Дни памяти:

Житие

Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Св. Фру­мен­тий, про­све­ти­тель Абис­си­нии

В кон­це цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го один лю­бо­зна­тель­ный тир­ский ку­пец – хри­сти­а­нин, по име­ни Ме­ро­пий, от­пра­вил­ся пу­те­ше­ство­вать в Ин­дию[1], и дру­гие стра­ны по бе­ре­гам Черм­но­го мо­ря. У Ме­ро­пия бы­ли два пле­мян­ни­ка: Фру­мен­тий и Едес­сий, ко­то­рых он взял с со­бою, же­лая по­зна­ко­мить и сих юно­шей с неиз­вест­ны­ми им стра­на­ми, иной при­ро­дой, нра­ва­ми и обы­ча­я­ми дру­гих на­ро­дов.

Ко­гда они плы­ли по мо­рю, то небла­го­при­ят­ным вет­ром и силь­ным вол­не­ни­ем ко­рабль их при­би­ло к Ефи­о­пии, на­се­лен­ной ди­ки­ми вар­ва­ра­ми, ко­то­рые и за­хва­ти­ли в плен пу­те­ше­ствен­ни­ков. Од­них они уби­ли, дру­гих по­то­пи­ли в мо­ре. Сам Ме­ро­пий был убит, а его пле­мян­ни­ки Фру­мен­тий и Едес­сий остав­ле­ны бы­ли в жи­вых и от­прав­ле­ны в го­род Авк­сум, в дар ца­рю Ефи­оп­ско­му. Ца­рю по­нра­ви­лись оба юно­ши и он по­же­лал оста­вить их при дво­ре сво­ем. По при­ка­за­нию цар­ско­му для обу­че­ния юно­шей бы­ли при­став­ле­ны осо­бые над­зи­ра­те­ли и учи­те­ли с тем, чтобы по­сле обу­че­ния юно­шам мож­но бы­ло дать долж­но­сти при дво­ре.

Бу­дучи с дет­ских лет про­све­ще­ны Хри­сто­вой ве­рой, Фру­мен­тий и Едес­сий быст­ро воз­вы­си­лись по уму и об­ра­зо­ва­нию пред все­ми, окру­жав­ши­ми ца­ря, и вско­ре сде­ла­лись ли­ца­ми силь­ны­ми и вли­я­тель­ны­ми при дво­ре его.

Еще боль­шей че­сти они удо­сто­и­лись по смер­ти ца­ря, ко­гда на пре­стол Ефи­о­пии всту­пил его ма­ло­лет­ний сын Ай­зан. В вос­пи­та­те­ли Ай­за­на был из­бран Фру­мен­тий. То­гда Фру­мен­тий вме­сте с бра­том Едес­си­ем, имея боль­шее вли­я­ние на всю стра­ну, мог­ли сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. В то вре­мя за­вя­за­ли тор­го­вые сно­ше­ния с Ефи­о­пи­ей неко­то­рые рим­ские и гре­че­ские куп­цы, по боль­шей ча­сти – хри­сти­ане. Едес­сий и Фру­мен­тий зна­ко­ми­лись с при­ез­жав­ши­ми по тор­го­вым де­лам куп­ца­ми и устра­и­ва­ли с ни­ми бо­го­слу­жеб­ные со­бра­ния, для ко­то­рых они по­стро­и­ли неболь­шую цер­ковь. Вме­сте с тем и ефи­оп­ляне ма­ло-по­ма­лу зна­ко­ми­лись от Фру­мен­тия и Едес­сия с хри­сти­ан­скою ве­рою и усво­я­ли по­не­мно­гу ис­ти­ны хри­сти­ан­ской ве­ры и нрав­ствен­но­сти.

Меж­ду тем Ай­зан вы­рос. То­гда Едес­сий и Фру­мен­тий ста­ли про­сить ца­ря от­пу­стить их на ро­ди­ну. Ай­зан по­сле неко­то­ро­го ко­ле­ба­ния поз­во­лил им оста­вить Ефи­о­пию. По­лу­чив поз­во­ле­ние, Фру­мен­тий и Едес­сий с пер­вым же ко­раб­лем от­плы­ли в Гре­цию. Едес­сий, при­быв в Гре­цию, от­пра­вил­ся к се­бе на ро­ди­ну, в Тир, разыс­ки­вая сво­их ро­ди­те­лей, чтобы с ни­ми уже бо­лее не раз­лу­чать­ся до кон­ца дней. Но не с тем же на­ме­ре­ни­ем остав­лял Эфи­о­пию Фру­мен­тий. Он успел при­вя­зать­ся к этой стране, ко­то­рая по устро­е­нию Бо­жию ста­ла его вто­рою ро­ди­ною. Он же­лал пла­мен­но, чтобы стра­на эта сде­ла­лась род­ствен­ною ему и по ве­ре. По­это­му Фру­мен­тий пред­по­чел ра­до­стям род­ствен­но­го сви­да­ния выс­шую ду­хов­ную ра­дость, уне­ве­стив Хри­сту но­вую цер­ковь Абис­син­скую.

Вдох­нов­ля­е­мый та­ки­ми свя­ты­ми мыс­ля­ми, Фру­мен­тий на­пра­вил­ся вме­сто Ти­ра в Алек­сан­дрию, где то­гда был епи­ско­пом свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий, рев­ност­ный по­бор­ник Церк­ви Хри­сто­вой. При­дя к свя­то­му Афа­на­сию, Фру­мен­тий по­дроб­но рас­ска­зал ему всё, что при­шлось ис­пы­тать ему с Едес­си­ем в Абис­син­ской стране, на­чи­ная с чу­дес­но­го про­мыш­ле­ния о них в пле­ну у вар­ва­ров, же­сто­ко ис­тре­бив­ших Ме­ро­пия и осталь­ных с ни­ми хри­сти­ан. Он объ­яс­нил ве­ли­ко­му свя­ти­те­лю, что эти вар­ва­ры по­сле уже не чуж­да­лись хри­сти­ан и да­же вни­ка­ли в их жизнь и уче­ние, и те­перь лег­ко мог­ли бы быть про­све­ще­ны све­том Хри­сто­вой ис­ти­ны. Для се­го поч­ва уже под­го­тов­ле­на и стра­на сия жаж­дет, чтобы явил­ся се­я­тель. По­это­му Фру­мен­тий го­ря­чо про­сил свя­ти­те­ля те­перь же по­слать в Ефи­о­пию епи­ско­па и клир.

Вы­слу­шав это по­вест­во­ва­ние Фру­мен­тия, свя­той Афа­на­сий ура­зу­мел в судь­бе сих бра­тьев див­ное про­мыш­ле­ние Бо­жие ра­ди об­ра­ще­ния ко Хри­сту ефи­оп­лян. При этом его оза­ри­ла мысль, что луч­ше все­го по­ста­вить епи­ско­пом в Ефи­о­пию са­мо­го Фру­мен­тия, успев­ше­го близ­ко изу­чить нра­вы, обы­чаи и язык жи­те­лей той стра­ны и за­слу­жив­ше­го там по­чте­ние и лю­бовь.

То­гда бла­жен­ный Афа­на­сий ска­зал Фру­мен­тию:

– Кто же сре­ди нас луч­ше те­бя мо­жет разо­гнать мглу язы­че­ства и при­не­сти ту­да за­рю бо­же­ствен­но­го бла­го­ве­стия.

По­сле это­го Фру­мен­тий был ру­ко­по­ло­жен свя­тым Афа­на­си­ем во епи­ско­па и с апо­столь­скою рев­но­стью от­пра­вил­ся вновь в Ефи­о­пию про­све­щать языч­ни­ков. Преж­де все­го он стал убеж­дать са­мо­го ца­ря Ай­за­на при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. Мо­ло­дой царь, при­вык­ший поль­зо­вать­ся со­ве­та­ми Фру­мен­тия и в глу­бине ду­ши склон­ный при­нять ве­ру сво­е­го учи­те­ля, с сер­деч­ной ве­рой вни­мал про­по­ве­ди его о Вос­крес­шем и кре­стил­ся во Имя Хри­сто­во. За ним кре­сти­лись и мно­гие из при­бли­жен­ных ца­ря. Гос­подь удо­сто­ил се­го рав­ноап­о­столь­но­го угод­ни­ка Сво­е­го да­ра чу­до­тво­ре­ний; свя­той Фру­мен­тий си­лою Име­ни Хри­сто­ва ис­це­лял бес­но­ва­тых и одер­жи­мых раз­лич­ны­ми неду­га­ми. А тех, ко­то­рые сво­и­ми муд­ро­ва­ни­я­ми от­ри­ца­ли Хри­сто­во уче­ние и не хо­те­ли ве­рить бла­го­ве­стию свя­то­го Фру­мен­тия, он пре­да­вал вла­сти са­та­ны, "чтобы дух был спа­сен", по апо­сто­лу[2]; иных же из упор­ству­ю­щих по­ра­жал су­хо­тою все­го те­ла, а на дру­гих на­во­дил ослеп­ле­ние очей. При та­ких вне­зап­ных гроз­ных зна­ме­ни­ях, про­ис­хо­див­ших по сло­ву угод­ни­ка Бо­жия, да­же упор­ные из языч­ни­ков пре­кло­ня­лись пред ним и, ис­по­ве­дуя Хри­ста Сы­на Бо­жия, по­лу­ча­ли от Фру­мен­тия ис­це­ле­ние и бы­ли кре­ще­ны.

На­род удив­лял­ся си­ле бла­го­ве­стия про­по­вед­ни­ка, и сам царь неволь­но вос­клик­нул:

– Столь­ко лет ты с на­ми жил, и мы не ви­да­ли от те­бя ни­ка­ко­го чу­да! От­ку­да же те­перь да­на та­кая бла­го­дать, и при­том в ко­рот­кое вре­мя!?

Бла­жен­ный же Фру­мен­тий от­ве­чал на это ца­рю и всем окру­жав­шим и близ­ко знав­шим его:

– Не мой это дар, чест­ные дру­ги Хри­сто­вы, но дар свя­щен­ства от Са­мо­го Гос­по­да Хри­ста. Уже дав­но я ви­дел ва­ше доб­рое на­ме­ре­ние и рас­по­ло­же­ние к при­ня­тию Хри­ста. По­это­му, оста­вив свое оте­че­ство и пре­не­бре­гая род­ством, я, по­ви­ну­ясь гла­су Гос­под­ню, от­пра­вил­ся в Алек­сан­дрию и по­ве­дал о ва­шей жаж­де ду­хов­ной са­мо­му ве­ли­ко­му Афа­на­сию, свя­щен­но­на­чаль­ни­ку церк­ви Алек­сан­дрий­ской. Он удо­сто­ил ме­ня свя­то­го ру­ко­по­ло­же­ния и, про­све­тив апо­столь­скою бла­го­да­тью, с мо­лит­вою и бла­го­сло­ве­ни­ем по­слал к вам. Сей-то свя­щен­ный дар Бо­жий чрез ме­ня со­вер­ша­ет сре­ди вас, при­няв­ших с ве­рою сло­во бла­го­ве­стия, те зна­ме­ния, кои вы ви­ди­те.

По­ло­жив, та­ким об­ра­зом, на­ча­ло Церк­ви Хри­сто­вой в Ефи­о­пии, свя­той Фру­мен­тий стал рев­ност­но за­бо­тить­ся о внеш­нем и внут­рен­нем ее бла­го­устрой­стве. Он со­зи­дал по всей стране хра­мы для но­во­об­ра­щен­ных и по­всю­ду устро­ял бо­го­слу­же­ние.

Вме­сте с тем он оза­бо­тил­ся пе­ре­во­дом Свя­щен­но­го Пи­са­ния на язык ефи­оп­ский. По­сле это­го про­по­ведь Еван­ге­лия рас­про­стра­ня­лась в Ефи­о­пии еще успеш­нее.

И так нема­лые го­ды по­жил бо­го­угод­но свя­той Фру­мен­тий, утвер­ждая ве­ру­ю­щих сво­им при­ме­ром и сло­вом в со­блю­де­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их, по­сле че­го мир­но ото­шел ко Гос­по­ду око­ло 360 го­да, оста­вив цер­ковь Ефи­оп­скую проч­но устро­ен­ною[3]. От чест­ных мо­щей свя­ти­те­ля неоску­де­ва­е­мо по­да­ва­лись раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем с ве­рою и моль­бою при­бе­гав­шим к нему, во сла­ву ис­тин­но­го Хри­ста Бо­га на­ше­го. Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Под Ин­ди­ей здесь ра­зу­ме­ют­ся во­об­ще стра­ны, ле­жа­щие по бе­ре­гам Черм­но­го мо­ря и Ин­дий­ско­го оке­а­на. Под этим об­щим на­зва­ни­ем ра­зу­ме­лись: Ефи­оп­ская, Араб­ская и Бра­мин­ская Ин­дия. По­это­му в Про­ло­ге свя­той Фру­мен­тий на­зван ар­хи­епи­ско­пом Ин­дий­ским, бу­дучи про­све­ти­те­лем Ин­дии, соб­ствен­но Ефи­оп­ской, рас­по­ло­жен­ной на юг от Егип­та. Точ­нее, это те­перь Ну­бия и Абис­си­ния.

[2] Т.е. цер­ков­но­му от­лу­че­нию (1Кор.5:5).

[3] Ны­неш­няя Абис­си­ния, со­став­ляя часть древ­ней Ефи­о­пии, яв­ля­ет­ся та­ким об­ра­зом пре­ем­ни­цей ве­ры Хри­сти­ан­ской, при­не­сен­ной ту­да свя­тым Фру­мен­ти­ем. Абис­син­ская цер­ковь на­хо­ди­лась в тес­ной свя­зи с цер­ко­вью Алек­сан­дрий­скою, пат­ри­ар­ху ко­то­рой под­чи­нен был Абис­син­ский епи­скоп. По­это­му во вре­мя ари­ан­ских смут и спо­ров она, вер­ная пре­да­ни­ям свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, оста­ва­лась пра­во­слав­ною, несмот­ря на то, что при­вер­жен­ный к ари­ан­ско­му уче­нию им­пе­ра­тор Кон­стан­ций упо­треб­лял раз­лич­ные сред­ства для рас­про­стра­не­ния ари­ан­ства сре­ди абис­син­цев, Но вслед­ствие той же свя­зи с цер­ко­вию Алек­сан­дрий­скою Абис­син­ская цер­ковь в V ве­ке вме­сте с нею укло­ни­лась в мо­но­фи­зит­скую ересь, во всем осталь­ном ве­ро­уче­нии и бо­го­слу­же­нии оста­ва­ясь вер­ною пра­во­слав­но­му уче­нию.

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)