День памяти

Житие

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские, Сирские

Точ­ное вре­мя жиз­ни свя­тых неиз­вест­но. В ви­зан­тий­ских си­нак­са­рях со­дер­жат­ся ска­за­ния об этих рев­ност­ных хри­сти­а­нах, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли Еван­ге­лие языч­ни­кам, мно­гих об­ра­ти­ли ко Хри­сту и кре­сти­ли. Пра­ви­тель Ла­оди­кии при­ка­зал схва­тить их. На су­де они твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Хри­ста и не по­же­ла­ли от­речь­ся от сво­ей ве­ры, но изоб­ли­ча­ли слу­же­ние идо­лам и уко­ря­ли пра­ви­те­ля в без­за­ко­нии. По­сле пы­ток му­че­ни­ки скон­ча­лись. В неко­то­рых си­нак­са­рях, в част­но­сти, в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви (кон. Х в.), уточ­ня­ет­ся, что му­че­ни­ки бы­ли за­се­че­ны до смер­ти. Близ­кое по со­дер­жа­нию ска­за­ние на­хо­дит­ся в Ми­но­ло­гии Ва­си­лия II (кон. Х в.) под 11 сен­тяб­ря, от­ку­да оно пе­ре­шло в сла­вя­но-рус­ские про­ло­ги.

На ос­но­ва­нии ви­зан­тий­ских па­мят­ни­ков кар­ди­нал Це­зарь Ба­ро­ний по­ме­стил под тем же чис­лом в Рим­ском Мар­ти­ро­ло­ге све­де­ния об этих му­че­ни­ках и при­со­еди­нил из совре­мен­ных ему гре­че­ских Ми­ней неко­е­го мч. Ди­о­ми­да. В бо­лее ран­них ви­зан­тий­ских си­нак­са­рях этот му­че­ник не упо­ми­на­ет­ся. На этом ос­но­ва­нии Рус­ская Цер­ковь чтит 11 сен­тяб­ря толь­ко Ди­о­до­ра и Ди­о­ми­да.

В древ­ней­ших ка­лен­дар­ных па­мят­ни­ках ру­бе­жа IV и V вв. – в Си­рий­ском Мар­ти­ро­ло­ге и в Мар­ти­ро­ло­ге блж. Иеро­ни­ма – имя Ди­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся без дру­жи­ны под 9 ок­тяб­ря (тиш­ри 9). На ос­но­ве ска­за­ний ви­зан­тий­ских си­нак­са­рей о том, что Ди­о­дор кре­стил мно­гих об­ра­щен­ных языч­ни­ков, в Си­рий­ском Мар­ти­ро­ло­ге он пред­став­лен как пре­сви­тер.

Ис­точ­ник: http://pravicon.com

См. так­же: "Па­мять свя­тых му­че­ни­ков Ди­о­до­ра и Ди­ди­ма" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Случайный тест