Дни памяти:

Житие

Жизнь и труды апостолов – Св. священномученик Аполлинарий, епископ Равеннский

Житие священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского

В цар­ство­ва­ние Рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41–54) в Рим из Ан­тио­хии при­шел свя­той апо­стол Петр и по­свя­тил при­шед­ше­го с ним ан­тио­хий­ца Апол­ли­на­рия во епи­ско­па Ра­вен­ний­ско­го. При­дя в Ра­вен­ну как стран­ник, свя­той Апол­ли­на­рий по­про­сил при­ю­та у мест­но­го жи­те­ля, во­и­на Ири­нея, и в бе­се­де с ним от­крыл, кто он и с ка­кой це­лью при­шел. У Ири­нея был сле­пой сын, ко­то­ро­го свя­той Апол­ли­на­рий, об­ра­тив­шись с мо­лит­вой к Гос­по­ду, ис­це­лил. Во­ин Ири­ней и его се­мей­ство пер­вы­ми в Ра­венне уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Свя­ти­тель остал­ся жить в до­ме Ири­нея и про­по­ве­до­вал о Хри­сте всем, же­лав­шим слу­шать его сло­во. Од­ним из чу­дес­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шен­ных свя­тым Апол­ли­на­ри­ем, бы­ло ис­це­ле­ние неиз­ле­чи­мо боль­ной же­ны ра­венн­ско­го три­бу­на – Фек­лы. По­сле то­го, как по мо­лит­ве свя­то­го она вста­ла с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вой, уве­ро­ва­ла во Хри­ста не толь­ко она, но и сам три­бун. В до­ме три­бу­на свя­той Апол­ли­на­рий устро­ил неболь­шую цер­ковь, где со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Для но­во­кре­ще­ных ра­вен­ний­цев Апол­ли­на­рий по­свя­тил двух пре­сви­те­ров – Аде­ре­та и Ка­ло­ки­ра, а так­же двух диа­ко­нов. Две­на­дцать лет свя­той Апол­ли­на­рий бла­го­вест­во­вал в Ра­венне, и чис­ло хри­сти­ан неуклон­но уве­ли­чи­ва­лось. Язы­че­ские жре­цы по­жа­ло­ва­лись на епи­ско­па пра­ви­те­лю Са­тур­ни­ну. Свя­той Апол­ли­на­рий пред­стал пе­ред су­дом и был под­верг­нут же­сто­ко­му ис­тя­за­нию. Ду­мая, что он умер, му­чи­те­ли вы­нес­ли его за го­род, на бе­рег мо­ря и там бро­си­ли. Но свя­той был жив. Ему ока­за­ла по­мощь и да­ла при­ют в сво­ем до­ме од­на бла­го­че­сти­вая вдо­ва-хри­сти­ан­ка. В ее до­ме свя­той Апол­ли­на­рий на­хо­дил­ся шесть ме­ся­цев и про­дол­жал тай­но про­по­ве­до­вать о Хри­сте. Ме­сто­пре­бы­ва­ние свя­то­го ста­ло из­вест­но, ко­гда он ис­це­лил от немо­ты знат­но­го жи­те­ля го­ро­да – Во­ни­фа­тия, по прось­бе же­ны по­след­не­го, умо­ляв­шей свя­то­го по­мочь ее му­жу. По­сле это­го чу­да мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту, а свя­то­го Апол­ли­на­рия опять при­ве­ли на суд и му­чи­ли, ста­вя бо­сы­ми но­га­ми на рас­ка­лен­ные уг­ли. Вто­рой раз его вы­та­щи­ли за го­род, но Гос­подь опять со­хра­нил ему жизнь. Свя­той не пре­кра­щал про­по­ве­ди до тех пор, по­ка его не из­гна­ли из го­ро­да. Неко­то­рое вре­мя свя­той Апол­ли­на­рий на­хо­дил­ся в Ита­лии, где по-преж­не­му про­дол­жал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие. Ра­венн­ской Цер­ко­вью управ­лял в это вре­мя пре­сви­тер Ка­ло­кир. Вер­нув­шись в Ра­вен­ну к сво­ей пастве, свя­той Апол­ли­на­рий опять был су­дим и при­го­во­рен к из­гна­нию. В тяж­ких око­вах он был по­са­жен на ко­рабль, плыв­ший в Ил­ли­рик, по ре­ке Ду­най. Два во­и­на обя­за­ны бы­ли до­ста­вить его на ме­сто ссыл­ки. За сво­им епи­ско­пом доб­ро­воль­но по­сле­до­ва­ли в из­гна­ние три кли­ри­ка. По до­ро­ге суд­но по­тер­пе­ло ко­раб­ле­кру­ше­ние, все уто­ну­ли, спас­лись толь­ко свя­той Апол­ли­на­рий, со­про­вож­дав­шие его кли­ри­ки и два во­и­на. Во­и­ны, слу­шая свя­то­го Апол­ли­на­рия, уве­ро­ва­ли в Гос­по­да и при­ня­ли Кре­ще­ние. Не на­хо­дя ни­где при­ста­ни­ща, пут­ни­ки при­шли в Ми­сию, где свя­той Апол­ли­на­рий ис­це­лил от про­ка­зы од­но­го знат­но­го жи­те­ля, за что по­лу­чил со сво­и­ми спут­ни­ка­ми при­ют в его до­ме. В этой стране свя­той Апол­ли­на­рий так­же неуто­ми­мо про­по­ве­до­вал о Хри­сте и мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил в хри­сти­ан­ство, за что под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны невер­ных. Они без по­ща­ды би­ли свя­то­го и, по­са­див его на ко­рабль, плыв­ший в Ита­лию, от­пра­ви­ли об­рат­но. По­сле трех­лет­не­го от­сут­ствия свя­той Апол­ли­на­рий вер­нул­ся в Ра­вен­ну и был с ра­до­стью при­нят сво­ей паст­вой. Языч­ни­ки же, на­пав на цер­ковь, где свя­той со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, разо­гна­ли мо­ля­щих­ся, а свя­то­го по­влек­ли к идоль­ским жре­цам в ка­пи­ще Апол­ло­на, где идол упал, как толь­ко вве­ли свя­то­го, и раз­бил­ся. Жре­цы при­ве­ли свя­то­го Апол­ли­на­рия на суд к но­во­му пра­ви­те­лю об­ла­сти – Тавру­су. Апол­ли­на­рий со­тво­рил тут но­вое чу­до – ис­це­лил сле­по­рож­ден­но­го сы­на пра­ви­те­ля. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние сы­на Таврус по­ста­рал­ся укрыть свя­то­го Апол­ли­на­рия от разъ­ярен­ной тол­пы. Он от­пра­вил его в свое за­го­род­ное име­ние, где кре­сти­лись сын и же­на Тавру­са, а сам он, бо­ясь гне­ва им­пе­ра­то­ра, не при­нял Кре­ще­ния, но от­но­сил­ся с бла­го­дар­но­стью и лю­бо­вью к сво­е­му бла­го­де­те­лю. Че­ты­ре го­да жил свя­той Апол­ли­на­рий в име­нии Тавру­са и бес­пре­пят­ствен­но бла­го­вест­во­вал о Спа­се­нии. Меж­ду тем язы­че­ские жре­цы от­пра­ви­ли до­не­се­ние им­пе­ра­то­ру Вес­па­си­а­ну с прось­бой осу­дить на смерть или из­гна­ние хри­сти­ан­ско­го "волх­ва" Апол­ли­на­рия. Од­на­ко им­пе­ра­тор от­ве­тил жре­цам, что бо­ги до­ста­точ­но силь­ны, чтобы ото­мстить за се­бя, ес­ли счи­та­ют се­бя оскорб­лен­ны­ми. Все же ярость языч­ни­ков на­стиг­ла свя­то­го Апол­ли­на­рия: они до­гна­ли его, ко­гда свя­той вы­шел из го­ро­да, на­прав­ля­ясь в бли­жай­шее се­ле­ние, и же­сто­ко из­би­ли его. Хри­сти­ане на­шли его, ед­ва жи­во­го, и при­нес­ли в се­ле­ние, где он про­ле­жал семь дней. Во вре­мя пред­смерт­ной сво­ей бо­лез­ни свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал по­учать свою паст­ву и пред­ска­зал, что по­сле го­не­ний для хри­сти­ан на­сту­пят луч­шие вре­ме­на, ко­гда они от­кры­то и сво­бод­но бу­дут ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. Пре­по­дав при­сут­ство­вав­шим свое свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, свя­щен­но­му­че­ник Апол­ли­на­рий ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­той Апол­ли­на­рий свя­ти­тель­ство­вал в Ра­венне 28 лет и скон­чал­ся в 75 го­ду.

См. так­же: "Стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Апол­ли­на­рия" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Случайный тест