День памяти

Житие

Житие великомученика Прокопия Кесарийского (Палестинского) и матери его Феодосии[1]

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Про­ко­пий, в ми­ру Неа­ний, ро­дом из Иеру­са­ли­ма, жил и по­стра­дал в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Отец его, знат­ный рим­ля­нин, по име­ни Хри­сто­фор, был хри­сти­а­ни­ном, но мать свя­то­го, Фе­о­до­сия, оста­ва­лась языч­ни­цей. Ра­но ли­шив­шись от­ца, юный от­рок был вос­пи­тан ма­те­рью. По­лу­чив пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, он был пред­став­лен Дио­кли­ти­а­ну в пер­вый год его вступ­ле­ния на пре­стол и быст­ро про­дви­нул­ся по служ­бе. К 303 го­ду, ко­гда бы­ло воз­двиг­ну­то от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан, Неа­ний был по­слан про­кон­су­лом в Алек­сан­дрию с по­ве­ле­ни­ем бес­по­щад­но пре­сле­до­вать Цер­ковь Бо­жию. Но на пу­ти в Еги­пет, близ си­рий­ско­го го­ро­да Апа­меи, Неа­нию бы­ло яв­ле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как неко­гда Сав­лу на пу­ти в Да­маск. Бо­же­ствен­ный го­лос воз­ве­стил: "Неа­ний, и ты идешь на Ме­ня?" Неа­ний спро­сил: "Кто Ты, Гос­по­ди?" – "Я – рас­пя­тый Иисус, Сын Бо­жий". В то же вре­мя в воз­ду­хе по­явил­ся си­я­ю­щий крест. По­сле ви­де­ния Неа­ний ощу­тил в сво­ем серд­це неиз­ре­чен­ную ра­дость и ду­хов­ное ве­се­лие и пре­вра­тил­ся из го­ни­те­ля в рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста. С тех пор Неа­ний воз­лю­бил хри­сти­ан и по­бе­до­нос­но сра­жал­ся толь­ко про­тив вар­ва­ров-языч­ни­ков.

Но на свя­том угод­ни­ке сбы­лось сло­во Спа­си­те­ля, что "вра­ги че­ло­ве­ку – до­маш­ние его" (Мф.10,36). Мать, языч­ни­ца, са­ма при­шла к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на сы­на, не по­чи­та­ю­ще­го оте­че­ствен­ных бо­гов. Неа­ний был вы­зван к про­ку­ра­то­ру Иудеи Иусту, где ему тор­же­ствен­но бы­ло вру­че­но по­сла­ние Дио­кли­ти­а­на. Про­чи­тав пол­ное бо­го­хульств по­сла­ние, Неа­ний мол­ча на гла­зах у всех изо­рвал его. Это бы­ло уже пре­ступ­ле­ние, ко­то­рое рим­ляне обо­зна­чи­ли как "оскорб­ле­ние ве­ли­че­ства". Неа­ний был взят под стра­жу и в узах от­прав­лен в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где то­мил­ся ко­гда-то апо­стол Па­вел. По­сле страш­ных му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в сы­рую тем­ни­цу. Но­чью в тю­рем­ной ком­на­те вос­си­ял свет, и Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, при­дя со свет­лы­ми Ан­ге­ла­ми, со­вер­шил Кре­ще­ние стра­даль­ца-ис­по­вед­ни­ка, дав ему имя Про­ко­пий.

Мно­го­крат­но свя­то­го Про­ко­пия во­ди­ли в су­ди­ли­ще, при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста и вновь под­вер­га­ли пыт­кам. Стой­кость му­че­ни­ка и его пла­мен­ная ве­ра низ­во­ди­ли обиль­ную бла­го­дать Бо­жию на лю­дей, ви­дев­ших казнь. Вдох­нов­лен­ные по­дви­гом Про­ко­пия, по­шли под меч па­ла­ча мно­гие из преж­них стра­жей свя­то­го уз­ни­ка и рим­ские сол­да­ты вме­сте со сво­и­ми три­бу­на­ми Ни­ко­стра­том и Ан­тиохом. Му­че­ни­че­ски­ми вен­ца­ми за­пе­чат­ле­ли свою ве­ру две­на­дцать жен­щин-хри­сти­а­нок, са­ми при­шед­шие к во­ро­там Ке­са­рий­ской пре­то­рии. По­ра­жен­ная ве­ли­кой ве­рой хри­сти­ан и их му­же­ством, ви­дя непре­клон­ность сы­на, пе­ре­но­сив­ше­го тяж­кие стра­да­ния, Фе­о­до­сия рас­ка­я­лась, вста­ла в ря­ды ис­по­вед­ниц и бы­ла каз­не­на. На­ко­нец, уже но­вый про­ку­ра­тор, Фла­виан, убе­див­шись в бес­по­лез­но­сти пы­ток, при­го­во­рил свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Про­ко­пия к усек­но­ве­нию ме­чом. Но­чью хри­сти­ане взя­ли мно­го­стра­даль­ное те­ло и, об­вив гроб­ны­ми пе­ле­на­ми, со сле­за­ми и мо­лит­ва­ми пре­да­ли зем­ле († 303).

См. так­же: "Стра­да­ние свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Про­ко­пия" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.


При­ме­ча­ние

[1] Не включена в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест