День памяти

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий, игу­мен Го­лутвин­ский, был уче­ни­ком прп. Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Жи­тие его со­кро­вен­но от нас, и лишь несколь­ко ску­пых строк по­свя­ща­ет ему пер­вый со­ста­ви­тель Сер­ги­е­ва жи­тия - прп. Епи­фа­ний Пре­муд­рый.

Мы не зна­ем вре­ме­ни, ко­гда он при­со­еди­нил­ся ко свя­той дру­жине ав­вы Сер­гия, ка­ко­го он был ро­да и зва­ния до вступ­ле­ния в мо­на­стырь, из ка­ких кра­ев при­тек в скром­ную лес­ную оби­тель, за­те­ряв­шу­ю­ся сре­ди ра­до­неж­ских ле­сов. Вхо­дил ли он в чис­ло пер­вых две­на­дца­ти уче­ни­ков, или при­шел к прп. Сер­гию го­раз­до позд­нее – мы не смо­жем узнать, по­сколь­ку пер­вые спи­са­те­ли Сер­ги­е­ва жи­тия – прп. Епи­фа­ний Пре­муд­рый и Па­хо­мий Ло­го­фет не ука­зы­ва­ют имен всех его уче­ни­ков. Был ли он сы­ном бо­яр­ским или же вдо­вым свя­щен­ни­ком, при­няв­шим по­стри­же­ние в Тро­иц­кой оби­те­ли, юно­шей или уже зре­лым му­жем при­шел он в ее сте­ны – нам не из­вест­но, но ве­до­мо лишь од­но­му Бо­гу, Твор­цу и Про­мыс­ли­те­лю вся­че­ских, от Него же нет ни­че­го со­кро­вен­но­го на зем­ле.

Св. Епи­фа­ний пи­шет, что св. бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий Дон­ской, во ис­пол­не­ние сво­е­го обе­та, дан­но­го Бо­гу пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой, ос­но­вать оби­тель в па­мять о по­мо­щи Бо­жи­ей, яв­лен­ной рус­ско­му во­ин­ству в сра­же­нии с та­та­ра­ми, сам про­сил прп. Сер­гия прид­ти и бла­го­сло­вить ме­сто для мо­на­сты­ря в честь свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния в Го­лутвине под Ко­лом­ной, вот­чине Ве­ли­ко­го кня­зя, и по­стро­ить там цер­ковь. Пре­по­доб­ный по­слу­шал­ся Ве­ли­ко­го кня­зя ра­ди его ве­ры и люб­ви и, по­сколь­ку ста­рец имел обык­но­ве­ние вез­де хо­дить пеш­ком, от­пра­вил­ся пе­шим в Ко­лом­ну. Бла­го­сло­вил ме­сто, об­лю­бо­ван­ное кня­зем, и воз­двиг на нем цер­ковь в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня. «По усерд­ной прось­бе кня­зя Ди­мит­рия свя­той Сер­гий от­пу­стил од­но­го из сво­их уче­ни­ков – свя­щен­но­и­но­ка Гри­го­рия, му­жа бла­го­го­вей­но­го, ис­пол­нен­но­го мно­гих доб­ро­де­те­лей, в но­вый мо­на­стырь, на долж­ность его стро­и­те­ля…» – так го­во­рит об этом жи­тие ав­вы Сер­гия.

Оби­тель бы­ла ос­но­ва­на на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки Моск­вы при впа­де­нии ее в р. Оку - ме­сте не толь­ко очень кра­си­вом, но и стра­те­ги­че­ски важ­ном. Ря­дом на­хо­дил­ся брод через Оку, по ко­то­ро­му в Мос­ков­ское кня­же­ство про­хо­ди­ли не толь­ко тор­го­вые ка­ра­ва­ны с Во­сто­ка и юга, но и со­вер­ша­ли на­бе­ги ко­чев­ни­ки. По­это­му мо­на­стырь, ос­но­ван­ный на са­мой гра­ни­це мос­ков­ской зем­ли, был ее по­ру­беж­ным фор­по­стом, за­щит­ни­ком от по­сто­ян­ной угро­зы из сте­пи. Но ме­сто, на ко­то­ром воз­ник­ла оби­тель, на­зы­ва­лось Го­лутви­ным неспро­ста. В глу­хом лес­ном уро­чи­ще, рас­ки­нув­шем­ся по бе­ре­гам рек, се­ли­лись раз­бой­ни­ки и бро­дя­ги – «го­лутва», про­мыш­ляв­шие гра­бе­жом тор­го­вых ка­ра­ва­нов. Имен­но из-за них и за­кре­пи­лось та­кое на­зва­ние за этим ме­стом.

Прп. Гри­го­рий, по­лу­чив­ший бла­го­сло­ве­ние на игу­мен­ство от сво­е­го стар­ца и учи­те­ля вме­сте с игу­мен­ским по­со­хом из чер­но­го ду­ба, ко­то­рый тот вру­чил ему, ока­зал­ся как аг­нец по­сре­ди вол­ков в раз­бой­ни­чьем ло­го­ве. Но ве­ли­ка бы­ла его ве­ра в по­мощь и за­ступ­ле­ние Бо­жие и в си­лу свя­тых мо­литв ав­вы Сер­гия, что не убо­яв­шись, остал­ся он под­ви­зать­ся на ме­сте сем. Вско­ре в мо­на­сты­ре со­бра­лась мно­го­чис­лен­ная бра­тия и по при­ме­ру Тро­иц­кой оби­те­ли устро­и­лось об­ще­жи­тель­ство. Бла­го­дать Бо­жия, вос­си­яв­шая на этом ме­сте, освя­щен­ном по­дви­гом пер­во­го игу­ме­на но­вой оби­те­ли, как огонь, по­па­ля­ю­щий тер­ние, ис­тре­би­ла коз­ни вра­жии и рас­се­я­ла зло­че­сти­вых лю­дей.

Оби­тель про­цве­та­ла, укра­ша­лась ка­мен­ны­ми хра­ма­ми, а Гос­подь, через хри­сто­люб­цев, в изоби­лии по­да­вал ей все по­треб­ное. Как ве­ли­чай­шие свя­ты­ни хра­ни­ла бра­тия ана­лой­ный крест – вклад прп. Сер­гия, его ри­зы из про­стой ма­те­рии, по­да­рен­ные им юной оби­те­ли, и его игу­мен­ский жезл, остав­лен­ный в бла­го­сло­ве­ние пер­во­му ее игу­ме­ну.

Прп. Гри­го­рий по­дви­гом доб­рым под­ви­зав­шись, со­вер­шил те­че­ние сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни и, окру­жен­ный лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем взра­щен­ной им бра­тии, мир­но ото­шел ко Гос­по­ду, на­зна­ча­ю­ще­му каж­до­му че­ло­ве­ку сро­ки жи­тия. По­гре­бен он был под ал­та­рем Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма, за­ло­жен­но­го и по­стро­ен­но­го ру­ка­ми его ве­ли­ко­го учи­те­ля – прп. Сер­гия и его са­мо­го.

Пра­вед­ная кон­чи­на свя­то­го стар­ца на­сту­пи­ла в 1394 го­ду. По­чи­та­ние прп. Гри­го­рия Го­лутвин­ска­го со­вер­ша­лось в его оби­те­ли, где под спу­дом по­чи­ва­ли его свя­тые мо­щи, а в хра­ме, со­глас­но опи­си, име­лось его ико­но­пис­ное изо­бра­же­ние, а так же в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, где его па­мять по­чи­та­лась от­дель­но (7 фев­ра­ля по н. с.), и в ли­ке Ра­до­неж­ских свя­тых – уче­ни­ков и со­бе­сед­ни­ков прп. Сер­гия. На от­ко­се од­но­го из окон­ных про­емов тра­пез­но­го хра­ма Лав­ры до сих пор со­хра­ня­ет­ся фрес­ка с его изо­бра­же­ни­ем в чис­ле дру­гих уче­ни­ков Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Так­же ико­но­пис­ное изо­бра­же­ние пре­по­доб­но­го Гри­го­рия име­лось в стен­ных рос­пи­сях хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля.

Случайный тест