Священномученик Иннокентий (Тихонов), архиепископ Винницкий
Дни памяти
Житие
Священномученик Иннокентий1 (Тихонов Борис Дмитриевич; 22.05.1889 — 11.1937), архиепископ Винницкий. Происходил из мещан. После окончания Томского реального училища и Томской Духовной семинарии (1911) поступил в СПбДА. Во время учебы в 1913 г. принял монашество с именем Иннокентий, в том же году был рукоположен во диакона, в 1914 г. — во иерея. Летом 1914 г., с началом первой мировой войны, прервал обучение и стал духовником раненых в подвозном автомобильном перевязочным отряде, затем духовником 2-го Серафимовского лазарета, полковым священником на Кавказском фронте. В начале 1915 г. вернулся в Петроград. В 1916 г. окончил Петроградскую Духовную академию кандидатом богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и христианского искусства. Специализировался по литургике и церковной археологии, был знатоком устава и старинных знаменных распевов, изучал древнерус. церковные облачения; посещал занятия в Петроградском археологическом институте.
В июне 1917 г. поступил в братию Александро-Невской лавры. В 1918 г. исполнял обязанности правителя дел Духовного Собора лавры, в январе 1919 г. в связи с избранием ученым секретарем Гос. археологической комиссии по секции церковных древностей освобожден от этой должности; продолжал заведовать древлехранилищем лавры. Преподавал Ветхий и Новый Завет в Петроградском Богословско-пастырском училище. В связи с прекращением преподавания в школах Закона Божия св. Иннокентий вместе с братьями иеромонахами Львом и Гурием (Егоровыми; Гурий, впосл. митрополит) создал в марте 1918 г. при лавре кружок из молодых монахов и мирян с целью воспитания детей и молодежи в духе Православия. В февр. 1919 г. на основе кружка было образовано Александро-Невское братство. Св. Иннокентий руководил одним из братских хоров, в мае 1920 г. возглавил братский Кружок любителей православного богослужения, позднее был руководителем епархиального «Кружка образованных иноков и стремящихся к монашеству». В мае 1920 г. был товарищем председателя 1-й конференции братств Петроградской епархии, по причине болезни председателя свящ. А. И. Введенского (впосл. один из лидеров обновленчества) фактически исполнял его обязанности; руководил на конференции работой секции по просветительской и миссионерской работе; вошел в совет общебратского союза. В сентябре 1920 г. Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) назначен настоятелем крестовой церкви лавры. В 1921 г. возведен в сан архимандрита.
28 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Ладожского. Стал викарием Петроградской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митр. Вениамин. 28 мая вместе с митр. Вениамином составил послание об отпадении от Церкви руководителей обновленцев. 1 июня 1922 г. арестован за отказ признать послание не имеющим канонической силы. Проходил по делу вместе с др. членами Александро-Невского братства. Следствие ГПУ не смогло собрать обвинительный материал для направления дела в ревтрибунал, но рекомендовало выслать его за пределы Петроградской губ. как «политически неблагонадежного». 4 янв. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам за «агитацию против изъятия церковных ценностей» приговорен к 2 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февр. того же года место ссылки изменено на Туркестан.
В марте 1925 г. освобожден, принял участие в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г., подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). По возвращении в Ленинград входил в Епископский совет, управлявший Ленинградской епархией. На св. Иннокентия было возложено редактирование текстов воззваний Епископского совета, составленных совместно с другими членами Совета викарными епископами Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым), Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым). Согласно правилам гос. регистрации был приписан к храму во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, который стал центром деятельности Александро-Невского братства. В храм перешел и братский хор. В ночь на 19 декабря 1925 г. арестован по «делу Епископского совета». Обвинялся в «распространении контрреволюционной литературы» (при обыске у св. Иннокентия был изъят антиобновленческий «Катехизис по вопросам обновленчества в РПЦ»). 29 апреля 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Проживал в с. Братском Тулунского окр. Сибирского края. По некоторым сведениям, в июне 1927 г. находился на Соловках. В 1928 г. переписывался с «главным идеологом» иосифлян прот. Ф. К. Андреевым, отстаивая правильность церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси).
26 окт. 1928 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден по отбытию срока ссылки с запретом на 3 года проживания в важнейших городах и с прикреплением к избранному месту жительства. С началом 1929 г. проживал в Вологде. 30 августа 1930 г. назначен епископом Благовещенским, но назначения не принял. Осенью 1931 г. арестован в Вологде, обвинялся в антисоветской агитации. 2 декабря 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере. Работал на строительстве канала, был контужен при взрывных работах. В 1933 г. досрочно освобожден. 19 октября 1933 г. назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. В сентябре 1936 г. тайно рукоположил будущего митр. Иоанна (Вендланда) во диакона. В январе 1937 г. назначен архиепископом Харьковским, с 23 марта того же года архиепископ Винницкий. 29 октября 1937 г. арестован в Виннице, приговорен Особой тройкой УНКВД по Винницкой обл. к высшей мере наказания и расстрелян.
Примечание
1 Не включен в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Один внешний знак креста, изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению которого можно благоуспешно идти против всех врагов или грехов, запинающих нам достижение вечных благ.
прот. Григорий Дьяченко
1775 — ликвидирована Запорожская Сечь.
1822 — издан указ о запрещении в России тайных обществ и закрытии масонских лож, а также о взятии со всех чиновников подписки о непринадлежности к тайным обществам.