Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

17 сентября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­ле Хор­ма­лы Ци­виль­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии (ныне Иб­ре­син­ско­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье кре­стья­ни­на Из­ма­и­ла. В се­мье бы­ло 5 де­тей. Илия обу­чал­ся в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и с дет­ства пел в цер­ков­ном хо­ре. По­взрослев и на­брав­шись кли­рос­но­го опы­та сам стал управ­лять хо­ром.
В 1916 го­ду был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию и вер­нул­ся по окон­ча­нии вой­ны. Увлек­шись иде­ей сво­бо­ды в 1918 го­да стал пред­се­да­те­лем Во­лост­но­го зе­мель­но­го ко­ми­те­та, а с 1918 по 1920 год слу­жил в Во­лост­ном ис­пол­ко­ме. В 1925 го­ду Илия, без вступ­ле­ния в брак, при­ни­ма­ет сан свя­щен­ни­ка от епи­ско­па Ала­тыр­ско­го Гер­ма­на (Ко­ке­ля). Епи­скоп Гер­ман то­гда на­хо­дил­ся в ссыл­ке в се­ле Ко­зья Сло­бо­да, неда­ле­ко от Ка­за­ни, по­это­му хи­ро­то­ния со­сто­я­лась там. Быв­ший то­гда свя­щен­ник се­ла Хор­ма­лы Крас­нов при­мкнул к об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию и, по при­бы­тии в Чу­ва­шию, епи­скоп Гер­ман (Ко­кель) вме­сте с пра­во­слав­ны­ми из­гнал Крас­но­ва и по­ста­вил на­сто­я­те­лем пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка Илию Из­май­ло­ва. В этом же го­ду отец Илия был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, «как слу­жи­тель куль­та».
В фев­ра­ле 1930 го­да вла­сти за­кры­ли храм в се­ле Хор­ма­лы, но цер­ков­ный со­вет, в ко­то­ром свя­щен­ник Илия Из­май­лов со­сто­ял сек­ре­та­рем, на­пи­сал за­яв­ле­ние во ВЦИК, где из­ло­жил непра­виль­ность за­кры­тия церк­ви при том, что 80% граж­дан при­хо­да за от­кры­тие. За­кан­чи­ва­лось за­яв­ле­ние так: «Мы ве­ру­ю­щие граж­дане, воз­ла­гая всю на­деж­ду и пол­ное до­ве­рие на пред­ста­ви­те­лей Выс­шей Вла­сти об­ра­ща­ем­ся во ВЦИК с по­кор­ней­шей прось­бой – не най­дет ли воз­мож­ным ВЦИК дать раз­ре­ше­ние об от­кры­тии церк­ви». Храм был вновь от­крыт и отец Илия про­дол­жил свя­щен­но­слу­же­ние.
25 мар­та 1932 го­да отец Илия был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Ци­вильск. Об­ви­нял­ся по де­лу груп­пы «Ис­тин­но-Пра­во­слав­ной Церк­ви», воз­глав­ля­е­мой в Чу­ва­шии ар­хи­манд­ри­том Ага­фан­ге­лом (Ет­ру­хи­ным). Пред­ста­ви­те­ли это­го цер­ков­но­го те­че­ния не при­зна­ва­ли мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) как гла­ву Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
На до­про­сах об­ви­ня­е­мый свя­щен­ник от­ве­чал: 
- За цер­ков­ны­ми служ­ба­ми все вре­мя по­ми­нал мит­ро­по­ли­та Пет­ра Кру­тиц­ко­го и всех «Ис­тин­но пра­во­слав­ных» епи­ско­пов. Мит­ро­по­ли­та Сер­гия по на­сто­я­нию неко­то­рых при­хо­жан не по­ми­наю. 
На во­прос сле­до­ва­те­ля яв­ля­ет­ся ли об­ви­ня­е­мый чле­ном груп­пы сек­тан­тов свя­щен­ник от­ве­тил: 
- Чле­ном груп­пы сек­тан­тов не яв­ля­юсь, а чле­ном груп­пы ве­ру­ю­щих со­стою. Ве­рю в Бо­га од­но­го. Мое по­ли­ти­че­ское убеж­де­ние та­ко­во: ка­кая бы у нас в Рос­сии власть не бы­ла для ме­ня со­вер­шен­но без­раз­лич­но. 
На всех до­про­сах свя­щен­ник дер­жал­ся му­же­ствен­но и ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знал. 
Свя­щен­ник в чис­ле дру­гих про­хо­дя­щих по дан­но­му де­лу был при­го­во­рен Осо­бым Со­ве­ща­ни­ем при Кол­ле­гии ОГПУ по Ни­же­го­род­ско­му Краю по ста­тье 58 пунк­та 10 к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Отец Илия был на­прав­лен по эта­пу в За­пад­ный Ка­зах­стан. Ме­стом ссыл­ки свя­щен­ни­ка стал по­се­лок Жи­лая Ко­са Гу­рьев­ской об­ла­сти, от­быв ко­то­рую 24 мар­та 1935 го­да он вер­нул­ся в род­ное се­ло. 
В то вре­мя храм в се­ле был за­крыт и отец Илия вме­сте с чле­на­ми цер­ков­но­го со­ве­та на­стой­чи­во хо­да­тай­ство­вал об от­кры­тии церк­ви пе­ред вла­стя­ми, про­дол­жая со­вер­шать бо­го­слу­же­ния на до­му. В сен­тяб­ре 1936 го­да епи­скоп Че­бок­сар­ский Вла­ди­мир (Юде­нич) пред­ла­гал от­цу Илие сво­бод­ное ме­сто свя­щен­ни­ка в од­ном из при­хо­дов епар­хии – се­ле Сол­ды­ба­е­во Коз­лов­ско­го рай­о­на, но отец Илия от­кло­нил это пред­ло­же­ние, ве­ря, что бу­дет от­крыт храм в се­ле Хор­ма­лы. Бы­ли да­же за­го­тов­ле­ны стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы для ре­мон­та цер­ков­но­го зда­ния. 
По­пав в первую вол­ну мас­со­вых ре­прес­сий 1937 го­да свя­щен­ник Илия был аре­сто­ван 4 ав­гу­ста и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Ала­тырь. 
В этот же день в 13 ча­сов дня на­чал­ся пер­вый и един­ствен­ный до­прос на ко­то­ром сле­до­ва­тель спра­ши­вал: 
- Рас­ска­жи­те, по­нят­но ли Вам за­чи­тан­ное по­ста­нов­ле­ние о предъ­яв­ле­нии Вам об­ви­не­ния и при­чи­ну непод­пи­са­ния это­го по­ста­нов­ле­ния? 
Об­ви­ня­е­мый от­ве­чал: 
- За­чи­тан­ное по­ста­нов­ле­ние о предъ­яв­ле­нии мне об­ви­не­ния по­нят­но, но от под­пи­си мной это­го по­ста­нов­ле­нии я от­ка­зы­ва­юсь, в си­лу то­го, что ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
До­прос длил­ся 5 с по­ло­ви­ной ча­сов и был окон­чен в 18 ча­сов 35 ми­нут. 
Од­но­го из лже­сви­де­те­лей-кол­хоз­ни­ков сле­до­ва­тель спра­ши­вал: 
- Рас­ска­жи­те по­дроб­но, ка­кие фак­ты ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и де­я­тель­но­сти вам из­вест­ны со сто­ро­ны быв­ше­го по­па Из­май­ло­ва Ильи и дру­гих цер­ков­ни­ков? 
– Кон­крет­но фак­тов ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции при­ве­сти не мо­гу, но мне из­вест­но об их ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Быв­ший поп Из­май­лов Илья по­все­днев­но за­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей цер­ков­но­го ак­ти­ва по от­кры­тию церк­ви, хо­тя цер­ковь в дан­ное вре­мя фак­ти­че­ски не ра­бо­та­ет, а он ра­бо­та­ет, а имен­но, пря­мо на до­му, где он жи­вет про­во­дит кре­сти­ну, от­пе­ва­ет, а так­же по­сто­ян­но хо­дит по дво­рам и рав­но и в со­сед­ние де­рев­ни. Все это де­ла­ет­ся, хо­тя Из­май­лов по­пом в се­ле Хор­ма­лах и не со­сто­ит. Из­май­лов за­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей та­ких жен­щин, на­при­мер же­на чле­на ВЛКСМ Ва­си­лье­ва Кузь­мы тай­ком от му­жа в до­му Из­май­ло­ва кре­сти­ла ре­бен­ка. Весь­ма ха­рак­тер­ным фак­том нуж­но счи­тать слу­чай ор­га­ни­зо­ван­но­го вы­ступ­ле­ния жен­щин на об­щем со­бра­нии граж­дан 31 мая се­го го­да ве­че­ром, где ста­вил­ся во­прос - о су­ще­ство­ва­нии Хри­ста, до­клад­чик был из Че­бок­сар. Вы­сту­пая по­сле до­кла­да, они от­кры­то тре­бо­ва­ли об от­кры­тии церк­ви, я это го­во­рю по сло­вам при­сут­ству­ю­щих граж­дан, сам уча­стия не при­ни­мал. 
Из по­ка­за­ний дру­го­го лже­сви­де­те­ля: 
- Ка­кие фак­ты ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­о­ной под­рыв­ной де­я­тель­но­сти Вам из­вест­ны со сто­ро­ны по­па Из­май­ло­ва Ильи? 
- Поп Из­май­лов в 1932 го­ду за ан­ти­со­вет­ские и контр­ре­во­лю­ци­он­ные под­рыв­ные дей­ствия был со­слан и вер­нул­ся толь­ко в на­ча­ле 1936 го­да. По при­ез­де из ссыл­ки свою ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность не пре­кра­тил, а стал про­во­дить да­же от­кры­то. Из­май­лов Илья, как поп в се­ле Хор­ма­лы не чис­лит­ся и на уче­те не со­сто­ит, но несмот­ря на это про­во­дит бо­го­слу­же­ния и дру­гие цер­ков­ные об­ря­ды, но все это у него про­во­дит­ся не в церк­ви, а по от­дель­ным част­ным до­мам. Он ча­сто вы­ез­жа­ет по со­сед­ним де­рев­ням по вы­зо­ву. Свое та­кое бро­дя­чее по­ло­же­ние ис­поль­зу­ет для про­ве­де­ния ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния. Он все­ми ме­ра­ми ста­ра­ет­ся про­ти­во­по­ста­вить все про­во­ди­мые ме­ро­при­я­тия, пу­тем ор­га­ни­за­ции еди­но­лич­ни­ков, а так­же и кол­хоз­ни­ков, чтобы они ор­га­ни­зо­ван­но вы­сту­пи­ли за от­кры­тие церк­ви. До­ка­за­тель­ством это­му мож­но при­ве­сти один кон­крет­ный факт. Точ­но ка­ко­го чис­ла сей­час на пом­ню, ле­том на­сто­я­ще­го го­да бы­ло про­ве­де­но со­бра­ние граж­дан, где ста­вил­ся во­прос на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ную те­му. В це­лях про­ти­во­по­став­ле­ния этот поп Из­май­лов вме­сте со сво­им ак­ти­вом ор­га­ни­зо­ва­ли жен­щин и дру­гих на со­бра­нии вы­сту­пить ор­га­ни­зо­ван­но за от­кры­тие церк­ви, и на со­бра­нии в дей­стви­тель­но­сти кри­ча­ли хо­ром, не да­вая да­же за­кон­чить до­клад. Кро­ме то­го поп Из­май­лов чрез по­сред­ство близ­ких ему лиц рас­про­стра­ня­ет вся­кие контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские слу­хи о кол­хо­зах и о Со­ввла­сти».
В предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях отец Илия ви­нов­ным се­бя не при­знал. 7 сен­тяб­ря свя­щен­ни­ку бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по ста­тье 58 пунк­та 10 и 8 сен­тяб­ря трой­ка НКВД Чу­ваш­ской АССР при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу.
Свя­щен­ник Илия Из­май­лов был рас­стре­лян в ночь на 17 сен­тяб­ря 1937 го­да в под­ва­ле од­но­го из зда­ний НКВД го­ро­да Ала­тырь и по­гре­бен в об­щей мо­ги­ле на тер­ри­то­рии дво­ра НКВД. В ту ночь все­го бы­ло рас­стре­ля­но 34 че­ло­ве­ка, в том чис­ле свя­щен­ник Иосиф Куд­ряв­цев и об­нов­лен­че­ский «ар­хи­епи­скоп» Ти­мо­фей (Зай­ков).

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Случайный тест