Дни памяти

26 февраля

29 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Ак­си­ньи­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Се­ме­на По­кров­ско­го. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1897 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1916 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен на­сто­я­те­лем По­кров­ской церк­ви в се­ле Чир­ки­но. За без­упреч­ное слу­же­ние воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным хра­мов Ма­лин­ско­го[1] рай­о­на.
На­ме­ре­ва­ясь аре­сто­вать про­то­и­е­рея Иоан­на По­кров­ско­го и по­мо­гав­ших ему в церк­ви ве­ру­ю­щих, со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли всех, кто, по их мне­нию, со­гла­сил­ся бы под­пи­сать лже­сви­де­тель­ства. Учи­тель мест­ной шко­лы в се­ле Чир­ки­но по­ка­зал: «В сен­тяб­ре 1937 го­да око­ло шко­лы По­кров­ский, не по­до­зре­вая се­бя в про­па­ган­де ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний, го­во­рил де­тям: “Мо­ли­тесь Бо­гу, то­гда и уро­ки у вас бу­дут усва­и­вать­ся хо­ро­шо, не будь­те по­клон­ни­ка­ми са­та­ны”. Раз­го­во­ры По­кров­ско­го сре­ди де­тей я за­ме­чаю ча­сто: это вид­но из то­го, что де­ти во вре­мя пе­ре­ме­ны в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки хо­дят в цер­ковь и ста­вят све­чи. Шко­ла на­хо­дит­ся в де­ся­ти мет­рах от две­рей церк­ви, да­же в лет­нее вре­мя, ко­гда по­ют в церк­ви, слыш­но в шко­ле; сей­час цер­ковь угро­жа­ет шко­ле тем, что хо­тят из до­ма, где по­ме­ща­ет­ся шко­ла, ее вы­гнать, так как этот дом при­над­ле­жит церк­ви, и вто­рое то, что ку­пол церк­ви трес­нул и немно­го по­кач­нул­ся на шко­лу, вес­ной мо­жет за­ва­лить­ся»[2].
Один из жи­те­лей се­ла по­ка­зал: «В ав­гу­сте 1937 го­да на про­ра­бот­ке ста­лин­ской кон­сти­ту­ции... По­кров­ский го­во­рил, что кон­сти­ту­ция толь­ко для боль­ше­ви­ков, а не для бед­но­го клас­са, ко­то­рый ограб­лен со­вет­ской вла­стью; в кон­сти­ту­ции за­пи­са­но, что сво­бо­да, а ка­кая сво­бо­да, ко­гда толь­ко зна­ют, что гра­бят кре­стьян, ко­ло­ко­ла и те сня­ли; это по­лу­ча­ет­ся го­не­ние на пра­во­слав­ных кре­стьян»[3].
В со­от­вет­ствии с по­ка­за­ни­я­ми лже­сви­де­те­лей бы­ла вы­пи­са­на справ­ка на арест свя­щен­ни­ка, под­пи­сан­ная ру­ко­во­ди­те­ля­ми Управ­ле­ния НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти Яку­бо­ви­чем, Пер­си­цем, Ну­си­ным и Ов­ча­ро­вым. В ней го­во­ри­лось, что «в се­ле Чир­ки­но про­жи­ва­ет Иван Се­ме­но­вич По­кров­ский, ко­то­рый до, по­сле ре­во­лю­ции и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ра­бо­та­ет по­пом. В 1937 го­ду воз­ве­ден в про­то­и­е­реи и на­зна­чен бла­го­чин­ным. Бу­дучи недо­во­лен су­ще­ству­ю­щим в на­шей стране стро­ем, сре­ди на­се­ле­ния ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и осо­бен­но об­наг­лел по­сле опуб­ли­ко­ва­ния кон­сти­ту­ции и по­ло­же­ния о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет СССР. Гнус­но кле­ве­щет на со­вет­ское пра­ви­тель­ство и ру­ко­во­ди­те­лей ВКП(б), а так­же на кол­хоз­ное стро­и­тель­ство. Его дом в се­ле Чир­ки­но по­се­ща­ют бро­дя­чие цер­ков­ни­ки не толь­ко Ма­лин­ско­го рай­о­на, но и Ко­ло­мен­ско­го, Озер­ско­го и дру­гих. В ре­зуль­та­те в кол­хоз за­нес­ли за­раз­ную бо­лезнь на ло­ша­дей и сви­ней, а так­же три ло­ша­ди недав­но из ко­нюш­ни бы­ли укра­де­ны. Поп в раз­го­во­рах сре­ди кол­хоз­ни­ков по это­му во­про­су го­во­рит, что это Бо­жье на­ка­за­ние, нуж­но хо­дить всем в цер­ковь и мо­лить­ся Бо­гу»[4].
27 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Иоан­на.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка со­сто­ял­ся до­прос. — След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли враж­деб­ность к со­вет­ской вла­сти.
— Я не мо­гу при­пом­нить раз­го­во­ров, в ко­то­рых бы­ли бы сло­ва, враж­деб­ные со­вет­ской вла­сти, за ис­клю­че­ни­ем слов, об­ра­щен­ных к ве­ру­ю­щим, чтобы они мо­ли­лись за невин­ных лю­дей, за­то­чен­ных в тюрь­му со­вет­ской вла­стью.
— Вы сре­ди ве­ру­ю­щих го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть при­тес­ня­ет Цер­ковь и слу­жи­те­лей куль­та, при этом гнус­но кле­ве­та­ли на со­вет­ское пра­ви­тель­ство.
— Я го­во­рил ве­ру­ю­щим, что по при­хо­ду хо­дить не раз­ре­ша­ют, а рань­ше бы­ло сво­бод­но; с од­ной сто­ро­ны, пи­шут, что ре­ли­ги­оз­ные от­прав­ле­ния сво­бод­ны, а с дру­гой сто­ро­ны, этой сво­бо­ды мы не ви­дим.
— При­во­жу вам вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. При­зна­е­те, что вы это го­во­ри­ли?
— Я это от­ри­цаю, так как я ни с кем и ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах это не го­во­рил.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы груп­пи­ро­ва­ли во­круг се­бя бро­дя­чих цер­ков­ни­ков и мо­на­шек Ма­лин­ско­го и дру­гих рай­о­нов. При­зна­е­те это?
— При­знаю, что ко мне ча­сто при­хо­ди­ли цер­ков­ни­ки Ма­лин­ско­го, Ко­ло­мен­ско­го и дру­гих рай­о­нов.
16 фев­ра­ля сле­до­ва­те­ли сно­ва до­про­си­ли свя­щен­ни­ка.
— Кто по­се­щал ва­шу квар­ти­ру?
— Мою квар­ти­ру по­се­ща­ли же­на свя­щен­ни­ка се­ла Борт­ни­ко­во Ор­ло­ва, ко­то­рая при­хо­ди­ла ко мне 18 ян­ва­ря 1938 го­да и го­во­ри­ла, что ее му­жа Сер­гея Ан­дре­еви­ча Ор­ло­ва аре­сто­ва­ли ор­га­ны НКВД; свя­щен­ник се­ла Ме­ще­ри­но Фа­мин­цев при­хо­дил два-три го­да то­му на­зад, Ми­ха­ил По­кров­ский — свя­щен­ник се­ла Фе­до­ров­ско­го — по­се­щал мою квар­ти­ру осе­нью 1937 го­да.
— Ка­кие у вас бы­ли раз­го­во­ры во вре­мя по­се­ще­ний ва­шей квар­ти­ры слу­жи­те­ля­ми куль­та?
— Во вре­мя по­се­ще­ний мо­ей квар­ти­ры свя­щен­ни­ка­ми у нас бы­ва­ли раз­го­во­ры: со свя­щен­ни­ком Фа­мин­це­вым го­во­ри­ли, что по кон­сти­ту­ции долж­но быть сво­бод­ное от­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, но на са­мом де­ле со­вет­ская власть за­пре­ща­ет хож­де­ние по при­хо­ду под пред­ло­гом за­раз­ных за­боле­ва­ний. Мы счи­та­ем это со­вер­шен­но непра­виль­ным. Со свя­щен­ни­ком По­кров­ским ни­ка­ких раз­го­во­ров о со­вет­ской вла­сти не бы­ло.
— Ко­го вы лич­но по­се­ща­ли из цер­ков­ни­ков и слу­жи­те­лей куль­та — Я по­се­щал квар­ти­ры Фигу­ри­ной, Ко­то­вой, Кор­не­е­вой, свя­щен­ни­ков Фа­мин­це­ва, Ми­ха­и­ла По­кров­ско­го, с ко­то­ры­ми раз­го­ва­ри­вал о цер­ков­ных об­ря­дах, как по­се­ща­ет­ся цер­ковь ве­ру­ю­щи­ми. Бы­ли раз­го­во­ры о том, что со­вет­ская власть за­пре­ща­ет хо­дить по при­хо­дам. Фа­мин­цев мне ска­зал: «Очень тя­же­ло ста­ло жить, со­вет­ская власть за­жи­ма­ет хо­ро­ших лю­дей». Даль­ше Фа­мин­цев до­ба­вил, что на­до тер­петь и пе­ре­но­сить все тя­же­сти. Дру­гих раз­го­во­ров про­тив со­вет­ской вла­сти не бы­ло.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков сел Чир­ки­но и Щер­би­ни­но вы­ка­зы­ва­ли враж­деб­ность к со­вет­ской вла­сти.
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди кол­хоз­ни­ков с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло; я лишь каж­дую служ­бу в церк­ви го­во­рил, чтобы ве­ру­ю­щие мо­ли­лись за луч­ших лю­дей, ко­то­рые за­клю­че­ны со­вет­ской вла­стью в тюрь­му.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди кол­хоз­ни­ков и в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы в се­ле Чир­ки­но?
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди кол­хоз­ни­ков не бы­ло, я был лишь недо­во­лен тем, что со­вет­ская власть не раз­ре­ша­ет хо­дить по при­хо­ду.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. Уже по­сле то­го, как свя­щен­ник под­пи­сал про­то­кол, сле­до­ва­тель в том ме­сте, где бы­ло на­пи­са­но по­ка­за­ние от­ца Иоан­на, что свя­щен­ник Фа­мин­цев ска­зал: «на­до тер­петь и пе­ре­но­сить все тя­же­сти, при­дет вре­мя, ста­нем жить луч­ше», от се­бя по­верх стро­ки над­пи­сал: «ко­гда при­дет Гит­лер».
21 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн По­кров­ский был рас­стре­лян 26 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».
Тверь. 2005. С. 222-228


При­ме­ча­ния

[1] Ныне Сту­пин­ско­го.

[2] ГАРФ Ф.10035, д. 23056, л. 57.

[3] Там же. Л. 59.

[4] Там же. Л. 2.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест