Дни памяти:

Житие

Краткое житие преподобного Дионисия Малого

Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий Ма­лый (ок. 470 — меж­ду 537 и 556) ро­дил­ся в Ски­фии, по про­ис­хож­де­нию ге­то-дак (тер­ри­то­рия ны­неш­ней Ру­мы­нии). В кон­це V ве­ка по­се­лил­ся в Ри­ме. Пе­ре­вел на ла­тин­ский язык мно­же­ство жи­тий и тво­ре­ний свя­тых, а так­же сбор­ни­ков ка­но­ни­че­ских пра­вил. Со­ста­вил таб­ли­цы для вы­чис­ле­ния Пас­хи, ввел в прак­ти­ку ле­то­ис­чис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва.
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий вклю­чён в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 7 мар­та 2018 го­да (жур­нал №8) с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния дня па­мя­ти 1/14 сен­тяб­ря.

Полное житие преподобного Дионисия Малого

Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий Ма­лый — ос­но­ва­тель хри­сти­ан­ско­го ле­то­счис­ле­ния — был по про­ис­хож­де­нию скиф, но боль­шую часть сво­ей жиз­ни про­вел в Ри­ме в мо­на­ше­стве. Он при­был ту­да в кон­це V ве­ка и оста­вал­ся там до са­мой смер­ти. Позд­ней­шие пи­са­те­ли на­зы­ва­ют его аб­ба­том, но от­сю­да не сле­ду­ет, что он дей­стви­тель­но был на­сто­я­те­лем ка­ко­го-ни­будь мо­на­сты­ря. Это был боль­шой зна­ток Св. Пи­са­ния, стро­гий блю­сти­тель всех мо­на­ше­ских доб­ро­де­те­лей и, преж­де все­го, сми­ре­ния, в знак че­го он и на­зы­вал се­бя Exigunis (Ма­лый). При пре­крас­ном зна­нии гре­че­ско­го язы­ка, он, как пе­ре­вод­чик, ока­зал важ­ные услу­ги цер­ков­но­му пра­ву и хри­сти­ан­ской хро­но­ло­гии, ис­то­рии мо­на­ше­ства и дог­ма­ти­ке. Ему при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие тво­ре­ния: 1) Со­бра­ние де­я­ний со­бо­ров, из­дан­ное в двух ре­дак­ци­ях. Обе ре­дак­ции со­сто­ят из пе­ре­во­да 50 апо­столь­ских пра­вил, гре­че­ско­го со­бра­ния де­я­нии со­бо­ров Ни­кей­ско­го, Ан­кир­ско­го, Неоке­са­рий­ско­го, Ган­гр­ско­го, Ан­тио­хий­ско­го, Ла­оди­кий­ско­го, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го и 27 ка­но­нов Хал­ки­дон­ско­го (при этом не до­ста­ет 28–30 глав), рав­но как 21 пра­ви­ла Сар­дин­ско­го и опре­де­ле­ний Кар­фа­ген­ско­го от 419. Обе ре­дак­ции по­свя­ще­ны епи­ско­пу Сте­фа­ну Са­лон­ско­му. 2) До­воль­но дол­го спу­стя по­сле вто­рой ре­дак­ции Со­бра­ния со­бо­ров, яви­лось Со­бра­ние де­кре­та­лий, древ­ней­ший сбор­ник это­го ро­да. Оно со­дер­жит в се­бе по­сла­ния Си­ри­ция Рим­ско­го (384–398 г.) в 15 гла­вах, два­дцать од­но по­сла­ние Ин­но­кен­тия I, од­но Зо­си­мы, че­ты­ре от вре­мен Бо­ни­фа­ция I, три Це­ле­сти­на, семь Льва I, од­но Ге­ла­сия и од­но Ана­ста­сия I. 3) Пас­ха­лия, про­дол­же­ние 95-лет­ней пас­ха­лии Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, ко­то­рая за­кан­чи­ва­лась 531 го­дом. В 525 г. Ди­о­ни­сий про­дол­жил эту ра­бо­ту, по­вто­рил по­след­ний де­вят­на­дца­ти­лет­ний цикл Ки­рил­ла и при­со­еди­нил с 532 г. еще пять даль­ней­ших. Во­шед­шую со вре­ме­ни Ни­кей­ско­го со­бо­ра на Во­сто­ке в упо­треб­ле­ние алек­сан­дрий­скую пас­ха­лию он ввел в ла­тин­скую цер­ковь, ко­то­рая до­то­ле дер­жа­лась 84-лет­не­го цик­ла Вик­то­рия, и ока­зал этим нема­лую услу­гу в де­ле еди­не­ния церк­ви. Он пе­ре­стал ве­сти ле­то­счис­ле­ние от Дио­кли­ти­а­на, это­го без­бож­но­го го­ни­те­ля хри­сти­ан, а на­чал счи­тать го­ды ab incarnatione Domini (от во­пло­ще­ния Гос­по­да), и та­ким об­ра­зом был ос­но­ва­те­лем хри­сти­ан­ско­го ле­то­счис­ле­ния. Рож­де­ние Хри­ста он по­ла­гал, как те­перь из­вест­но, непра­виль­но, в 754 г. от ос­но­ва­ния Ри­ма, и имен­но 25 де­каб­ря 1 го­да сво­ей эры; днем «во­пло­ще­ния» счи­тал 25 мар­та. Его пас­халь­ный круг вско­ре был при­нят Ри­мом, а за­тем и в осталь­ной Ита­лии, к кон­цу VI ве­ка в Гал­лии, на­ко­нец с 729 г. в бри­тан­ской церк­ви. Во вре­мя Кар­ла Ве­ли­ко­го, Ди­о­ни­си­е­во ле­то­счис­ле­ние, как его на­зы­ва­ли на За­па­де, во­шло в офи­ци­аль­ное упо­треб­ле­ние в церк­ви. Дру­гие его про­из­ве­де­ния со­сто­ят из раз­ных по­сла­ний и пе­ре­во­дов.[1]


При­ме­ча­ние

[1] Ис­точ­ник: Со­ко­лов И.И. Пра­во­слав­ная бо­го­слов­ская эн­цик­ло­пе­дия. Том 4, стлб. 1087. Из­да­ние Пет­ро­град. При­ло­же­ние к ду­хов­но­му жур­на­лу "Стран­ник" за 1903 г. Ор­фо­гра­фия совре­мен­ная.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)