Дни памяти:

21 января

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1891 го­ду в се­ле Ост­ро­во[1] Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ма­лы­ше­ва. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Иван был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию, где слу­жил по 1917 год ря­до­вым. В 1918 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию и до 1921 го­да слу­жил фу­ра­жи­ром.
В два­дца­тых го­дах Иван Ва­си­лье­вич вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в Моск­ву и по­се­лил­ся на Ни­ко­ло-Ям­ской ули­це ря­дом с хра­мом пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Ро­гож­ской сло­бо­де, при­хо­жа­ни­ном ко­то­ро­го он и стал, со вре­ме­нем все ак­тив­нее участ­вуя в жиз­ни при­хо­да. Ра­бо­тал он элек­три­ком на за­во­де «Серп и Мо­лот», рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от хра­ма. Иван Ва­си­лье­вич вы­пол­нял в хра­ме все ра­бо­ты, ка­са­ю­щи­е­ся элек­три­че­ства, к празд­ни­кам уби­рал вме­сте с при­хо­жа­на­ми храм, устра­и­вал гир­лян­ды из элек­три­че­ских лам­по­чек во­круг икон, хо­дил во вре­мя бо­го­слу­же­ния с та­рел­кой для по­жерт­во­ва­ний. В де­каб­ре 1937 го­да он стал чле­ном два­дцат­ки, и ес­ли и рань­ше мно­го вре­ме­ни от­да­вал церк­ви, то те­перь он про­во­дил здесь все сво­бод­ное вре­мя.
Вес­ной 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­во­ди­ли по­след­ние опе­ра­ции, ка­са­ю­щи­е­ся мас­со­вых аре­стов ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих в со­от­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем Ста­ли­на и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Со­брав све­де­ния о наи­бо­лее ак­тив­ных цер­ков­ных лю­дях, жи­ву­щих в рай­оне, они при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте Ива­на Ва­си­лье­ви­ча, и 26 ап­ре­ля 1938 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние ме­ся­ца, но, несмот­ря на все уси­лия сле­до­ва­те­лей, им не уда­лось скло­нить его к лже­сви­де­тель­ству. К это­му вре­ме­ни мно­гие со­труд­ни­ки НКВД бы­ли са­ми аре­сто­ва­ны за неза­кон­ное ве­де­ние след­ствия, и те­перь на­до бы­ло бо­лее убе­ди­тель­но обос­но­вы­вать арест ря­до­во­го элек­три­ка. Во вре­мя обыс­ка у Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ли най­де­ны грам­мо­фон и два­дцать до­ре­во­лю­ци­он­ных пла­сти­нок с цер­ков­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми и го­судар­ствен­ным гим­ном «Бо­же, Ца­ря хра­ни». Это со­чли до­ста­точ­ным для об­ви­не­ния.
27 мая 1938 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил Ива­на Ва­си­лье­ви­ча. Вы­яс­нив, что он при­ни­мал са­мое ак­тив­ное уча­стие в жиз­ни при­хо­да и не со­би­ра­ет­ся от­ре­кать­ся от это­го, сле­до­ва­тель спро­сил, где он при­об­рел пла­стин­ки, на что тот от­ве­тил, что на Куз­нец­ком мо­сту у слу­чай­но­го про­хо­же­го, вме­сте с грам­мо­фо­ном. Узнав, что Иван Ва­си­лье­вич про­иг­ры­вал пла­стин­ки, ко­то­рые сле­до­ва­тель сра­зу ква­ли­фи­ци­ро­вал как контр­ре­во­лю­ци­он­ные, он спро­сил его:
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным к со­вет­ской вла­сти, си­сте­ма­ти­че­ски ве­ли сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую аги­та­цию. Вы это под­твер­жда­е­те?
— Нет, я это не под­твер­ждаю.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния по ста­тье?
— Я при­знаю се­бя ви­нов­ным толь­ко в том, что хра­нил и про­иг­ры­вал контр­ре­во­лю­ци­он­ные цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ские грам­мо­фон­ные пла­стин­ки.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 27 июля 1938 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло Ива­на Ва­си­лье­ви­ча к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь; он был от­прав­лен на Ко­лы­му и ра­бо­тал на лаг­пунк­те при­ис­ка Фро­лыч. От непо­силь­ной ра­бо­ты и бес­че­ло­веч­ных усло­вий со­дер­жа­ния зи­мой 1940 го­да он тя­же­ло за­бо­лел. Врач в ста­ци­о­на­ре лаг­пунк­та опре­де­лил у него острое вос­па­ле­ние по­чек, по­рок серд­ца, во­дян­ку жи­во­та и отек лег­ких. Иван Ва­си­лье­вич Ма­лы­шев скон­чал­ся в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня на рас­све­те, 19 ян­ва­ря 1940 го­да, и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 94–95

При­ме­ча­ния

[1] Ныне Пав­ло­во-По­сад­ский рай­он Мос­ков­ской об­ла­сти.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест

(6 голосов: 5.00 из 5)