Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

28 сентября

Житие

К 1936 го­ду ру­ко­во­ди­те­ли со­вет­ско­го го­су­дар­ства вы­яс­ни­ли, что по­сле во­сем­на­дца­ти лет го­не­ний и тер­ро­ра по от­но­ше­нию ко все­му на­се­ле­нию стра­ны дей­ство­ва­ла и про­ти­во­сто­я­ла без­бо­жию толь­ко Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, со­хра­нив­шая око­ло 25 ты­сяч хра­мов, имев­шая ты­ся­чи свя­щен­ни­ков-по­движ­ни­ков, сот­ни ты­сяч пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков-ми­рян, ко­то­рые ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не же­ла­ли от­ре­кать­ся от ве­ры. На них не дей­ство­ва­ли и не мог­ли сло­мить их во­ли те пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли их вла­сти, — ото­бра­ние иму­ще­ства, непо­силь­ные на­ло­ги, го­лод, аре­сты, ссыл­ки, за­клю­че­ния в ла­ге­ря, где они бы­ли об­ре­че­ны на ка­торж­ный труд, — все это толь­ко укреп­ля­ло их в ве­ре. С ни­ми рас­пра­вить­ся мож­но бы­ло толь­ко убив их. И в 1937 го­ду со­вет­ское пра­ви­тель­ство при­сту­пи­ло к уни­что­же­нию всех дей­стви­тель­ных и мни­мых про­тив­ни­ков.
15 ав­гу­ста 1937 го­да НКВД аре­сто­вал пса­лом­щи­ка в се­ле Его­рье­ве Бель­ско­го рай­о­на, ко­то­рый со­гла­сил­ся под­твер­дить на­вя­зан­ные ему сле­до­ва­те­лем по­ка­за­ния о свя­щен­ни­ке Иа­ко­ве Лео­но­ви­че, ста­ро­сте хра­ма и пред­се­да­те­ле ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии в цер­ков­ном со­ве­те.
3 сен­тяб­ря со­труд­ник НКВД аре­сто­вал свя­щен­ни­ка, ста­ро­сту хра­ма Ге­ор­гия Гри­горь­е­ви­ча Коз­ло­ва и цер­ков­но­го сто­ро­жа Ев­до­ки­ма Ни­ло­ви­ча Ива­но­ва.
Ни­кто из аре­сто­ван­ных не при­знал се­бя ви­нов­ным, но на­обо­рот, неко­то­рые ста­ра­лись до­ка­зать след­ствию всю аб­сурд­ность предъ­яв­ля­е­мых им об­ви­не­ний. Мож­но бы­ло бы ду­мать, что они аре­сто­ва­ны за то, что со­чте­ны со­вет­ской вла­стью за со­сто­я­тель­ных лю­дей и за­пи­са­ны в ку­ла­ки, но и это­го не бы­ло. Пред­се­да­тель ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии Петр Ни­ки­фо­ро­вич Коз­лов все­гда был бед­ня­ком. Остав­шись круг­лым си­ро­той, он с де­вя­ти лет жил у раз­ных бо­га­тых лю­дей, по­знав и го­лод и хо­лод, ока­зы­ва­ясь иной раз в крайне бед­ствен­ном по­ло­же­нии. Во­сем­на­дца­ти лет, в 1918 го­ду, он по­сту­пил доб­ро­воль­цем в Крас­ную ар­мию, в ко­то­рой про­слу­жил до 1922 го­да. За­тем же­нил­ся на вдо­ве, имев­шей чет­ве­рых де­тей; за недол­гую сов­мест­ную жизнь у них еще ро­ди­лись де­ти. В 1934 го­ду же­на умер­ла, и Петр остал­ся один с ма­ло­лет­ни­ми детьми, так что тут бы­ло да­ле­ко до бо­гат­ства. Но несмот­ря на служ­бу в Крас­ной Ар­мии, на то, что он од­ним из пер­вых всту­пил в кол­хоз доб­ро­воль­но, он оста­вал­ся глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, и за это те­перь был аре­сто­ван.
Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся 23 ок­тяб­ря 1876 го­да в се­ле Нее­ло­во Са­фо­нов­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье ал­тар­ни­ка Ти­мо­фея Лео­но­ви­ча. Иа­ков Ти­мо­фе­е­вич по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме се­ла Ни­ко­ло-Кре­мя­ное Са­фо­нов­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии. Во вре­мя го­не­ний на­ча­ла трид­ца­тых го­дов он и его су­пру­га, Ан­на Ива­нов­на, бы­ли аре­сто­ва­ны за то, что, по­лу­чая от кре­стьян за ис­пол­не­ние треб мел­кую се­реб­ря­ную и мед­ную мо­не­ту, не от­да­ва­ли ее го­су­дар­ству и тем са­мым, как го­во­ри­лось в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, спо­соб­ство­ва­ли недо­стат­ку раз­мен­ной мо­не­ты, пре­пят­ствуя эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию со­вет­ско­го го­су­дар­ства. Свя­щен­ник был при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рях, а его су­пру­га, при­ни­мая во вни­ма­ние пре­клон­ный воз­раст (шесть­де­сят лет), к од­но­му го­ду услов­но с ис­пы­та­тель­ным сро­ком три го­да.
По­сле осво­бож­де­ния из за­клю­че­ния о. Иа­ков стал слу­жить в хра­ме се­ла Его­рье Бель­ско­го рай­о­на За­пад­ной об­ла­сти (ныне Твер­ская об­ласть). Осе­нью 1937 го­да он был вновь аре­сто­ван и за­клю­чен в Смо­лен­скую тюрь­му. 10 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния, что вы ска­же­те на это?
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что во вре­мя со­бра­ния чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
— Я ни­ко­гда сре­ди этих лю­дей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не про­во­дил, га­зет им не чи­тал.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих сво­е­го при­хо­да и окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, го­во­ря о ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти, о го­ло­де в стране, ро­спус­ке кол­хо­зов и так да­лее. Что вы ска­же­те на это?
— Я об этом ни­ко­му не го­во­рил...
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти по во­про­су на­силь­ствен­но­го за­кры­тия церк­вей и уни­что­же­ния ре­ли­гии через боль­шие на­ло­ги на Цер­ковь и ду­хо­вен­ство.
— Это­го я ни­ко­му ни­ко­гда не го­во­рил.
Через де­сять дней по­сле до­про­са Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка к рас­стре­лу. Ста­ро­ста и сто­рож хра­ма бы­ли при­го­во­ре­ны к вось­ми го­дам, а пред­се­да­тель ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вые ла­ге­ря.
Свя­щен­ник Иа­ков Лео­но­вич был рас­стре­лян 28 сен­тяб­ря 1937 го­да в че­ты­ре ча­са дня.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. "Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия". Тверь, Из­да­тель­ство "Бу­лат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест