Благоверная княгиня Евдоки́я Владимирская
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Евдокия Александровна – дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны. Родилась после 1239 года (указание на год рождения Евдокии Александровны обусловлено тем, что в 1239 г. кн. Александр женился).
Прямые указания на то, что Евдокия Александровна была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной.
Сохранилось общее погребение Евдокии Александровны и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре. Евдокия Александровна могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским.
Сведений о Евдокии Александровне в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.– времени возобновления Княгинина монастыря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина монастыря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI– 1-й пол. XVII в.) мощи Евдокии Александровны, по-видимому, находились в восточной части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202 г., в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое).
По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича, определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида – марта в 1 день» (Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в котором, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу – камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64).
В XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания.
В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, которые «почитаеми от человек», но дни памяти которых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей – детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. № 201. Л. 333).
Согласно описи монастырского имущества 1665 г., «в казне» находился «покров благоверныя великия княгини Евдокии: камка гвоздичная, крест на ней миткалинный» (Опись владимирского Успенского Княгинина девичьего монастыря. 1665 г. // Памятная книжка Владимирской губ. на 1862 г. Владимир, 1862. С. 85). В описи 1686 г. указано, что в «пределе Рожества Христова, на правой стороне благоверная великая княгиня Александра да великая княжна Евдокия, дщерь великаго князя Александра Ярославича... опочивают под спудом» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Мон. кн. № 2. Л. 45 об.).
В монастырском синодике 1701 г. в поминальную запись рода св. кн. Александра Невского внесена «благоверная великая княжна Евдокия» (ГВСМЗ. ОР. № В-5636/289. Кр. 596. Л. 21 об.).
«Офицерская опись» монастыря 1763 г. отмечает, что на гробнице кнг. Александры и Евдокии Александровны «дска деревянная ж, на ней крест и слова позлащены, а по сторонам писано красками ис святаго Евангелия причи ж, и по краям позлащено» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 690. Л. 45 об., 47 об.).
До 2-й пол. XIX в. место погребения Евдокии Александровны было по-прежнему отмечено деревянным надгробием (Флоринский. 1859. С. 21), которое к концу столетия обветшало.
В 1891 г. игум. Маргарита обратилась к Владимирскому архиеп. Феогносту (Лебедеву) с прошением о разрешении обновить гробницы похороненных в монастыре вел. княгинь и Евдокии Александровны. Ходатайство было удовлетворено, и в числе проч. захоронений гробница Евдокии Александровны в южном приделе (перед иконостасом, около правого клироса) была покрыта медными посеребренными листами. На передней стороне гробницы имелась вычеканенная надпись: «Мощи благов. вел. княгини Александры, супруги св. благоверного кн. Александра Невского. Мощи благоверныя великия княжны Евдокии, дочери св. благовернаго князя Александра Невского».
Поскольку гробница кнг. Александры и Евдокии Александровны не имела вида двойной, подобно захоронению княгинь св. Марии Шварновны и Анны, то во владимирской краеведческой лит-ре появилась версия, что гробница или кнг. Александры, или Евдокии Александровны была уничтожена и останки положены в одну могилу.
При ремонте Рождественского придела в 1900 г. в стене была открыта ниша, где, по всей видимости, согласно свидетельству XVII в., ранее находилось погребение Евдокии Александровны.
В ходе празднования 700-летия Княгинина Успенского монастыря в Рождественском приделе монастырского Успенского собора 14 июля 1900 г. была совершена заупокойная литургия.
В настоящее время общая гробница Евдокии Александровны и кнг. Александры находится в Успенском соборе Княгинина монастыря, в нише, мощи почивают под спудом.
Канонизация Евдокии Александровны подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых (празднование 23 июня).
Литература
- Доброхотов В.И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62;
- Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50;
- Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21;
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68;
- 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119;
- Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68;
- Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213;
- Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66;
- Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.
![](https://azbyka.ru/days/cache/300x240/storage/images/photos-of-day/65fbeb40207c8639608179.jpg)
1923 год. Вышел Томос о даровании автономии Финляндской Православной Церкви.
Утверждать себя в вере в Бога можно через рассматривание сотворенных от Бога вещей
Список храмов с престольным праздником Владимирской иконы Богород