День памяти

Житие

Бра­тья по пло­ти, свя­тые Нек­та­рий и Фе­о­фан[1] ро­ди­лись в кон­це XV ве­ка. Они про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да Ап­са­ра­дов го­ро­да Яни­ны и по­лу­чи­ли пре­вос­ход­ное об­ра­зо­ва­ние. Нек­та­рий и Фе­о­фан от­рек­лись от ил­лю­зий и лож­ной сла­вы это­го ми­ра и ста­ли мо­на­ха­ми под во­ди­тель­ством свя­то­го стар­ца по име­ни Сав­ва (па­мять 3 фев­ра­ля) на од­ном из ост­ро­вов Янин­ско­го озе­ра. На­став­ник обу­чил их ос­но­вам по­движ­ни­че­ства, и всю даль­ней­шую жизнь они, не ща­дя пло­ти, не от­сту­па­ли от стро­гой жиз­ни: ни­ко­гда не упо­треб­ля­ли мас­ла, ча­сто при­ни­ма­ли пи­щу толь­ко через день, а Фе­о­фан до кон­ца дней но­сил на те­ле тя­же­лые вери­ги. Через неко­то­рое вре­мя они удо­сто­и­лись ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ни­че­ский сан.

Спу­стя де­сять лет ста­рец ото­шел ко Гос­по­ду. Бра­тья по­чув­ство­ва­ли се­бя оси­ро­тев­ши­ми и от­пра­ви­лись на Свя­тую Го­ру Афон. Там они при­шли в сла­вив­ший­ся стро­го­стью мо­на­стырь Ди­о­ни­си­ат, чтобы по­бе­се­до­вать со свя­тым пат­ри­ар­хом Ни­фон­том (па­мять 11/24 ав­гу­ста). Тот по­со­ве­то­вал Нек­та­рию и Фе­о­фа­ну воз­вра­тить­ся в их уеди­не­ние и жить со­глас­но за­ве­там стар­ца. Од­на­ко по воз­вра­ще­нии они узна­ли, что свет­ские кти­то­ры мо­на­сты­ря по­тре­бо­ва­ли пла­ту за пра­ва на соб­ствен­ность. Же­лая со­хра­нить ду­хов­ный по­кой и из­бе­жать су­тяж­ни­че­ства, бра­тья пред­по­чли от­ка­зать­ся от сво­их спра­вед­ли­вых прав и от­пра­ви­лись в глу­би­ну ост­ро­ва со­зда­вать но­вый мо­на­стырь.

Они по­стро­и­ли две церк­ви: од­ну – по­свя­щен­ную Пред­те­че Гос­под­не­му, а дру­гую – свя­то­му Ни­ко­лаю (1507). Вбли­зи по­след­ней обос­но­ва­лись три их сест­ры, а так­же дру­гие род­ствен­ни­ки, чтобы ве­сти ан­ге­ло­по­доб­ную жизнь. Но и там, по на­у­ще­нию вра­га ро­да че­ло­ве­че­ско­го и пад­ше­го ан­ге­ла – нена­вист­ни­ка ино­ков, мест­ные цер­ков­ные и свет­ские вла­сти по­сто­ян­но бес­по­ко­и­ли по­движ­ни­ков, хо­тя бра­тья по­лу­чи­ли от пат­ри­ар­ха все пра­ва на со­зда­ние в этой мест­но­сти неза­ви­си­мо­го мо­на­сты­ря. Вспом­нив со­вет свя­то­го Ни­фон­та, ко­то­рый ска­зал им как-то: «Ес­ли воз­ни­ка­ет пре­пят­ствие, не со­про­тив­ляй­тесь, а бе­ги­те с это­го ме­ста и най­ди­те дру­гое, где мог­ли бы жить в по­кое», они ре­ши­ли еще раз оста­вить все, что со­зда­ли тяж­ки­ми тру­да­ми, зна­чи­тель­ны­ми за­тра­та­ми и лю­бо­вью к без­мол­вию. По­движ­ни­ки от­пра­ви­лись в Фес­са­лию, в круп­ней­ший мо­на­ше­ский центр то­го вре­ме­ни – Ме­тео­ры.

По­лу­чив раз­ре­ше­ние игу­ме­на Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, они про­ве­ли семь лет в од­ном из ор­ли­ных гнезд на ска­ле, на­зы­ва­е­мой «столп Пред­те­чи»[2]. За­тем в 1518 го­ду бра­тья пе­ре­шли жить на непри­ступ­ную ска­лу Вар­ла­а­ма, где неко­гда инок с та­ким име­нем по­стро­ил цер­ковь Трех свя­ти­те­лей, со вре­ме­нем при­шед­шую в за­пу­сте­ние. Бра­тья ее вос­ста­но­ви­ли и ста­ли ве­сти по­движ­ни­че­скую жизнь.

Вско­ре их бла­го­че­стие при­влек­ло мно­гих ино­ков. Об­щи­на быст­ро вы­рос­ла до 30 на­сель­ни­ков, так что им при­шлось по­стро­ить но­вую цер­ковь во имя Всех свя­тых. Бра­тья по­за­бо­ти­лись и о воз­ве­де­нии дру­гих стро­е­ний, необ­хо­ди­мых для от­шель­ни­че­ской жиз­ни, по­ста­ра­лись на­ла­дить сель­ское хо­зяй­ство, чтобы ино­ки, не имея за­бот, мог­ли про­яв­лять усер­дие в слу­же­нии Гос­по­ду. Свя­тые Нек­та­рий и Фе­о­фан на­став­ля­ли мо­на­хов в со­вер­шен­ство­ва­нии ду­ши как сло­вом, так и соб­ствен­ным при­ме­ром.

По­дой­дя к кон­цу зем­но­го пу­ти, они оста­ви­ли по­вест­во­ва­ние о сво­ей жиз­ни и за­ве­ща­ние, в ко­то­ром при­зы­ва­ли ино­ков быть спло­чен­ны­ми, по­доб­но ча­стям еди­но­го ор­га­низ­ма, и со­пер­ни­чать друг с дру­гом толь­ко в усер­дии и стой­ко­сти.

Ко­гда 17 мая 1544 го­да стро­и­тель­ство церк­ви бы­ло за­кон­че­но, Фе­о­фан, тяж­ко болев­ший по­след­ние де­сять ме­ся­цев, ве­лел пе­ре­не­сти его ту­да, чтобы соб­ствен­ны­ми гла­за­ми уви­деть ре­зуль­та­ты сво­их тру­дов. Он вос­сла­вил Гос­по­да, бла­го­сло­вил бра­тию и стро­и­те­лей, за­тем воз­вра­тил­ся в ке­лью и стал го­то­вить­ся к смер­ти. Ко­гда мо­на­хи пе­ли от­ход­ной ка­нон, в небе за­си­я­ла яр­кая звез­да, а как толь­ко свя­той Фе­о­фан пре­дал Бо­гу ду­шу, звез­да ис­чез­ла.

Свя­той Нек­та­рий пре­ста­вил­ся 7 ап­ре­ля 1550 го­да.

Со­ста­ви­тель — иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский,
адап­ти­ро­ван­ный рус­ский пе­ре­вод — из­да­тель­ство Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря

Из кни­ги «Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви»


При­ме­ча­ние

[1] Память 30 мая (греч.). Не вклю­че­ны в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

[2] Речь идет о скалах Метеоры – «столпах», на которых устраивались монашеские кельи и даже целые монастыри.

Случайный тест