Дни памяти

28 декабря – Собор Кольских святых

11 июля  (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Прмч. Гурий Печенгский († 9.12.1589, Свято-Троицкий Печенгский монастырь).
Гурий, как игумен Троицкого Печенгского монастыря впервые упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича 21 нояб. 1556 г. («пожаловал есмя нашего царского богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурманского рубежа, Пресвятые и Живоначальныя Троицы Печенгскаго монастыря игумена Гурия с братиею», которой монастырю были предоставлены обширные владения и льготы. Из Жития прп. Трифона, основателя Печенгского монастыря, известно, что он приехал в Москву для получения царского пожалования в 1556 г. «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком». Надо полагать, что этим иноком Соловецкого монастыря был представленный царю на утверждение будущий настоятель Печенгской обители Гурий. Приезду иноков предшествовало чудо. За день, когда царь шел к литургии, «явишася на пути два святолепна инока, царские же очи возлюби их честное явление», и царь беседовал с ними, для всех остальных иноки оставались невидимыми.

По-видимому, в нач. зимы 1556/57 г. Гурий прибыл в Печенгский монастырь. Согласно Житию прп. Трифона, «преподобный игумен Гурий» с братией монастыря весной 1557 г. встречал вернувшегося на Печенгу прп. Трифона. На время настоятельства Гурия приходится расцвет хозяйственной деятельности Печенгского монастыря, занимавшегося солеварением, речным и морским промыслом, включая китовую ловлю, имевшего свои верфи, мельницы, скотные дворы, являвшегося основным центром русско-голландской торговли.

По рассказу, содержащемуся в Житии прп. Трифона, 15 дек. 1583 г. «игумен, и братия, и вси ученицы» прощались с отходившим ко Господу прп. Трифоном. Преподав последнее наставление братии, св. старец прослезился и, когда игумен спросил его о причине слез, сказал: «На сию обитель будет тяжкое искушение, и от острия меча умучатся мнози, но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога». Пророчество исполнилось 9 дек. 1589 г., когда ворвавшийся в монастырь отряд финнов из Эстерботнии (подданных швед. короля) убил находившихся в обители «во службах сущих иноков и мирских», затем окружил Зосимо-Савватиевскую церковь, в которой завершалась литургия. Многие из братии обратились к игумену за благословением дать бой в храме. Однако Гурий повелел продолжить литургию, исполнить волю Божию, возвещенную им прп. Трифоном, и принять мученические венцы.

Захватчики ворвались в храм и умертвили всех присутствовавших («ради тяжчайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша»). Гурия и прмч. иеродиак. Иосифа они особо жестоко пытали, надеясь узнать, где спрятана монастырская казна. Однако иноки ничего не сказали, и разбойники зарубили их, после чего, ограбив монастырские храмы, сожгли здания с останками преподобномучеников. В монастыре вместе с Гурием погибло 95 чел. В конце XIX в. в Норвежском государственном архиве был обнаружен поименный список убиенной братии (95 чел.), составленный дат. сборщиком податей, который побывал на пепелище вскоре после трагедии. Первым в списке значится имя игум. Гурия - Igumandt Gurrij. Всего, согласно Житию прп. Трифона, мученическую смерть от рук финнов в дек. 1589 г. приняли 116 насельников и трудников Печенгского монастыря: «...иероиноков, иеродиаконов, иноков 51 человек, да слуг и служебников работных 65 человек».

После ухода грабителей оставшиеся насельники монастыря собрали останки мучеников и похоронили их в братской могиле недалеко от сгоревшей обители. У могилы ок. 1600 г. была устроена часовня. В 1808 г. кольский купец Р. Шабунин поставил новую Троицкую часовню взамен обветшавшей, на могиле преподобномучеников стоял крест. В середине XIX в. началась активная колонизация Мурманского берега и в устье Печенги поселилось до 300 колонистов. Попечением колонистов и усердием подвижника рус. Лапландии свящ. Георгия Терентьева Троицкая часовня была перестроена в церковь, в 1883 г. состоялось ее освящение во имя прп. Трифона Печенгского. В 1900 г. церковь была перенесена в район села Баркина, ниже по течению Печенги, поскольку на ее месте возобновленный во 2-й пол. XIX в. Трифонов Печенгский монастырь построил церковь в честь Рождества Христова, алтарь которой расположился над могилой мучеников. Одной из почитаемых реликвий монастыря стал найденный над могилой мучеников слиток, представляющий сплав из камня, кирпича, глины и обгоревших человеческих костей. В этой церкви с 1995 г. располагается возрождаемый Трифонов Печенгский монастырь.

В возобновленном в конце XIX в. Трифоновом Печенгском монастыре почитание «игумена Гурия с братией монастыря убиенной» совершалось в лике «местночтимых усопших» ежедневным служением панихид (Указ Святейшего Синода от 21 дек. 1890). Гурий упомянут без описания внешности в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. под 16 июля: «Гурий Печенгский, преподобномученик, игумен, и Иона Печенгский, священномученик, иноки Троицкого Трифонова Печенгского монастыря, Кольские чудотворцы». В современной службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, в прошении на литии поминаются Иона, Гурий и Герман Печенгские, Кольские (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377). Канонизация Гурия подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова). Имена убиенных иноков Печенгского монастыря вошли в Собор Кольских святых, празднование которому было установлено 15 окт. 2003 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г. // СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда // Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. 
Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289.

Источник: Православная Энциклопедия

Случайный тест