Дни памяти

24 октября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Фила­рет Иоан­но­вич Ве­ли­ка­нов ро­дил­ся 14 мая 1873 го­да в се­мье дья­ко­на го­ро­да Верх­не­го Ло­мо­ва. Окон­чил Пен­зен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и ука­зом за №9091 Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии 7 ок­тяб­ря 1891 го­да был опре­де­лен на пса­лом­щиц­кое ме­сто к со­бор­ной церк­ви го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва. С 18 ок­тяб­ря 1895 г. со­сто­ял учи­те­лем Нижне-Ло­мов­ской вос­крес­ной шко­лы. Од­на­ко, чув­ствуя в се­бе при­зва­ние к слу­же­нию цер­ков­но­му, по соб­ствен­но­му про­ше­нию, 10 сен­тяб­ря 1896 го­да ука­зом Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №4261 был на­зна­чен на диа­кон­ско-учи­тель­ское ме­сто в с. Сур­ки­но На­ров­ча­тов­ско­го уез­да, а 25 мая 1896 г. епи­ско­пом Пен­зен­ским и Са­ран­ским Пав­лом (Виль­чин­ским) ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви то­го же се­ла. 11 июня 1897 го­да ука­зом все той же Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №6762, Фила­рет Ве­ли­ка­нов был пе­ре­ме­щен в се­ло Боль­шой Азяс Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да, а ре­зо­лю­ци­ей Епар­хи­аль­но­го Прео­свя­щен­но­го от 23 ав­гу­ста 1901 го­да за №3883 (по пред­ло­же­нию учи­лищ­но­го прав­ле­ния) на­зна­чен эко­но­мом Крас­но­сло­бод­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща.
2 мар­та 1904 го­да ука­зом Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №3534 о. Фила­рет был на­зна­чен диа­ко­ном с. Об­роч­но­го Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да, в мар­те 1904 го­да – эко­но­мом Ти­хо­нов­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща г. Пен­зы, а 10 июня 1909 го­да – эко­но­мом Пен­зен­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Вы­со­ко­прео­свя­щен­ным Вла­ди­ми­ром, ар­хи­епи­ско­пом Пен­зен­ским и Са­ран­ским, ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка 30 ок­тяб­ря 1916 го­да. В том же го­ду его пе­ре­ве­ли на долж­ность эко­но­ма Ка­зан­ской Ака­де­мии.
Фев­раль­ский и ок­тябрь­ские пе­ре­во­ро­ты о. Фила­рет вос­при­нял, как ужас­ные и неспра­вед­ли­вые со­бы­тия, од­на­ко все­це­ло по­ло­жил­ся на во­лю Бо­жию и про­дол­жил свое ду­хов­ное слу­же­ние во­пре­ки неиз­беж­но на­дви­га­ю­ще­му­ся тер­ро­ру.
10 ок­тяб­ря н. ст. 1918 го­да, пред­се­да­те­лем ЧК по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей на че­хо­сло­вац­ком фрон­те Ла­ци­сом был под­пи­сан ор­дер №343 на обыск и арест свя­щен­ни­ка Фила­ре­та Ве­ли­ка­но­ва, а 11 ок­тяб­ря от­цу Фила­ре­ту уже предъ­яви­ли по­ка­за­ния два­дца­ти­од­но­лет­не­го Кузь­ми­на, "ком­му­ни­ста от­ря­да ЧК", и Ти­мо­фея П., "взвод­но­го от­ря­да ЧК", ко­то­рые во вре­мя бе­ло­чеш­ско­го мя­те­жа буд­то бы бы­ли опо­зна­ны Ве­ли­ка­но­вым, ко­гда тот – во­ору­жен­ный (!) – хо­дил по Ака­де­ми­че­ской сло­бод­ке и тре­бо­вал рас­стре­ла пря­тав­ших­ся ком­му­ни­стов. Сви­де­тель­ство Кузь­ми­на (до ра­бо­ты в ЧК слу­жив­ше­го ден­щи­ком у ге­не­ра­ла Во­ро­но­ва) мог­ла яко­бы под­твер­дить од­на жен­щи­на, но ее "не ока­за­лось в го­ро­де", по­ка­за­ния же дру­го­го "сви­де­те­ля" и во­все бы­ли опро­верг­ну­ты его зем­ля­ком (тем, что при­ютил скры­вав­ше­го­ся че­ки­ста), за­явив­шим, что во вре­мя осмот­ра квар­тир ака­де­ми­че­ских слу­жа­щих Ве­ли­ка­нов не толь­ко не был во­ору­жен, но и ни­ко­му ни аре­стом, ни рас­стре­лом не угро­жал.
Сам свя­щен­ник не мог по­нять, как это мож­но тре­бо­вать рас­стре­ла тех, ко­го он в гла­за-то не ви­ды­вал. Да и не ве­дал отец Фила­рет за со­бой ни­ка­кой ви­ны, по­это­му и из Ка­за­ни ни­ку­да не бе­жал, не скры­вал­ся. По­ло­же­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка в тюрь­ме бы­ло очень тя­же­лым – это вид­но из его пи­сем, ко­то­рые он пи­сал сво­им дру­зьям. Но имен­но в этих по­сла­ни­ях об­на­ру­жи­ва­ет­ся его ис­тин­но пра­во­слав­ная ду­ша. 31 ок­тяб­ря ст. ст. в жур­на­ле со­бра­ния Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии по­яви­лась сле­ду­ю­щая за­пись: "Пе­ред на­ча­лом за­се­да­ния Прео­свя­щен­ный Рек­тор Ака­де­мии со­об­щил о вне­зап­ной кон­чине эко­но­ма Ака­де­мии, свя­щен­ни­ка Фила­ре­та Иоан­но­ви­ча Ве­ли­ка­но­ва.
В 2000 го­ду – по ре­ше­нию юби­лей­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра иерей Фила­рет ве­ли­ка­нов был при­чис­лен к ли­ку об­ще­рос­сий­ских свя­тых в чис­ле дру­гих но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.
Па­мять ему со­вер­ша­ет­ся 29 окт./11 но­яб­ря, в день его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны, 4(17) ок­тяб­ря – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра всех Ка­зан­ских свя­тых, а так­же – в день, ко­гда празд­ну­ет­ся Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Ис­точ­ник: http://www.religare.ru/

Случайный тест