Дни памяти:

Житие

Краткое житие преподобного Галла, просветителя Швейцарии

Бу­ду­щий свя­той ро­дил­ся в сере­дине VI ве­ка (по раз­ным дан­ным в 541 или око­ло 550 го­да) в Ир­лан­дии и про­ис­хо­дил из со­сто­я­тель­ной и ве­ру­ю­щей се­мьи. Ро­ди­те­ли от­да­ли сы­на в оби­тель Бан­гор, где он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние. На­став­ни­ком юно­ши был свя­той Ко­лум­бан, став­ший впо­след­ствии про­све­ти­те­лем Шот­лан­дии. В этой оби­те­ли Галл при­нял свя­щен­ный сан и во­шел в чис­ло две­на­дца­ти со­про­вож­да­ю­щих, ко­то­рые вме­сте со свя­тым Ко­лум­ба­ном по­ки­ну­ли Ир­лан­дию и от­пра­ви­лись в Гал­лию (ныне тер­ри­то­рия Фран­ции) в мис­си­о­нер­скую по­езд­ку. Это про­изо­шло в 590 го­ду.

Око­ло 610 го­да про­по­вед­ни­ки от­пра­ви­лись по ре­ке Рейн, где ока­за­лись на зем­лях совре­мен­ной Швей­ца­рии. Про­по­ве­дуя хри­сти­ан­скую ве­ру на этих зем­лях, мо­на­хи-мис­си­о­не­ры при­ня­лись за раз­ру­ше­ние язы­че­ских идо­лов и ка­пищ, в част­но­сти на Швей­цар­ском озе­ре, из-за че­го всту­пи­ли в про­ти­во­сто­я­ние с мест­ны­ми идо­ло­по­клон­ни­ка­ми. Из-за это­го пер­вые ша­ги по про­све­ще­нию Швей­цар­ских зе­мель да­ва­лись непро­сто.

Оче­ред­ное про­ти­во­сто­я­ние про­изо­шло уже на Бо­ден­ском озе­ре, где языч­ни­ки за­ня­ли ча­сов­ню и раз­ме­сти­ли в ней ста­туи бо­гов. Свя­той Галл, знав­ший мест­ный язык, при­ло­жил уси­лия для об­ра­ще­ния идо­ло­по­клон­ни­ков в хри­сти­ан­ство. Он раз­ру­шил идо­лов и бро­сил их в озе­ро, а остат­ки ка­пи­ща быв­шие языч­ни­ки уни­что­жи­ли са­ми.

Пре­по­доб­ный Галл жил в но­вой об­щине, утвер­ждая но­во­об­ра­щен­ных хри­сти­ан в ве­ре. Он сде­лал се­ти, ко­то­ры­ми для всех ло­вил ры­бу.

В 612 го­ду мис­си­о­не­ры про­дол­жи­ли свой путь в Се­вер­ную Ита­лию. За­болев, Галл не смог от­пра­вить­ся вме­сте с дру­ги­ми мо­на­ха­ми. По­сле вы­здо­ров­ле­ния он на­шел в го­рах уеди­нен­ное ме­сто, где под­ви­зал­ся в без­мол­вии с несколь­ки­ми ино­ка­ми. На ме­сте по­стро­ен­ной пре­по­доб­ным ке­льи, при­мер­но через сто лет был ос­но­ван мо­на­стырь св. Гал­ла, а во­круг по­явил­ся го­род, из­вест­ный ныне как Санкт-Гал­лен. Имя свя­то­го так­же но­сит один из швей­цар­ских кан­то­нов.

В 615 го­ду на со­бра­нии епи­ско­пов и вель­мож в Кон­стан­це (ныне го­род на гра­ни­це Гер­ма­нии и Швей­ца­рии) из­бра­ли свя­то­го Гал­ла епи­ско­пом это­го го­ро­да. Сам пре­по­доб­ный от та­кой че­сти от­ка­зал­ся, но пред­ло­жил в ка­че­стве кан­ди­да­ту­ры сво­е­го уче­ни­ка Иоан­на.

По воз­вра­ще­нии в свою оби­тель, свя­той по­стро­ил храм, окру­жав­ший две­на­дца­тью ча­сов­ня­ми. В сво­ей неболь­шой мо­на­ше­ской об­щине угод­ник Бо­жий про­жил до кон­ца жиз­ни, сми­рен­но слу­жа бра­тии и ло­вя ры­бу.

Точ­ная да­та смер­ти неиз­вест­на – на­зы­ва­ют­ся 627, 630, 640 и 650 го­да.

Из­вест­но, что уже в 680 го­ду бы­ло со­став­ле­но пер­вое жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­но­го Гал­ла Ир­ланд­ско­го. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни стал ме­стом па­лом­ни­че­ства. В 835 го­ду в го­ро­де Санкт-Гал­лене бы­ла освя­ще­на но­вая ба­зи­ли­ка, ку­да и пе­ре­нес­ли мо­щи пре­по­доб­но­го.

Полное житие преподобного Галла, просветителя Швейцарии

Пре­по­доб­ный Галл (лат. Gallus; ок. 550 — ок. 630–640) ро­дил­ся в Ир­лан­дии. Его бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли, дво­ряне, от­да­ли его в мо­на­стырь Бан­гор (Bangor) для по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. Вме­сте с св. Ко­лум­ба­ном, ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка, и один­на­дца­тью по­пут­чи­ка­ми он от­пра­вил­ся из Ир­лан­дии во Фран­цию (ок. 590 го­да), от­ку­да вме­сте с Ко­лум­ба­ном по­шел к Але­ман­нам (ок. 610 го­да).

Сна­ча­ла по­пыт­ки про­по­ве­ди в Швей­ца­рии тер­пе­ли неуда­чу. Св. Галл раз­ру­шал бе­сов­ские ка­пи­ща. Так на Цю­рих­ском озе­ре во вре­мя про­по­ве­ди Ко­лум­ба­на язы­че­ское ка­пи­ще бы­ло со­жже­но. Оже­сто­чен­ные языч­ни­ки на­па­ли на Гал­ла и Ко­лум­ба­на, но им уда­лось спа­стись, по­сле че­го они при­бы­ли в Бре­генц (Bregenz). По­сле трех­лет­ней про­по­ве­ди, ко­гда Галл сно­ва бро­сил идо­лов в Бо­ден­ское озе­ро, они опять бы­ли из­гна­ны.

Пре­по­доб­ный Галл тя­же­ло за­бо­лел. Ко­лум­бан рас­це­нил это как тру­сость и дви­нул­ся без него через Аль­пы в Се­вер­ную Ита­лию. Со­глас­но пре­да­нию, Галл на­хо­дил­ся на пу­ти в Ар­бон (Arbon), что на Бо­ден­ском озе­ре, к свя­щен­ни­ку Вил­ли­ма­ру (Willimarus), диа­кон ко­то­ро­го Хиль­ти­бальд (Hiltibald) знал под­хо­дя­щие для от­шель­ни­ка ме­ста. Он по­слал Гал­ла вме­сте с Маг­наль­дом (Magnaldus), од­ним из трех сво­их ка­пел­ла­нов, на го­ру, из ко­то­рой обиль­но тек­ла це­ли­тель­ная во­да. Это бы­ли ис­точ­ни­ки Штейн­бах (Steinach). Пре­да­ния рас­ска­зы­ва­ют, что вы­д­ра по­мо­га­ла Гал­лу с ры­бой и по­лу­ча­ла за это по­ло­ви­ну уло­ва. По­сле мо­лит­вы и по­ста Галл и Маг­нальд от­пра­ви­лись в путь, ко­то­рый, как ка­за­лось, не бу­дет иметь кон­ца для из­мож­ден­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков, и столк­ну­лись со мно­же­ством пре­пят­ствий. Тем не ме­нее, с по­стом и мо­лит­ва­ми они про­дол­жа­ли свой путь. Ко­гда Галл па­дал, он смот­рел на это как на знак, по­да­ва­е­мый его по­со­хом, на ко­то­ром на­хо­дил­ся ме­шо­чек со свя­ты­ми мо­ща­ми. Они ло­жи­лись спать, так как Галл объ­яс­нял, что не на­до бо­ять­ся ди­ких зве­рей, при­во­дя в при­мер Да­ни­и­ла, ко­то­рый не по­тер­пел вре­да от львов.

Но­чью при­хо­дил мед­ведь и уго­щал­ся остат­ка­ми ужи­на. Св. Галл при­ка­зал ему, чтобы тот до­стал дре­ве­си­ну для ог­ня и стро­и­тель­ства ке­льи. За это он все остав­ши­е­ся дни по­лу­чал хлеб, как, впро­чем, и все дру­гие ди­кие жи­вот­ные. Дру­гие пре­да­ния упо­ми­на­ют, что пре­по­доб­ный вы­нул из мед­ве­жьей но­ги ко­люч­ку, по­сле че­го мед­ведь стал слу­шать­ся его. По­сле то­го, как на­ча­лось стро­и­тель­ство, ока­за­лось, что бал­ки слиш­ком ко­рот­ки. Св. Галл по­про­сил всех стро­и­те­лей со­брать­ся в ке­лии, чтобы при­нять уча­стие в мо­лит­ве и в тра­пе­зе. Вер­нув­шись, они об­на­ру­жи­ли, что бал­ки до­стиг­ли тре­бу­е­мой дли­ны. Так в 612 го­ду был воз­ве­де­на мо­лель­ня в Штейн­ба­хе, на ме­сте ко­то­рой в 719 го­ду был по­стро­ен боль­шой из­вест­ный мо­на­стырь св. Гал­ла.

Свя­той те­перь жил в уеди­не­нии на Бо­ден­ском озе­ре. Сво­им сло­вом, сво­им бла­го­че­сти­ем, и, преж­де все­го, лю­бо­вью к лю­дям и при­ро­де, а так­же ис­це­ле­ни­я­ми от бо­лез­ней он по­ко­рил ди­ко­ва­тых але­ман­нов. По­сте­пен­но око­ло него со­бра­лась груп­па по­сле­до­ва­те­лей, жизнь ко­то­рых бы­ла обу­слов­ле­на бо­лее стро­гой дис­ци­пли­ной по­ка­я­ния, мо­лит­вы и изу­че­ни­ем Пи­са­ний. Кро­ме то­го, они за­бо­ти­лись о на­у­ках.

В 615 го­ду ему пред­ло­жи­ли стать епи­ско­пом Кон­стан­ца (Konstanz), од­на­ко св. Галл от­ка­зал­ся. Де­ле­га­ция мо­на­сты­ря Люк­сёй (Luxeuil) при­бы­ла к нему в ке­лью, чтобы при­гла­сить его в ка­че­стве игу­ме­на. От это­го пред­ло­же­ния он так­же от­ка­зал­ся. Бу­дучи уже в воз­расте, Галл еще по­учал в Ар­боне. Он ви­дел смерть Ко­лум­ба­на в 615 го­ду и от­слу­жил по нему па­ни­хи­ду.

Пре­по­доб­ный Галл отошел ко Господу ок. 650 го­да в Ар­боне в Швей­ца­рии.

Из ке­льи Гал­ла воз­ник мо­на­стырь, поз­же там воз­ник го­род Сан-Гал­лен (St. Gallen). По­ми­мо го­ро­да в честь святого на­зван и кан­тон Сан-Гал­лен.

14 мая 2018 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви имя пре­по­доб­но­го Гал­ла бы­ло вклю­че­но в цер­ков­ный ме­ся­це­слов (жур­нал №27).

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)