Дни памяти

29 января

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1894 го­да в ме­стеч­ке Ка­ро­лен Вер­ро­ско­го уез­да Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье пра­во­слав­ных кре­стьян-ба­тра­ков, ра­бо­тав­ших в по­ме­щи­чьем име­нии Ка­ро­лен, Ми­ха­и­ла Яко­вле­ви­ча и Ма­рии Кон­стан­ти­нов­ны Пет­тай. За­вер­шив обу­че­ние в Риж­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, Иван в 1910 го­ду по­сту­пил в Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, окон­чить ко­то­рую по­ме­ша­ла Пер­вая ми­ро­вая вой­на. С при­бли­же­ни­ем фрон­та к Ри­ге мно­гие учре­жде­ния, и сре­ди них и Риж­ская Ду­хов­ная се­ми­на­рия, бы­ли эва­ку­и­ро­ва­ны в глубь Рос­сии; се­ми­на­рия бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ниж­ний Нов­го­род. Здесь сту­ден­ты ока­за­лись ли­ше­ны об­ще­жи­тия, и им при­шлось сни­мать жи­лье у част­ных хо­зя­ев, так что, бы­ва­ло, вся сти­пен­дия ухо­ди­ла на опла­ту жи­лья. Про­дол­жать учить­ся мог­ли толь­ко те, ко­му в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве по­сы­ла­лись сред­ства из до­ма. Но у ро­ди­те­лей Ива­на та­ких средств не бы­ло, и ему при­шлось 1 мая 1915 го­да пре­кра­тить обу­че­ние.
В сен­тяб­ре 1915 го­да он по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Юрьев­ско­го уни­вер­си­те­та. Раз­вер­нув­ша­я­ся ши­ро­ко­мас­штаб­ная вой­на в то вре­мя каж­дый ме­сяц уно­си­ла мно­же­ство жиз­ней, и в ар­мии ста­ла ощу­щать­ся нехват­ка офи­цер­ско­го со­ста­ва. 1 мая 1916 го­да Иван Ми­хай­ло­вич, несмот­ря на име­ю­щу­ю­ся у него от­сроч­ку от служ­бы в ар­мии, был мо­би­ли­зо­ван и за­чис­лен юн­ке­ром во Вла­ди­мир­ское во­ен­ное учи­ли­ще. По­сле по­лу­го­да обу­че­ния он в чине пра­пор­щи­ка был от­прав­лен на фронт в дей­ству­ю­щую ар­мию и слу­жил в 245-м и 99-м пе­хот­ных пол­ках. В июле 1917 го­да он был ра­нен. Вый­дя из гос­пи­та­ля в де­каб­ре 1917 го­да, Иван Ми­хай­ло­вич вер­нул­ся до­мой в ме­стеч­ко Ка­ро­лен и стал по­мо­гать ро­ди­те­лям по хо­зяй­ству, не остав­ляя, од­на­ко, мыс­ли по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду в сане свя­щен­ни­ка. Ле­том 1918 го­да он по­дал про­ше­ние епи­ско­пу Ре­вель­ско­му Пла­то­ну (Куль­бу­шу) о ру­ко­по­ло­же­нии во пре­сви­те­ра.
13 ок­тяб­ря 1918 го­да Иван Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к хра­му Всех свя­тых в се­ле Пе­нуя Пер­нов­ско­го уез­да Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии. При­ход был неболь­шой и объ­еди­нял всех пра­во­слав­ных эс­тон­цев окрест­ных де­ре­вень. Храм, вы­стро­ен­ный в 1875 го­ду, вме­щал не бо­лее трех­сот че­ло­век. Для про­хож­де­ния свя­щен­ни­че­ской прак­ти­ки отец Иоанн был от­прав­лен в со­сед­нюю цер­ковь в се­ле Карк­си-Нуйя.
В де­каб­ре 1918 го­да отец Иоанн по­лу­чил пись­мо из до­ма, в ко­то­ром со­об­ща­лось, что его мать на­хо­дит­ся при смер­ти, а отец бо­лен. От­слу­жив Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва, свя­щен­ник от­пра­вил­ся из Пе­нуя в го­ро­док Валк, на­ме­ре­ва­ясь от­ту­да до­брать­ся до до­ма ро­ди­те­лей. В Валк он при­е­хал к 11 ча­сам ве­че­ра. Меж­ду тем вся мест­ность еще на­ка­нуне бы­ла за­ня­та ча­стя­ми Крас­ной ар­мии и в го­ро­де был уста­нов­лен ко­мен­дант­ский час, так что, ед­ва при­быв в го­род, отец Иоанн был сра­зу же аре­сто­ван и от­прав­лен в тюрь­му для вы­яс­не­ния лич­но­сти.
На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка и на ос­но­ва­нии его от­ве­тов по­слал за­прос и вско­ре по­лу­чил от­вет из Ка­ро­лен­ско­го во­лост­но­го ис­пол­ко­ма, ко­то­рый под­твер­дил лич­ность свя­щен­ни­ка. Кро­ме то­го, мест­ной вла­стью отец Иоанн был оха­рак­те­ри­зо­ван как за­щит­ник ин­те­ре­сов ра­бо­чих и кре­стьян. Ра­бо­чие име­ния Ка­ро­лен в свою оче­редь на­пра­ви­ли про­ше­ние с прось­бой осво­бо­дить свя­щен­ни­ка, на­пи­сав, что «он жил сре­ди нас, и мы мо­жем сме­ло за­сви­де­тель­ство­вать о том, что он — на­ше­го то­ва­ри­ща Ми­ха­и­ла Пет­тай сын и ни­ка­кой ви­ны, за­слу­жи­ва­ю­щей на­ка­за­ния, не под­ме­ти­ли». Про­ше­ние об осво­бож­де­нии на­пи­са­ла и су­пру­га свя­щен­ни­ка, к ее про­ше­нию мест­ные вла­сти до­ба­ви­ли свое хо­да­тай­ство: «Ка­ро­лен­ский ис­пол­ком без­зе­мель­ных и ра­бо­чих де­пу­та­тов удо­сто­ве­ря­ет, что про­ше­ние же­ны Яна Пет­тай со­гла­су­ет­ся с дей­стви­тель­но­стью, и при этом сей ко­ми­тет за­яв­ля­ет же­ла­ние — осво­бо­дить Яна Пет­тай из-под аре­ста».
18 ян­ва­ря сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка, но ни­че­го но­во­го этот до­прос не до­ба­вил, и сле­до­ва­тель вы­нес свое за­клю­че­ние, пред­ло­жив дер­жать свя­щен­ни­ка под аре­стом до тех пор, по­ка в Лат­вии не во­дво­рит­ся спо­кой­ствие. Од­на­ко на­чаль­ство при­ня­ло иное ре­ше­ние: бли­зость к ра­бо­чим и прин­ци­пи­аль­ность в вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го пу­ти бы­ли худ­шей ха­рак­те­ри­сти­кой для при­шед­ших к вла­сти без­бож­ни­ков.
Свя­щен­ник Иоанн Пет­тай был рас­стре­лян 29 ян­ва­ря 1919 го­да и по­гре­бен на Тар­тус­ком клад­би­ще.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 138–140

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Богослужения

Служба священномученику Иоанну, во граде Валга убиенному

Господи, воззвах, глас 8-й:

Радуйся, пастырю Христов Иоанне,/ ты бо горния силы мучением своим возвеселил еси,/ нам же на земли праздник добропобеднаго твоего преставления даровал еси,/ в немже страдания твоя прославляюще,/ яже за Церковь Божию претерпел еси,/ славословим Христа, Бога нашего,/ даровавшаго нам ходатая и молитвенника о душах наших.

Радуйся, страстотерпче Христов Иоанне!/ Ты бо кровию твоею честною землю нашу освятил еси,/ и венец нетленный от руки Господней приял еси,/ не от камений честных украшен,/ но твоею кровию прозябен./ Темже молися Христу Богу/ даровати душам нашим мир и велию милость.

Радуйся, священномучениче Иоанне,/ иже во времена гонений лютых/ от безбожников неповинно убиенный,/ за распятаго и воскресшаго Христа,/ и ныне росы небесныя наслаждающийся,/ и благоухания рая исполняющийся,/ и лицезрения божественныя доброты насыщающийся;/ темже моли Спаса нашего умирити мир и спасти души наша.

Слава, глас 6-й:

Страстотерпче новый,/ священномучениче Иоанне,/ во граде Валга смерть за Христа претерпевый,/ тя бо яви Господь предстателя о пастве земли Эстонския,/ поминай нас, чтущих святую память твою,/ да избавимся бед и скорбей молитвами твоими.

И ныне, богородичен.

Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему.

Глас 4-й:

Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/ и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/ страстотерпче отче Иоанне,/ во граде Валга неповинно убиенный,/ якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/ молися Христу Богу нашему,/ да спасет души наша, яко милосерд.

Слава и ныне, богородичен.

Канон, глас 6-й.

 

Песнь 1

На степень священства в годину лютую возшел еси, священномучениче Иоанне, отложивши боязливость и маловерие, и прият сердцеведец Господь дерзновение твое, вселив тя во обители радости нескончаемыя.

Скончал еси житие твое мученически, пастырю Иоанне, жребия высокаго от Господа удостоившись, и пребываеши ныне тамо, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.

Пострадал еси на земли вмале, узы неправедные и убиение от безбожников претерпев, и наследовал еси за горечь кратковременную блаженство неизреченное и веселие вечное.

Богородичен: Украшена добротою чистоты, Дево Мати, добротворнаго благолепия жилище бывши: темже Тя поем и превозносим, Чистую, во вся веки.

Песнь 3

Служитель престола Божия славный, ризы кровию своею украсивый и благодать священства мученичеством умноживый, страстотерпче Иоанне, молися Господеви о почитающих святую память твою.

Лику мученическому сопричисленный, жертвою непорочною явился еси, святе Иоанне, буди молитвенник теплый и предстатель непостыдный о душах наших.

За веру Православную и Церковь Божию от безбожников убиенный, чаше Гефсиманстей приобщивыйся, един от великаго сонма страдальцев Господних явивыйся, не забуди паствы твоея, священномучениче преславный.

Богородичен: Яко врата, вводящая к божественному входу, яко добровосходную лествицу Божию, яко спасающимся незаблудную Наставницу, обрадованную воспоим Деву Марию.

Седален.

Скончал еси житие твое мученически, убиен быв Истины ради, Еяже служителем яви тя Господь. Ни единыя вины обретше противу тя гонители твои, токмо риз пастырских ради злобу свою излиявши на тя, не терпяще самаго имене Христова. Ты же, яко агнец незлобив, кротко вся претерпел еси и достоинства иерейскаго ничимже посрамил еси.

Песнь 4

Аще не сан твой иерейский, священномученниче Иоанне, не бы убиен был еси от руки гонителей Церкве Христовы. Темже поминай нас у престола Божия пастырскою твоею молитвою.

Хиротонию от священномученика Платона восприял еси, отче Иоанне, и ныне вкупе с ним и прочими новомученики ходатайствуеши о роде нашем. Сего ради ублажаем тя и почитаем священную память твою.

По триех месяцех служения твоего восхищен был еси от многомятежнаго мира сего, пастырю наш Иоанне, испроси и нам, грешным, у великодаровитаго Бога безбедно преплыти житейскаго моря пучину и достигнути тихаго пристанища спасения.

Богородичен: Закона сени преидоша рождеством Твоим, истина возсия, благодать даровася, Богородице: темже Тя величаем.

Песнь 5

Освятися град Валга мученическою кровию твоею, священномучениче Иоанне, сего ради наполнишася души наша радостию и веселием, яко дарова нам Господь молитвенника во утешение и спасение душ наших.

Ни единыя вины обрете в тебе истязатели твои, отче наш Иоанне, обаче убиен бысть от них креста ради Христова, егоже на персех своих носил еси. Сего ради почитаем святую память твою.

Ныне возвеселися град Валга и вся земля Эстонская в памяти твоей, Иоанне страстотерпче: приял еси жребий высокий, убиен быв за веру Христову, сего ради во веки ублажаешися.

Богородичен: С мученики, Чистая, с божественнымии пророки и со всеми ангелы, Зиждителя всех моли спасти верою Тя славящих и величающих.

Песнь 6

Се простер тебе Христос победы венец, страстотерпче отче Иоанне, егда убиваху тя гонители Церкве Христовой. Промыслом бо Его, избежавши многих скорбей земнаго пути, удостоился еси вселения со всеми святымми.

Звезда малая явился еси, лучами мученичества сердца верных просвещая, темже ныне со ангелы водворяяся, спасай нас молитвами твоими, совершающих честную память твою.

В спасительную одежду, прехвальне Иоанне, божественнаго веселия одеявся, мученичества венец от Бога приял еси, честная града Валга и земли Эстонския похвало.

Богородичен: Леностию жизнь мою иждив, Пречистая, к Твоему притекаю заступленнию, ущедривши, спаси мя.

Кондак, глас 3-й.

Страстотерпче отче Иоанне,/ служителю Церкве Христовой,/ кровию своею землю нашу освятивый,/ Богови принесеся, яко жертва непорочная,/ заклан был еси за имя Спасово,/ во утверждение веры православныя,/ во еже выну просвещатися нам светом евангельским.

Песнь 7

Ныне град Валга хвалится, яко дарова Господь утешение малому стаду Своему, молитвенника, на небесех живущаго и на земли во останках честных почивающаго.

Единому Владыце Христу на земли работати возжелел еси, блаженне Иоанне, в годину лютую пастырский крест восприим , сего ради возмездие от Бога восприял еси, еже на небесех жительствовати со ангелы вкупе и со святыми.

Утешение в скорбех своих вем тя, Иоанне священномучениче, сего ради в памяти твоей к предстательству твоему прибегох, да не презриши мя окаяннаго, требующа твоея помощи.

Богородичен: Небесная врата воспоем Богородицу, имиже входят вси грешнии ко входом прощения.

Песнь 8

Христову престолу предстоя, священномучениче, не престай молитися о стаде твоем и о всех, с верою притекающих к тебе, да молитвами твоими получим спасение и от всяких бед и скорбей избавление.

Кто изочтет премудрость Божию или кто уразумеет непостижимыя пути Его? Недоумением объяти, зрим бо днесь пастыря Иоанна, по триех месяцех служения гонителями убиеннаго и ныне в лике святых водворившагося.

Во благоговении и умилении сердец взирающе на кончину твою, отче Иоанне, в молчании помыслов совершаем священную память твою.

Богородичен: Святая Мати Божия, оскверненное сердце мое деяянии нечистыми молитвами Твоими очисти.

Песнь 9

Шествия и стези твоя направишася ко Христу, всех Богу и Господу, Емуже в руце дух твой предал еси, мучениче страстоносче Иоанне блаженне.

Яви тя Господь, пастырю Иоанне, единаго от новомученик, иже в последняя лета ко Христу кровьми своими пришедших и ныне на небесех молящихся о спасении душ наших.

И ты, земле Эстонская, ничимже меньше еси прочих стран православных, в тебе бо просия сонм угодников Божиих, из нихже священномученик Иоанн, во граде Валга пострадавший, ныне нами достойно ублажается.

Богородичен: Просвети мя омраченнаго грехи, безстрастия Свет рождшая: яко да пою Тя, чистая Приснодево.

Случайный тест