Дни памяти

15 декабря

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 22 ок­тяб­ря 1879 го­да в се­ле Ти­мо­ни­но Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Фе­о­до­ра Бла­го­ве­щен­ско­го.
По окон­ча­нии ду­хов­ной шко­лы Дмит­рий по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, где от­учил­ся один год. 22 мая 1900 го­да епи­ско­пом Дмит­ров­ским Несто­ром (Ме­та­ни­е­вым) он был опре­де­лен во пса­лом­щи­ка к Зна­мен­ской церк­ви се­ла Ильин­ское Ко­ло­мен­ско­го уез­да, а через год так­же епи­ско­пом Несто­ром по­свя­щен в сти­харь. В 1904-1906 го­дах, со­стоя пса­лом­щи­ком, Дмит­рий Фе­до­ро­вич без­воз­мезд­но про­хо­дил долж­ность по­мощ­ни­ка учи­те­ля Ильин­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
20 сен­тяб­ря 1906 го­да ука­зом мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го) он был пе­ре­ве­ден в Вос­кре­сен­скую цер­ковь се­ла Ивой­ло­во Вос­кре­сен­ско­го уез­да на штат­ную диа­кон­скую ва­кан­сию и 20 ок­тяб­ря то­го же го­да епи­ско­пом Сер­пу­хов­ским Ана­ста­си­ем (Гри­ба­нов­ским) ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. К это­му же хра­му он был опре­де­лен свя­щен­ни­ком по­сле ру­ко­по­ло­же­ния 1 ян­ва­ря 1931 го­да.
До ру­ко­по­ло­же­ния Дмит­рий Фе­до­ро­вич же­нил­ся на Пав­ле Ва­си­льевне. Сво­их де­тей у них не бы­ло, но они взя­ли на вос­пи­та­ние де­воч­ку-си­ро­ту Ка­тю 1910 го­да рож­де­ния, ко­то­рая бы­ла им как род­ная дочь.
По­сле ре­во­лю­ции вла­сти неод­но­крат­но аре­сто­вы­ва­ли от­ца Ди­мит­рия: в 1918 и 1919 го­дах, в 1928 го­ду и три ра­за в 1931 го­ду – за то, что он был не в со­сто­я­нии упла­тить огром­ные на­ло­ги. В 1929 го­ду в кам­па­нию по рас­ку­ла­чи­ва­нию у Бла­го­ве­щен­ских от­ня­ли на­дел зем­ли, ко­ро­ву, ло­шадь и уве­ли­чи­ли на­лог вдвое – с 50 руб­лей до 106 руб­лей. За­тем за неупла­ту это­го на­ло­га и невы­пол­не­ние твер­до­го за­да­ния по дре­во­за­го­тов­кам бы­ло кон­фис­ко­ва­но и дру­гое иму­ще­ство се­мьи.
В ок­тяб­ре 1931 го­да отец Ди­мит­рий был осуж­ден к вы­сыл­ке из Мос­ков­ской об­ла­сти, опять за невы­пол­не­ние твер­до­го за­да­ния. Храм мог остать­ся без свя­щен­ни­ка. В од­но из вос­кре­се­ний но­яб­ря отец Ди­мит­рий по­сле ли­тур­гии за­чи­тал при­го­вор су­да, за­пла­кал и по­про­сил при­хо­жан о по­мо­щи. Лю­ди в хра­ме то­же пла­ка­ли, по­том со­бра­ли свя­щен­ни­ку де­нег, про­дук­тов, и на ка­кое-то вре­мя уда­лось от­ло­жить за­кры­тие хра­ма.
10 ап­ре­ля 1932 го­да отец Ди­мит­рий был вновь аре­сто­ван, на этот раз по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, и от­прав­лен в Во­ло­ко­лам­ский дом­зак.
На пер­вом до­про­се свя­щен­ник ска­зал:
– Я, Бла­го­ве­щен­ский, про­тив цен­траль­ной со­вет­ской вла­сти ни­ко­гда не воз­ра­жал. Но про­тив ни­зо­вых пред­ста­ви­те­лей вла­сти, ра­бо­та­ю­щих в де­ревне, в рай­оне, как ком­му­ни­стов, пред­се­да­те­лей сель­со­ве­тов и дру­гих лиц, я все­гда про­яв­лял и про­яв­ляю недо­воль­ство в си­лу то­го, что на ме­стах к тру­до­во­му на­ро­ду, а тем бо­лее к слу­жи­те­лям куль­та, от­но­сят­ся… невер­но; это я ис­пы­тал на се­бе – ко­гда ме­ня за по­след­ние 2-3 го­да несколь­ко раз при­вле­ка­ли к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти… что ме­ня оби­жа­ло, и я еще боль­ше про­яв­лял недо­воль­ство…
Ме­ня не толь­ко при­тес­ня­ли по ли­нии на­ло­гов, но и мест­ная власть не раз­ре­ша­ла ино­гда про­во­дить мо­леб­ны по до­мам при­хо­жан… Как ме­ня мест­ная власть ни оби­жа­ла, но все­гда на­род по­мо­гал, ве­ру­ю­щие мне очень со­чув­ству­ют.
На сле­ду­ю­щий день на дру­гом до­про­се отец Ди­мит­рий до­ба­вил к сво­им сло­вам:
– С пол­ной от­кро­вен­но­стью за­яв­ляю, что я ни­как не мо­гу при­ми­рить­ся с су­ще­ству­ю­щей со­вет­ской вла­стью и ее уста­нов­лен­ны­ми по­ряд­ка­ми. Я счи­таю, что со­вет­ская власть к на­ро­ду при­ме­ня­ет ис­клю­чи­тель­но на­си­лие. Возь­мем во­прос ре­ли­гии. Ре­ли­гию из­го­ня­ют, при­тес­ня­ют и из­жи­ва­ют, а слу­жи­те­лей куль­та про­сто вы­ки­ды­ва­ют за борт жиз­ни. Ку­да слу­жи­тель куль­та мо­жет де­вать­ся? Ни­ку­да. Со­зда­ли та­кие усло­вия, что вез­де нас из­го­ня­ют... а ведь су­ще­ство­вать нам нуж­но. И все это про­во­дит­ся во­пре­ки во­ле на­ро­да. Мы зна­ем, что как со­вет­ская власть ни ве­дет ра­бо­ту, но все-та­ки… боль­шин­ство из тру­до­во­го на­ро­да... цер­ковь лю­бит и без ре­ли­гии жить не мо­жет.
Вто­рое, я счи­таю, управ­ле­ние стра­ной про­хо­дит очень неуме­ло, в боль­шин­стве лю­ди, по­став­лен­ные ру­ко­во­дить, не от­ве­ча­ют сво­е­му на­зна­че­нию, са­ми сво­и­ми дей­стви­я­ми вы­зы­ва­ют недо­воль­ство сре­ди на­се­ле­ния, осо­бен­но сре­ди слу­жи­те­лей куль­та. Взять в при­мер ме­ня – ме­ня в те­че­ние ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да, а осо­бен­но в по­след­ние 2 го­да, несколь­ко раз су­ди­ли, на­ла­га­ли на­ло­ги, да­ва­ли за­да­ния и оби­жа­ли, да­же несчаст­ную со­ба­ку и то сек­ре­тарь ячей­ки... за­стре­лил – к че­му это все? Раз­ве это не из­де­ва­тель­ство, не на­си­лие?..
Возь­мем во­прос кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства – вме­сто доб­ро­воль­но­го в кол­хо­зы му­жи­ков за­го­ня­ют на­си­ли­ем, и каж­дый му­жик, бо­ясь ре­прес­сий, вы­нуж­ден вхо­дить в кол­хоз, а что сей­час де­ла­ет­ся в кол­хо­зах? Кре­стьяне го­ло­да­ют... скот то­же на­хо­дит­ся без кор­ма… се­но­ко­сы оста­лись неско­шен­ны­ми... толь­ко по­то­му, что у кре­стьян нет ни­ка­ко­го же­ла­ния ра­бо­тать на кол­хоз...
Я лич­но… свою точ­ку зре­ния по от­но­ше­нию недо­воль­ства к со­вет­ской вла­сти не раз вы­ска­зы­вал сре­ди от­дель­ных при­хо­жан, и со мной вполне раз­де­ля­ли мое мне­ние... В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ви­нов­ным се­бя при­знаю».
На­чав­ше­е­ся 11 ап­ре­ля след­ствие уже к 13 ап­ре­ля вы­дви­ну­ло об­ви­не­ние, а 27 ап­ре­ля 1932 го­да су­деб­ная трой­ка при ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на три го­да.
Он был со­слан в ла­герь ОГПУ в Мур­ман­ской об­ла­сти. 15 де­каб­ря 1932 го­да свя­щен­ник Ди­мит­рий Бла­го­ве­щен­ский скон­чал­ся в 4-м ла­гер­ном пунк­те го­ро­да Кемь Ка­рель­ской АССР и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Про­то­и­е­рей Олег Мит­ров

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 2». Тверь, 2005 год, стр. 236–239.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест