Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

31 марта

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1889 го­да в се­ле Бар­ди­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Ро­за­но­ва. По окон­ча­нии в 1907 го­ду Ко­ло­мен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он же­нил­ся на Ели­за­ве­те Пав­ловне Кед­ро­вой и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ло По­чин­ки Ко­ло­мен­ско­го уез­да[1]. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и на­ча­ла граж­дан­ской вой­ны он был в 1918 го­ду мо­би­ли­зо­ван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии, в ко­то­ром про­слу­жил до 1921 го­да.
21 но­яб­ря 1921 го­да Дмит­рий Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви в се­ле По­чин­ки, а 8 мая 1922 го­да — к той же церк­ви свя­щен­ни­ком.

В то вре­мя од­ной из форм борь­бы без­бож­ных вла­стей с Цер­ко­вью бы­ло тре­бо­ва­ние упла­ты про­из­воль­но на­зна­ча­е­мых сумм в ви­де раз­лич­ных на­ло­гов. В 1931 го­ду за неупла­ту од­но­го из на­ло­гов отец Ди­мит­рий был при­го­во­рен к че­ты­рем ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот. Ме­ра на­ка­за­ния не бы­ла свя­за­на с ли­ше­ни­ем сво­бо­ды, и свя­щен­ник во все цер­ков­ные празд­ни­ки при­ез­жал в се­ло и со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. В 1933 го­ду отец Ди­мит­рий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
В 1937 го­ду вла­сти, в свя­зи с рас­по­ря­же­ни­ем со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства о физи­че­ском уни­что­же­нии Церк­ви, при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, а храм за­крыть. В ок­тяб­ре 1937 го­да бы­ли со­бра­ны по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей о том, что свя­щен­ник яко­бы за­ни­мал­ся пред­вы­бор­ной аги­та­ци­ей, на­прав­лен­ной про­тив кан­ди­да­тов, ко­то­рые вы­дви­га­лись мест­ны­ми ком­му­ни­ста­ми, и пред­ла­гал в кан­ди­да­ты ве­ру­ю­щих лю­дей, из-за че­го на­се­ле­ние про­го­ло­со­ва­ло про­тив ком­му­ни­сти­че­ских кан­ди­да­тов. Пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та по­дал в НКВД справ­ку, в ко­то­рой пи­сал, что бла­го­да­ря аги­та­ции свя­щен­ни­ка ком­му­ни­сти­че­ских из­бран­ни­ков толь­ко со вто­ро­го ра­за уда­лось про­ве­сти в кан­ди­да­ты. «Даль­ней­шее пре­бы­ва­ние Ро­за­но­ва в се­ле По­чин­ки невоз­мож­но»[2], — за­клю­чил свою справ­ку пред­се­да­тель.
Груп­па граж­дан се­ла По­чин­ки, ко­то­рые яви­лись впо­след­ствии и лже­сви­де­те­ля­ми, на­пра­ви­ла в НКВД за­яв­ле­ние, про­ся при­влечь свя­щен­ни­ка и ак­тив­ных чле­нов два­дцат­ки к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за срыв вы­бо­ров, так как бы­ли пред­ло­же­ны не те кан­ди­да­ты, ко­то­рые пред­ла­га­лись пред­ста­ви­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти.
12 но­яб­ря 1937 го­да отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван, за­клю­чен в ка­шир­скую тюрь­му и через день до­про­шен. На до­про­сах сле­до­ва­тель по­вто­рил все лже­сви­де­тель­ства, но на каж­дый во­прос, с опи­са­ни­ем несо­вер­шен­ных пре­ступ­ле­ний и пе­ре­ска­зом непро­из­не­сен­ных слов, отец Ди­мит­рий от­ве­чал од­но­знач­но: «Это­го я не го­во­рил и ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
16 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. В мар­те 1938 го­да род­ные по­лу­чи­ли от него пись­мо со стан­ции Из­вест­ко­вая Ус­су­рий­ской же­лез­ной до­ро­ги, и на этом вся­кая их связь со свя­щен­ни­ком пре­кра­ти­лась. Свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов скон­чал­ся в Бам­ла­ге 31 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной ла­гер­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 196-197


При­ме­ча­ния

[1] Ныне Сту­пин­ский рай­он Мос­ков­ской об­ла­сти.

[2] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-28180, л. 15.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест