плю­нул в ли­цо страж­ни­ку и был убит уда­ром па­ли­цы. Чтобы пре­сечь по­кло­не­ние хри­сти­ан мо­щам но­во­му­че­ни­ка, тур­ки со­жгли его те­ло, а прах раз­ве­я­ли.
Крат­кое жи­тие со сти­хом вна­ча­ле бы­ло на­пи­са­но, по всей ви­ди­мо­сти, в Су­п­расль­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре по рас­ска­зам афон­ских мо­на­хов или па­лом­ни­ков вско­ре по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­му­че­ни­ка. По­чи­та­ние Ан­то­ния Су­п­расль­ско­го не бы­ло рас­про­стра­не­но ни на Афоне, ни в Са­ло­ни­ках. Не из­вест­ны ни служ­ба ему (да­же от­дель­ные пес­но­пе­ния), ни изо­бра­же­ния.
Цен­тра­ли­за­ция си­сте­мы ка­но­ни­за­ции свя­тых в усло­ви­ях изо­ля­ции За­пад­но­рус­ской мит­ро­по­лии от Моск­вы при­ве­ла к то­му, что из за­пад­но­рус­ских свя­тых в свят­цы по­па­ли толь­ко наи­бо­лее из­вест­ные: Ки­е­во-Пе­чер­ские свя­тые и Ви­лен­ские му­че­ни­ки. Экс­пан­сия ка­то­ли­циз­ма и на­саж­де­ние унии уни­что­жи­ли в чис­ле про­чих все све­де­ния о пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ан­то­нии Су­п­расль­ском. Текст жи­тия его со­хра­нил­ся в един­ствен­ном спис­ке XVI в. на встав­ных ли­стах в за­пад­но­рус­ской ру­ко­пи­си Стиш­но­го Про­ло­га, где был по­ме­щён под 4 фев­ра­ля. Ру­ко­пись хра­ни­лась в Го­судар­ствен­ном Ис­то­ри­че­ском Му­зее, в фон­де со­бра­ния гра­фа Ува­ро­ва. По­чи­та­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­то­ния воз­ро­ди­лось в 2005 го­ду в Су­п­расль­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре, по­сле то­го, как ин­фор­ма­ция из ру­ко­пи­си бы­ла из­вле­че­на ис­сле­до­ва­те­ля­ми.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест