День памяти

Житие

Свя­той Фа­ну­рий[1], ве­ро­ят­но, жил в III ве­ке, хо­тя до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции о его про­ис­хож­де­нии и вре­ме­ни жиз­ни нет. Все что мы зна­ем об этом свя­том, из­вест­но из гре­че­ской тра­ди­ции.

Итак, в XVI сто­ле­тии му­суль­мане за­хва­ти­ли ост­ров Ро­дос. Но­вый пра­ви­тель ре­шил вос­ста­но­вить по­вре­жден­ные в вой­нах кре­пост­ные сте­ны. Ря­дом с кре­по­стью на­хо­ди­лись несколь­ко раз­ру­шен­ных зда­ний, ка­мень из ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся для ре­мон­та стен. Во вре­мя вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот му­суль­мане об­на­ру­жи­ли ру­и­ны неболь­шой церк­ви, как поз­же вы­яс­ни­лось очень кра­си­вой. На по­лу бы­ли об­на­ру­же­ны несколь­ко икон, боль­шин­ство из ко­то­рых бы­ли силь­но по­вре­жде­ны. Но од­на ико­на вы­гля­де­ла со­вер­шен­но но­вой, буд­то на­пи­са­на в тот же день. Мест­ный епи­скоп Нил, ко­то­ро­го по­зва­ли осви­де­тель­ство­вать ико­ну, ска­зал, что это об­раз свя­то­го Фа­ну­рия. Соб­ствен­но это изо­бра­же­ние и да­ло ин­фор­ма­цию о жиз­ни свя­то­го.

Фа­ну­рий был изо­бра­жен мо­ло­дым сол­да­том, дер­жа­щим в пра­вой ру­ке крест, над ко­то­рым го­ре­ла све­ча. Во­круг его об­ра­за на­пи­са­ны две­на­дцать клейм, рас­ска­зы­ва­ю­щих об от­дель­ных эпи­зо­дах его жиз­ни. Так мы узна­ем, что его до­пра­ши­вал су­дья, из­би­ва­ли сол­да­ты, за­тем сте­га­ли пле­тя­ми и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми. По­сле то­го свя­то­го за­пер­ли в тюрь­ме и вновь при­ве­ли на суд к чи­нов­ни­ку, а по­сле жгли све­ча­ми, бро­са­ли к ди­ким зве­рям, кла­ли под огром­ный ка­мень. Сле­ду­ю­щие сце­ны изо­бра­жа­ют его сто­я­щим пе­ред идо­ла­ми, с го­ря­щи­ми уг­ля­ми в ру­ках. В тот мо­мент по­за­ди му­че­ни­ка сто­ит пла­чу­щий са­та­на, пре­тер­пев­ший по­ра­же­ние от свя­то­го. По­след­нее клей­мо по­ка­зы­ва­ет Фа­ну­рия, на­хо­дя­ще­го­ся в ог­нен­ной пе­щи, с под­ня­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми. Из это­го вид­но, что свя­той пре­тер­пел ве­ли­кие му­че­ния за ве­ру во Хри­ста.

Епи­скоп Нил про­сил у му­суль­ман­ско­го пра­ви­те­ля ост­ро­ва раз­ре­ше­ния вос­ста­но­вить цер­ковь, но по­лу­чил от­каз. То­гда он от­пра­вил­ся в сто­ли­цу и по­лу­чил указ, поз­во­ля­ю­щий вос­ста­но­вить храм.

В то вре­мя на Кри­те не бы­ло пра­во­слав­но­го епи­ско­па. То­гда ост­ров на­хо­дил­ся под вла­стью Ве­не­ции, по­это­му там был толь­ко ла­тин­ский епи­скоп. По смер­ти гре­че­ско­го епи­ско­па ве­не­ци­ан­цы не раз­ре­ши­ли ру­ко­по­ла­гать ему пре­ем­ни­ка, в на­деж­де, что мест­ное на­се­ле­ние в ско­ром вре­ме­ни пе­рей­дет в ка­то­ли­че­скую ве­ру. Те же, кто хо­тел при­нять свя­щен­ный сан, долж­ны бы­ли от­прав­лять­ся на ост­ров Ки­те­ра.

Од­на­жды трое мо­ло­дых диа­ко­нов от­пра­ви­лись с Кри­та на Ки­те­ру для ру­ко­по­ло­же­ния в сан свя­щен­ни­ка. На об­рат­ном пу­ти их схва­ти­ли му­суль­мане и при­вез­ли на Ро­дос, для про­да­жи в нево­лю. Свя­щен­ни­ки трое су­ток скор­бе­ли о сво­ей судь­бе, по­ка не услы­ша­ли о чу­де­сах свя­то­го Фа­ну­рия. Они ста­ли мо­лить­ся ве­ли­ко­му­че­ни­ку об из­бав­ле­нии от раб­ства. Вско­ре каж­до­го из них про­да­ли раз­ным хо­зя­е­вам. Ми­ло­стью Бо­жьей им всем раз­ре­ши­ли мо­лить­ся в вос­ста­нов­лен­ной церк­ви свя­то­го Фа­ну­рия. Так слу­чи­лось, что все они при­бы­ли од­новре­мен­но в храм и мо­ли­лись пе­ред ико­ной свя­то­го об из­бав­ле­нии от му­суль­ман­ско­го пле­на. По­сле мо­лит­вы свя­щен­ни­ки воз­вра­ти­лись каж­дый к сво­им хо­зя­е­вам.

В бли­жай­шую ночь про­изо­шло чу­до – Фа­ну­рий явил­ся во сне каж­до­му из трех хо­зя­ев и по­ве­лел осво­бо­дить свя­щен­ни­ков, чтобы они мог­ли слу­жить Бо­гу. Ес­ли они от­ка­жут­ся, то свя­той по­обе­щал на­ка­зать их. Трое му­суль­ман не при­да­ли зна­че­ние сво­им снам, по­ла­гая, что ка­кое-то кол­дов­ство. Они ско­ва­ли свя­щен­ни­ков-неволь­ни­ков це­пя­ми и ста­ли от­но­сить­ся к ним еще ху­же, чем преж­де.

Сле­ду­ю­щей но­чью Фа­ну­рий вновь явил­ся в ви­де­нии трем хо­зя­е­вам, и пре­ду­пре­дил, что ес­ли они ослу­ша­ют­ся и на этот раз, то уви­дят Бо­жию си­лу. На­ут­ро все жиль­цы тех до­мов, где на­хо­ди­лись свя­щен­ни­ки, просну­лись сле­пы­ми и па­ра­ли­зо­ван­ны­ми, и при этом ис­пы­ты­ва­ли силь­ную боль. Они по­ня­ли, что им нуж­но де­лать, и по­сла­ли за свя­щен­ни­ка­ми. Их спро­си­ли, смо­гут ли они всех ис­це­лить. На это свя­щен­ни­ки от­ве­ти­ли, что по­мо­лят­ся Бо­гу и Он все упра­вит.

По­сле это­го Фа­ну­рий вновь явил­ся тем му­суль­ма­нам и ска­зал по­слать в цер­ковь до­ку­мен­ты, да­ю­щие свя­щен­ни­кам сво­бо­ду, а ес­ли не сде­ла­ют это­го, то не ис­це­лят­ся. Трое хо­зя­ев от­пра­ви­ли пись­ма в цер­ковь, где их по­ме­сти­ли пе­ред ико­ной свя­то­го Фа­ну­рия. В ито­ге все вне­зап­но по­ра­жен­ные ис­це­ли­лись, а свя­щен­ни­ки от­пра­ви­лись на Крит, взяв с со­бой спи­сок об­ра­за ве­ли­ко­му­че­ни­ка.

Ин­те­рес­но, что имя свя­то­го по­хо­же на гре­че­ское сло­во, обо­зна­ча­ю­щее «яв­ля­ю­щий, ука­зы­ва­ю­щий, по­ка­зы­ва­ю­щий». По этой при­чине сло­жи­лась мест­ная тра­ди­ция, что лю­ди мо­лят­ся свя­то­му Фа­ну­рию, чтобы он по­мог най­ти по­те­рян­ные ве­щи. Ко­гда пред­мет на­хо­дит­ся, то лю­ди вы­пе­ка­ют слад­кий хлеб и де­лят его с бед­ны­ми.

Свя­той Фа­ну­рий счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем Ро­до­са, где его па­мять от­ме­ча­ет­ся осо­бен­но тор­же­ствен­но. На ост­ро­ве дей­ству­ет древ­ний храм в честь свя­то­го.


При­ме­ча­ние

[1] Па­мять 9 сен­тяб­ря (греч.). Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест