Дни памяти:

Житие

Пре­по­доб­ный Апол­ло­ний был сы­ном бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Аиси и Ама­ни. По од­ной вер­сии, у него был стар­ший брат, мо­нах, умер­ший до его рож­де­ния, ко­то­рый яв­лял­ся ему во сне; по дру­гим дан­ным, его ро­ди­те­ли бы­ли без­дет­ны­ми до рож­де­ния Апол­ло­ния.

Пят­на­дца­ти­лет­ним юно­шей он уда­лил­ся во внут­рен­нюю Фива­ид­скую пу­сты­ню, Ниж­ний Еги­пет, вме­сте со сво­им род­ствен­ни­ком Абибом. По­сле 14 лет от­шель­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Апол­ло­ний спо­до­бил­ся Бо­же­ствен­но­го От­кро­ве­ния:

«Апол­ло­ний, чрез те­бя Я по­губ­лю пре­муд­рость пре­муд­рых в Егип­те и ра­зум ра­зум­ных от­верг­ну. Ты нис­про­верг­нешь тех, кто слы­вет муд­ре­ца­ми Ва­ви­лон­ски­ми, и вся­кое идо­ло­слу­же­ние. Сту­пай в ме­ста на­се­лен­ные: от те­бя про­изой­дет Мне на­род, во­ис­ти­ну и во всей пол­но­те рев­ну­ю­щий о бла­ге».

По вну­ше­нию свы­ше во вре­ме­на Юли­а­на От­ступ­ни­ка пре­по­доб­ный пе­ре­шел в ближ­нюю пу­сты­ню и близ Ер­мо­по­ля ос­но­вал оби­тель, в ко­то­рой по­сте­пен­но со­бра­лось око­ло пя­ти­сот ино­ков. Бра­тия мо­на­сты­ря до вку­ше­ния пи­щи при­ча­ща­лась Свя­тых Та­ин, за­тем до ве­че­ра по­уча­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии, а по­сле за­ка­та солн­ца, вку­сив пи­щи, од­ни уда­ля­лись в пу­сты­ню, «пре­да­ва­ясь во мра­ке но­чи бо­го­мыс­лию и раз­мыш­ле­нию о сло­ве Бо­жи­ем», дру­гие оста­ва­лись в оби­те­ли. Ча­сто ино­ки это­го мо­на­сты­ря вку­ша­ли пи­щу один раз в день. Апол­ло­ний по­ри­цал тех, кто при­дер­жи­вал­ся су­ро­вых форм ас­ке­зы: не стриг во­лос или но­сил вери­ги, – ви­дя в этом про­яв­ле­ние тще­сла­вия. При этом сам пре­по­доб­ный был стро­гим пост­ни­ком, вку­шал ва­ре­ную пи­щу толь­ко по вос­кре­се­ньям, а в осталь­ные дни пи­тал­ся толь­ко ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми.

Од­на­жды од­но­го из ино­ков на­силь­но ре­кру­ти­ро­ва­ли на во­ен­ную служ­бу и за­пер­ли в тем­ни­це. Апол­ло­ний вме­сте с дру­ги­ми мо­на­ха­ми по­се­тил его в за­клю­че­нии, уте­шил и по­со­ве­то­вал со­хра­нять твер­дость. Сот­ник, узнав про это, силь­но раз­гне­вал­ся и за­клю­чил пре­по­доб­но­го со спут­ни­ка­ми в тюрь­му, при­ста­вив мно­го­чис­лен­ную стра­жу. Од­на­ко в пол­ночь явил­ся Ан­гел Гос­по­день, от­верз две­ри тем­ни­цы, и мо­на­хи бес­пре­пят­ствен­но по­ки­ну­ли ее.

В окрест­но­стях мо­на­сты­ря бы­ло рас­по­ло­же­но око­ло де­ся­ти язы­че­ских по­се­ле­ний. Од­на­жды пре­по­доб­ный ока­зал­ся сви­де­те­лем язы­че­ско­го ри­ту­а­ла: жре­цы в со­про­вож­де­нии тол­пы об­но­си­ли идо­ла по окрест­ным се­ле­ни­ям, «неистов­ствуя на­по­до­бие вак­ха­нок». По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го участ­ни­ки идо­ло­слу­же­ния оста­но­ви­лись и не смог­ли да­лее про­дол­жить ше­ствие. Узнав о при­чине слу­чив­ше­го­ся, мно­гие по­сле­до­ва­ли за Апол­ло­ни­ем, а идол был со­жжен. По­сле это­го слу­чая мно­гие языч­ни­ки ста­ли хри­сти­а­на­ми, а неко­то­рые да­же оста­лись в мо­на­сты­ре. Ско­ро в окрест­но­стях оби­те­ли по­чти не оста­лось языч­ни­ков.

Ко­гда меж­ду дву­мя де­рев­ня­ми близ оби­те­ли по­шли раз­до­ры из-за гра­ниц, пре­по­доб­но­му уда­лось об­ра­тить в Хри­сто­ву ве­ру раз­бой­ни­ка, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, был за­чин­щи­ком ссо­ры, и вос­ста­но­вить мир. В дру­гом слу­чае Апол­ло­ний су­мел предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие меж­ду хри­сти­ан­ской и язы­че­ской де­рев­ня­ми, на­ка­зав пред­во­ди­те­ля языч­ни­ков страш­ной смер­тью. Ко­гда в Фива­и­де слу­чил­ся го­лод, Апол­ло­ний снаб­жал про­дук­та­ми жи­те­лей окрест­но­стей.

Ве­ро­ят­но, пре­по­доб­ный Апол­ло­ний скон­чал­ся око­ло 395 го­да в весь­ма пре­клон­ном воз­расте.

Све­де­ния о свя­том пре­по­доб­ном Апол­ло­нии бы­ли за­пи­са­ны в «Ис­то­рии мо­на­хов», ав­тор ко­то­рой вме­сте со сво­и­ми спут­ни­ка­ми по­се­тил пре­по­доб­но­го неза­дол­го до его кон­чи­ны и про­жил в его мо­на­сты­ре око­ло неде­ли. Све­де­ния о нем так­же во­шли так­же в «Цер­ков­ную ис­то­рию» Со­зо­ме­на, ко­то­рый на­зы­ва­ет ав­то­ром жи­тия пре­по­доб­но­го пред­сто­я­те­ля Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Ти­мо­фея. В Копт­ской Церк­ви со­хра­ни­лись древ­ние сви­де­тель­ства об Апол­ло­нии в опи­са­нии пу­те­ше­ствия ав­вы Пав­ла из Ан­ти­нои по еги­пет­ским мо­на­сты­рям , а так­же в ара­бо-яко­вит­ском си­нак­са­ре. Этот си­нак­сарь под 5 эм­ши­ра (30 ян­ва­ря) на­зы­ва­ет Апол­ло­ния «рав­но­ан­гель­ским». Копт­ская Цер­ковь так­же со­вер­ша­ет его па­мять 25 па­о­пе (22 ок­тяб­ря).

Рас­коп­ки на ме­сте ос­но­ван­но­го пре­по­доб­ным Апол­ло­ни­ем мо­на­сты­ря Ба­у­ит от­кры­ли ико­но­гра­фию пре­по­доб­но­го, ко­то­рый ча­сто изо­бра­жа­ет­ся вме­сте с Фибом – воз­мож­но, по­след­ний од­но ли­цо с Абибом, род­ствен­ни­ком и спо­движ­ни­ком Апол­ло­ния.

Пра­во­слав­ные ка­лен­да­ри Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­рии ука­зы­ва­ют его па­мять 31 мар­та. Гре­ко­языч­ное жи­тие пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­ра­бот­ку по­вест­во­ва­ния о пре­по­доб­ном из «Ис­то­рии мо­на­хов». Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Апол­ло­ния во­шло в спис­ки нестиш­но­го Про­ло­га 2-й ре­дак­ции, со­став­лен­ной на Ру­си не позд­нее кон­ца XII ве­ка, и по­ме­ще­но в Ве­ли­ких Ми­не­ях Че­тьих. По­чи­та­ние свя­то­го Апол­ло­ния так­же су­ще­ству­ет и в ри­мо-ка­то­ли­циз­ме, где его па­мять со­вер­ша­ет­ся 25 ян­ва­ря.

См. так­же: "Па­мять пре­по­доб­но­го Апол­ло­ния" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)