Ваш город - Ашберн?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

13 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

2 декабря

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков Брил­ли­ан­тов ро­дил­ся 7 мар­та 1871 го­да в се­ле Ни­ку­ли­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду Яков Ива­но­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния в сан свя­щен­ни­ка он до 1927 го­да слу­жил во Вла­дыч­нем жен­ском мо­на­сты­ре го­ро­да Сер­пу­хо­ва. По­сле за­кры­тия оби­те­ли его на­зна­чи­ли в Тро­иц­кую цер­ковь в се­ле Луж­ки Сер­пу­хов­ско­го уез­да, а в 1929 го­ду пе­ре­ве­ли в Бо­го­яв­лен­ский храм го­ро­да Ко­лом­ны. С 1 июля по 1 сен­тяб­ря 1931 го­да он ис­пол­нял обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го.
В 1930 го­ду со­труд­ни­ки Ко­ло­мен­ско­го ОГПУ пы­та­лись при­влечь от­ца Иа­ко­ва к со­труд­ни­че­ству. В ап­ре­ле его вы­зва­ли на до­прос и ста­ли спра­ши­вать о том, кто из зна­ко­мых ему куп­цов и свя­щен­ни­ков за­ни­ма­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­ей. Да­вать ка­кие-ли­бо по­ка­за­ния отец Иа­ков от­ка­зал­ся и вско­ре был от­пу­щен. Сколь­ко раз про­во­ди­ли та­кие бе­се­ды с от­цом Иа­ко­вом, неиз­вест­но, но 5 июня он под­пи­сал до­ку­мент о со­труд­ни­че­стве, при­чем по­ни­мая его со­всем не так, как по­ни­ма­ли это са­ми пред­ста­ви­те­ли ОГПУ.
12 де­каб­ря 1931 го­да его сно­ва вы­зва­ли на до­прос и аре­сто­ва­ли. Во вре­мя до­про­са он за­явил сле­до­ва­те­лю, что «шпи­о­ном и про­во­ка­то­ром он не бу­дет, за все вре­мя с ап­ре­ля 1930 го­да по сие вре­мя я ни на ко­го не до­но­сил, ни­ко­го не под­во­дил. Я счи­таю, что в на­сто­я­щее вре­мя, а так­же и в цар­ское вре­мя, ес­ли бы я узнал что-ли­бо про­тив со­вет­ской вла­сти или про­тив ца­ря, я как граж­да­нин дол­жен был бы со­об­щить об этом ор­га­нам вла­сти. Сей­час свя­щен­ни­ки бо­ят­ся все­го, бо­ят­ся го­во­рить, бо­ят­ся са­мих се­бя. Я сам ду­маю, что мне при­дет­ся при со­вет­ской вла­сти по­стра­дать за свою прав­ду и ис­крен­ность. Я счи­таю, что ра­бо­та в ор­га­нах ОГПУ свя­за­на с про­во­ка­тор­ством и шпи­он­ством, а по­это­му вто­рич­но за­яв­ляю: по­мо­гать ор­га­нам ОГПУ от­ка­зы­ва­юсь, шпи­о­ном и про­во­ка­то­ром не бу­ду». 3 ян­ва­ря 1932 го­да свя­щен­ни­ка от­пу­сти­ли, ду­мая, что, по­бы­вав в тюрь­ме, он «ис­пра­вит­ся».
29 мар­та 1932 го­да от­ца Иа­ко­ва аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли в Ко­ло­мен­ский дом за­клю­че­ния. В этот же день со­сто­ял­ся до­прос. На во­про­сы сле­до­ва­те­ля свя­щен­ник от­ве­чал: «Я еще раз под­твер­ждаю свое по­ка­за­ние при до­про­се 12 де­каб­ря 1931 го­да и за­яв­ляю, что шпи­о­ном и про­во­ка­то­ром я ра­бо­тать не бу­ду, так как счи­таю это де­ло для свя­щен­ни­ка без­нрав­ствен­ным. Под­пис­ку, дан­ную мною 5 июня 1931 го­да, я по­ни­мал сво­ей обя­зан­но­стью со­об­щать в ОГПУ об ор­га­ни­за­ции за­го­во­ров про­тив со­вет­ской вла­сти, ка­ко­вых за все вре­мя со дня да­чи мною под­пис­ки от лю­дей, с ко­то­ры­ми я вра­ща­юсь, не бы­ло. От­дель­ные недо­воль­ства ме­ро­при­я­ти­я­ми со­вет­ской вла­сти и пар­тии сре­ди ве­ру­ю­щих име­ют­ся и име­лись, но со­об­щать о них я счи­тал не нуж­ным, а недо­воль­ным я го­во­рил, что нуж­но тер­петь. Сре­ди ду­хо­вен­ства на­блю­да­ет­ся то, что они все за­пу­га­ны аре­ста­ми, про­во­ди­мы­ми ор­га­на­ми ОГПУ, и вы­ска­зы­вать­ся от­кры­то о по­ли­ти­ке со­вет­ской вла­сти бо­ят­ся».
1 ап­ре­ля сле­до­ва­те­лем был вы­зван на до­прос свя­щен­ник Ми­ха­ил Дмит­ри­е­вич По­кров­ский, слу­жив­ший так­же в Ко­ломне, ко­то­рый хоть и за­явил, что ма­ло зна­ет от­ца Иа­ко­ва, од­на­ко пол­но­стью ого­во­рил его, под­пи­сав по­ка­за­ния, нуж­ные след­ствию, а имен­но, что отец Иа­ков ярый мо­нар­хист, недо­во­лен со­вет­ской вла­стью и все­гда ее ру­га­ет.
На оче­ред­ном до­про­се 8 ап­ре­ля сле­до­ва­тель спро­сил от­ца Иа­ко­ва об от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях его с ду­хо­вен­ством Ко­лом­ны, ра­нее аре­сто­ван­ным ОГПУ.
– В 1929 го­ду, – от­ве­чал свя­щен­ник, – вско­ре по­сле мо­е­го при­бы­тия в го­род Ко­лом­ну свя­щен­ник Ми­ро­лю­бов со­об­щил мне, что епи­ско­па Фе­о­до­сия и свя­щен­ни­ков Стра­хо­ва и дру­гих, все­го де­сять че­ло­век, в но­яб­ре 1929 го­да аре­сто­ва­ло ОГПУ за непо­ми­но­ве­ние во вре­мя служ­бы со­вет­ской вла­сти. Мне о воз­ник­но­ве­нии это­го раз­де­ле­ния в церк­вях го­ро­да Ко­лом­ны ста­ло из­вест­но до при­ез­да в Ко­лом­ну, ко­гда я еще был в Сер­пу­хо­ве. В ав­гу­сте или сен­тяб­ре 1929 го­да я на­пи­сал пись­мо сво­е­му зятю свя­щен­ни­ку Ми­ро­лю­бо­ву, ука­зав ему на необ­хо­ди­мость по­ми­нать во вре­мя служ­бы со­вет­скую власть так же, как по­ми­на­ли рань­ше цар­скую власть. Я стал по­ми­нать со­вет­скую власть с 1925 го­да, то есть на два-три го­да рань­ше рас­по­ря­же­ния мит­ро­по­ли­та Сер­гия, так как узнал об этом от сво­е­го шу­ри­на свя­щен­ни­ка Бо­го­ле­по­ва, ко­то­рый, бу­дучи в Москве, ви­дел рас­по­ря­же­ние Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на о необ­хо­ди­мо­сти по­ми­нать со­вет­скую власть… О сво­ем на­хож­де­нии под аре­стом с ду­хо­вен­ством я не раз­го­ва­ри­вал. Ко­гда мне ве­ру­ю­щие жа­ло­ва­лись на дей­ствия со­вет­ской вла­сти и боль­ше­ви­ков, го­во­ря, что боль­ше­ви­ки за­кры­ва­ют церк­ви, за­став­ля­ют ра­бо­тать в празд­ни­ки, я им от­ве­чал: со­вет­ская власть по­сту­па­ет пра­виль­но, вы са­ми от­ка­за­лись от Церк­ви, ра­бо­та­е­те в празд­ни­ки, и со­вет­скую власть в этом ви­нить нель­зя.
– Вы се­бя счи­та­е­те че­ло­ве­ком, пре­дан­ным со­вет­ской вла­сти, и одоб­ря­е­те ее ме­ро­при­я­тия, зна­чит, не бу­де­те чув­ство­вать мо­раль­но­го уни­же­ния, ес­ли бу­де­те по­мо­гать со­вет­ской вла­сти бо­роть­ся с ее клас­со­вы­ми вра­га­ми, ко­то­рые ста­ра­ют­ся свою ра­бо­ту на­пра­вить к свер­же­нию со­вет­ской вла­сти? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я как свя­щен­ник на­хо­жу, что для ме­ня несов­ме­сти­мо все­ми ме­ра­ми ра­бо­тать для со­вет­ской вла­сти, – от­ве­тил отец Иа­ков.
19 ап­ре­ля упол­но­мо­чен­ный Ко­ло­мен­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния ОГПУ со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, где ви­на свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Брил­ли­ан­то­ва бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на так: «Де­ло воз­ник­ло на ос­но­ва­нии по­сту­пив­ших све­де­ний о том, что поп Брил­ли­ан­тов, яв­ля­ясь на­шим сек­рет­ным осве­до­ми­те­лем, по­ми­мо то­го, что иг­но­ри­ро­вал взя­тые на се­бя обя­за­тель­ства как спе­ци­аль­но­го осве­до­ми­те­ля пу­тем от­ры­ва от ра­бо­ты, ве­дет сре­ди ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию».
8 мая 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Брил­ли­ан­то­ва к ссыл­ке в Ка­зах­стан сро­ком на три го­да. По­сле от­бы­тия сро­ка на­ка­за­ния отец Иа­ков вер­нул­ся в Мос­ков­скую об­ласть и по­се­лил­ся в се­ле Го­ры Озер­ско­го рай­о­на. Свя­щен­но­на­ча­ли­ем он был опре­де­лен слу­жить в храм в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в том же се­ле.
В кон­це 1930-х го­дов вла­сти пред­при­ня­ли ме­ры по физи­че­ско­му уни­что­же­нию Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В раз­гар го­не­ний свя­щен­ник Иа­ков Брил­ли­ан­тов 21 но­яб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ко­ло­мен­скую тюрь­му.
– Вы об­ще­ствен­но-по­лез­ным тру­дом ко­гда-ни­будь в жиз­ни за­ни­ма­лись или нет? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– За всю свою жизнь я об­ще­ствен­но-по­лез­ным тру­дом не за­ни­мал­ся.
– У след­ствия име­ют­ся по­ка­за­ния сви­де­те­лей о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным?
– Ви­нов­ным се­бя в том, что я вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния, я не при­знаю, для ме­ня каж­дая власть от Бо­га. Предъ­яв­лен­ные мне фак­ты мо­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции с мо­ей сто­ро­ны ни­ко­гда не про­из­но­си­лись, ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иа­ко­ва к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иа­ков Брил­ли­ан­тов был рас­стре­лян 2 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Про­то­и­е­рей Мак­сим Мак­си­мов

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 185–189

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)