Дни памяти

23 сентября

29 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Житие

Пре­по­доб­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся 20 но­яб­ря 1880 го­да в го­ро­де Борз­на Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца Пет­ра Яци­ка, со­дер­жав­ше­го неболь­шую ко­же­вен­ную ма­стер­скую.
В 1901 го­ду юно­ша окон­чил в Ки­е­ве учи­тель­скую се­ми­на­рию и в 1906 го­ду по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Тро­иц­кую Сер­ги­е­ву Лав­ру. Ис­пол­нял по­слу­ша­ние в лавр­ской ти­по­гра­фии, где был по­мощ­ни­ком за­ве­ду­ю­ще­го.
В мае 1917 го­да был мо­би­ли­зо­ван и на­прав­лен ря­до­вым в 56-й полк в Кремлев­ские ка­зар­мы. В 1918 го­ду в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гав­ри­ил.
В 1919 го­ду мо­нах Гав­ри­ил был аре­сто­ван Са­ра­тов­ской ЧК по по­до­зре­нию в том, что он яв­ля­ет­ся про­фес­сио­наль­ным во­ен­ным и бе­ло­гвар­дей­цем. По­сле то­го, как в ЧК убе­ди­лись, что это не так, он был осво­бож­ден.
В 1920 го­ду мо­нах Гав­ри­ил по­се­лил­ся в Дон­ском мо­на­сты­ре и в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. В сте­нах этой древ­ней мос­ков­ской оби­те­ли в 1920‑х го­дах ча­сто слу­жил ис­по­вед­ник ве­ры Хри­сто­вой Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон, здесь его мно­гие ме­ся­цы со­дер­жа­ли под стро­гим до­маш­ним аре­стом.
В 1924 го­ду иеро­ди­а­кон Гав­ри­ил был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха, а в 1929 го­ду – воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Вско­ре Дон­ской мо­на­стырь был за­крыт и отец Гав­ри­ил был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви се­ла Пет­ров­ское-Ло­ба­но­во Крас­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В раз­гар го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь отец Гав­ри­ил 7 сен­тяб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван и за­клю­чен под стра­жу в Та­ган­скую тюрь­му.
При обыс­ке во вре­мя аре­ста в до­ме сре­ди цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры бы­ли най­де­ны две кни­ги: «Пер­вые дни хри­сти­ан­ства» Ф.В. Фар­ра­ра и «Ве­ли­кое в ма­лом» Сер­гея Ни­лу­са.
На пер­вом до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 8 сен­тяб­ря, сле­до­ва­тель спро­сил:
– Для ка­кой це­ли вы ис­поль­зо­ва­ли эти кни­ги?
– Обе эти кни­ги я взял еще до ре­во­лю­ции в 1912 го­ду в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, где они пе­ча­та­лись, а я ра­бо­тал в этой ти­по­гра­фии по­мощ­ни­ком за­ве­ду­ю­ще­го. Кни­га «Пер­вые дни хри­сти­ан­ства» со­чи­не­ния Ф.В. Фар­ра­ра яв­ля­ет­ся и до сих пор мо­ей на­столь­ной кни­гой, от­дель­ные по­ло­же­ния из ко­то­рой я ис­поль­зую для про­по­ве­дей в церк­ви. Вто­рую кни­гу «Ве­ли­кое в ма­лом» я хра­ню у се­бя для кол­лек­ции, она из­да­ва­лась при уча­стии из­вест­но­го ар­хи­епи­ско­па Во­ло­год­ско­го Ни­ко­на (Рож­де­ствен­ско­го). Ис­поль­зуя в бе­се­дах с граж­да­на­ми неко­то­рые по­ло­же­ния из ука­зан­ной кни­ги, я по во­про­су о го­не­нии на ве­ру пра­во­слав­ную ни­че­го не го­во­рил, кро­ме толь­ко то­го, что я за­яв­лял: го­не­ние на ве­ру Хри­сто­ву бы­ло, есть и бу­дет; не удив­ляй­тесь это­му…
11 сен­тяб­ря сле­до­ва­те­лем был до­про­шен в ка­че­стве сви­де­те­ля свя­щен­ник Вик­тор Ру­мян­цев, слу­жив­ший в со­сед­нем хра­ме в се­ле Ак­си­ни­но, ко­то­рый на по­став­лен­ные во­про­сы от­ве­чал, что отец Гав­ри­ил «внешне со­зда­ет ви­ди­мость под­ра­жа­ния в об­ра­зе сво­ей лич­ной жиз­ни жи­ти­ям свя­тых, ко­то­рые он ча­сто чи­та­ет, как быв­ший мо­нах… Сам он был враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти… ци­ти­руя из От­кро­ве­ния Иоан­на Бо­го­сло­ва, Яцик ука­зы­вал на пра­виль­ность ря­да его по­ло­же­ний, так как зна­ме­ние это­го он ви­дит в рас­про­стра­не­нии без­ве­рия, что, по его мне­нию, “под­твер­жда­ет о близ­ком при­ше­ствии цар­ства ан­ти­хри­ста. Сей­час со­вет­ская власть, за­крыв мо­на­сты­ри и церк­ви, се­ет без­ве­рие”. В этом Яцик об­ви­нял власть со­вет­скую».
15 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил от­ца Гав­ри­и­ла.
– Вы вы­да­ва­ли се­бя сре­ди на­се­ле­ния по­сел­ка Хим­ки за «свя­то­го, це­ли­те­ля неду­гов». Дай­те по су­ще­ству это­го по­ка­за­ния.
– За свя­то­го се­бя не вы­да­вал, а от­ве­чал на прось­бы чте­ни­ем мо­литв по же­ла­нию, дру­го­го по это­му во­про­су ни­че­го не мо­гу ска­зать… Ни­ко­гда ни­ка­кой аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти не про­во­дил и се­бя ви­нов­ным в этом не мо­гу при­знать.
16 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил слу­жив­ше­го вме­сте с от­цом Гав­ри­и­лом в Пет­ро­пав­лов­ском хра­ме свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая До­ку­ча­е­ва. На пред­ло­же­ние сле­до­ва­те­ля рас­ска­зать «о контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­рах Яци­ка сре­ди окру­жа­ю­щих» лже­сви­де­тель дал та­кой от­вет: «Свя­щен­ник Яцик Гав­ри­ил Пет­ро­вич ярый про­тив­ник со­вет­ской вла­сти…»
20 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель в по­след­ний раз до­про­сил от­ца Гав­ри­и­ла.
– Чем вы за­ни­ма­лись до аре­ста?
– Я слу­жил свя­щен­ни­ком в Пет­ров­ском-Ло­ба­но­ве.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– Нет, не при­знаю.
22 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу.
Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил (Яцик) был рас­стре­лян 23 сен­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Со­ста­ви­тель свя­щен­ник Мак­сим Мак­си­мов

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 2». Тверь, 2005 год, стр. 185-188.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. 22899.
АМП. По­служ­ной спи­сок.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест