Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2 августа

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор Яко­влев ро­дил­ся в 1897 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии Ми­ха­и­ла Яко­вле­ва. Окон­чил семь клас­сов Во­ро­неж­ско­го ре­аль­но­го учи­ли­ща. По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию, за­тем слу­жил в ми­ли­ции в гу­берн­ском про­до­воль­ствен­ном ко­ми­те­те. В раз­гар го­не­ний на Цер­ковь он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, слу­жил в хра­ме Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря и вме­сте с ду­хо­вен­ством мо­на­сты­ря был аре­сто­ван в на­ча­ле 1930 го­да.
На до­про­се 2 мар­та на во­прос сле­до­ва­те­ля о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти отец Фе­о­дор от­ве­тил: “Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю... Ко­гда я слу­жил в Алек­се­ев­ском мо­на­сты­ре, то у ме­ня ис­по­ве­до­ва­лись кре­стьяне окрест­ных сел. На ис­по­ве­ди кре­стьяне мо­е­го со­ве­та от­но­си­тель­но вступ­ле­ния в кол­хоз не спра­ши­ва­ли, но был слу­чай, ко­гда двое кре­стьян в де­каб­ре 1929 го­да спро­си­ли у ме­ня по­сле служ­бы, как быть с кол­хо­зом, за­пи­сы­вать­ся или нет. Я им го­во­рил, что гре­хов­но­го и пре­ступ­но­го во вступ­ле­нии в кол­хоз не ви­жу...”
Через несколь­ко дней отец Фе­о­дор сно­ва был вы­зван на до­прос и на во­прос сле­до­ва­те­ля, что он зна­ет об ар­хи­манд­ри­те Иг­на­тии, на­сто­я­те­ле Ва­луй­ско­го мо­на­сты­ря, от­ве­тил: “Ар­хи­манд­рит Иг­на­тий... поль­зо­вал­ся в пе­ри­од сво­е­го слу­же­ния боль­шим ува­же­ни­ем при­хо­жан как ста­рей­ший из свя­щен­но­слу­жи­те­лей... В от­но­ше­нии оцен­ки по­ли­ти­че­ской вла­сти я ни­че­го не мо­гу ска­зать, так как ни­ко­гда этим во­про­сом не за­ни­мал­ся, не имея ни воз­мож­но­сти, ни же­ла­ния, а за­ни­мал­ся обя­зан­но­стя­ми свя­щен­ни­ка в уз­ком смыс­ле это­го сло­ва”.

Вме­сте с ни­ми бы­ли аре­сто­ва­ны иеро­мо­на­хи Ге­ор­гий (По­жа­ров) и Кос­ма (Вяз­ни­ков), свя­щен­ник Ге­ор­гий Ни­ки­тин и ми­ряне Ев­фи­мий Гре­бен­щи­ков и Петр Вяз­ни­ков. Ви­нов­ны­ми в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии они се­бя не при­зна­ли. 14 июля 1930 го­да им бы­ло предъ­яв­ле­но по­ста­нов­ле­ние об окон­ча­нии след­ствия. 23 июля об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние бы­ло от­прав­ле­но в Кол­ле­гию ОГПУ. 28 июля Кол­ле­гия рас­смот­ре­ла “де­ло” и при­го­во­ри­ла об­ви­ня­е­мых к рас­стре­лу.
Про­шли празд­ни­ки пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го и про­ро­ка Илии. Ве­че­ром 2 ав­гу­ста об­ви­ня­е­мым объ­яви­ли при­го­вор. За­тем их по­гру­зи­ли в ма­ши­ну, чтобы вез­ти в окрест­но­сти Во­ро­не­жа и учи­нить рас­пра­ву. В де­сять ча­сов ве­че­ра то­го же дня ар­хи­манд­рит Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря Ти­хон (Креч­ков), иеро­мо­на­хи Ге­ор­гий (По­жа­ров) и Кос­ма (Вяз­ни­ков), свя­щен­ни­ки Иоанн Стеб­лин-Ка­мен­ский, Сер­гий Гор­тин­ский, Фе­о­дор Яко­влев, Алек­сандр Ар­хан­гель­ский, Ге­ор­гий Ни­ки­тин и ми­ряне Ев­фи­мий Гре­бен­щи­ков и Петр Вяз­ни­ков бы­ли рас­стре­ля­ны.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 4»
Тверь. 2000. С. 221-287


Биб­лио­гра­фия

Лы­ско Ве­ра Алек­сан­дров­на. Вос­по­ми­на­ния. Ру­ко­пись.
Ве­ре­щак-Сер­ге­е­ва На­деж­да Адоль­фов­на. Вос­по­ми­на­ния. Ру­ко­пись.
Про­то­пре­сви­тер М. Поль­ский. Но­вые му­че­ни­ки Рос­сий­ские. Т. 2. Джор­дан­вилл, 1957. С. 191-193.
Пра­во­слав­ная жизнь. 1995. № 8. С. 4-16.
За Хри­ста по­стра­дав­шие. Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 1917-1956. М., 1997. С. 112.
Дво­рян­ский ка­лен­дарь. Тет­радь 5. СПб, 1998. С. 102-104.
Ар­хив УФСБ РФ по Во­ро­неж­ской обл. Арх. № П-24705. Т. 1, л. 1, 55-57, 80, 82, 88; Т. 2, л. 100-102, 146-148; Т. 3, л. 210-211, 216-217, 219, 224-225, 282, 304-310, 325-327; Т. 4, л. 497-508, 610-614.
Ар­хив УФСБ РФ по Санкт-Пе­тер­бур­гу и Ле­нин­град­ской обл. Арх. № П-82582. Л. 393-395, 398, 400, 410.

Ис­точ­ник: www.fond.ru

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)