Дни памяти:

Житие

Свя­той му­че­ник Фо­ка про­ис­хо­дил из го­ро­да Си­но­па, рас­по­ло­жен­но­го на юж­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря. Имея неболь­шой сад, он жил скром­но: про­да­вал пло­ды и на вы­ру­чен­ные сред­ства со­дер­жал се­бя, по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся и ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го ока­зы­ва­ло воз­дей­ствие на дру­гих лю­дей. Да­же языч­ни­ки от­но­си­лись к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Неред­ко под его вли­я­ни­ем они остав­ля­ли свои за­блуж­де­ния и при­ни­ма­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.

Но вот пра­ви­тель об­ла­сти, узнав, что свя­той Фо­ка рас­про­стра­ня­ет хри­сти­ан­ское уче­ние, при­ка­зал най­ти его и умерт­вить. Свя­той слу­чай­но сам встре­тил по­слан­ных за ним и, не на­зы­вая сво­е­го име­ни, ра­душ­но при­нял их, уго­стил и предо­ста­вил ме­сто для ноч­ле­га. Но­чью он вы­шел в сад, при­го­то­вил гроб и ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния, успел так­же сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы все его иму­ще­ство по­сле смер­ти бы­ло роз­да­но бед­ным. Утром свя­той Фо­ка объ­явил при­шель­цам, что он и есть тот, ко­го они ищут, и про­сил, чтобы они ис­пол­ни­ли воз­ло­жен­ное на них по­ру­че­ние. Го­сти сму­ти­лись и, не же­лая уби­вать ра­душ­но­го хо­зя­и­на, ре­ши­ли спа­сти свя­то­го Фо­ку. Од­на­ко пра­вед­ник ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся их на­ме­ре­нию и сми­рен­но пре­кло­нил свою гла­ву под меч.

Свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ку по­греб­ли в мо­ги­ле, при­го­тов­лен­ной им са­мим в са­ду. Ме­сто его по­гре­бе­ния про­сла­ви­лось чу­де­са­ми, и впо­след­ствии там бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. До­сто­вер­ное опи­са­ние му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го со­став­ле­но Асте­ри­ем Ама­сий­ским († ок. 410), по сви­де­тель­ству ко­то­ро­го па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ки осо­бен­но чти­лась мо­ре­пла­ва­те­ля­ми.

См. так­же: "Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ки, име­ну­е­мо­го вер­то­гра­да­рем" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)