День памяти

Житие

Свя­ти­тель Фе­о­фил[*] (II в.), пи­са­тель-апо­ло­гет, был епи­ско­пом Ан­тио­хий­ским. О жиз­ни это­го от­ца Церк­ви мы име­ем са­мые скуд­ные и от­ры­воч­ные све­де­ния. Ряд ав­то­био­гра­фи­че­ских за­ме­ток встре­ча­ет­ся в со­чи­не­нии «К Ав­то­ли­ку» са­мо­го св. Фе­о­фи­ла, – един­ствен­ном его со­чи­не­нии, уцелев­шем до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Су­дя по все­му, он был уро­жен­цем Си­рии, так как, го­во­ря о ре­ках Тиг­ре и Ев­фра­те, за­ме­ча­ет, что они зна­ко­мы ему, ибо «на­хо­дят­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зи к на­шим стра­нам». Он был языч­ни­ком по про­ис­хож­де­нию, че­ло­век об­ра­зо­ван­ный, хо­ро­шо зна­ко­мый с гре­че­ской ли­те­ра­ту­рой и на­у­кой. В "По­сла­нии к Ав­то­ли­ку" он при­во­дит мно­го­чис­лен­ные ци­та­ты из язы­че­ских фило­со­фов, по­этов и ис­то­ри­ков. По­доб­но мно­гим сво­им совре­мен­ни­кам, он до­шел до Хри­сти­ан­ства пу­тем са­мо­сто­я­тель­но­го убеж­де­ния в его пре­вос­ход­стве над все­ми дру­ги­ми ре­ли­ги­я­ми. Это убеж­де­ние он вы­нес из чте­ния свя­щен­ных книг Вет­хо­го За­ве­та, пре­иму­ще­ствен­но книг про­ро­че­ских.

Об­ра­тив­шись в хри­сти­ан­ство, Фе­о­фил сде­лал­ся его рев­ност­ным ис­по­вед­ни­ком и за­щит­ни­ком, на­столь­ко же, на­сколь­ко преж­де, в язы­че­стве, был его про­тив­ни­ком.

В 168 г. он за­нял Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру.

Как дол­го св. Фе­о­фил был епи­ско­пом – с точ­но­стью неиз­вест­но; раз­ные ис­точ­ни­ки рас­хо­дят­ся в по­ка­за­нии вре­ме­ни; в од­ном толь­ко они со­глас­ны, что свя­ти­тель умер в 180-х го­дах, в цар­ство­ва­ние Ком­мо­да.

Цер­ковь при­чис­ли­ла его к ли­ку свя­тых.

Cв. Фе­о­фил был пер­вым хри­сти­ан­ским пи­са­те­лем, упо­тре­бив­шим по­ня­тие «Тро­и­ца»: «Три дня [тво­ре­ния], – го­во­рит апо­ло­гет, – ко­то­рые бы­ли преж­де [со­зда­ния] све­тил, суть об­ра­зы Тро­и­цы (τύποι είσι της τριάδος): Бо­га, Его Сло­ва и Его Пре­муд­ро­сти»[1].


При­ме­ча­ния

[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

[1] К Ав­то­ли­ку, II, 15

Случайный тест