Дни памяти

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

26 августа

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ши­шов (в неко­то­рых ис­точ­ни­ках встре­ча­ет­ся на­пи­са­ние: Ши­шев) ро­дил­ся в 1867 го­ду. Пред­по­ло­жи­тель­но, его от­цом был пса­лом­щик Фло­ро-Лавр­ской церк­ви се­ла Пи­ро­гов­ско­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да Иоанн Филип­по­вич Ши­шов. В 1880 го­ду Иван окон­чил курс обу­че­ния в Дал­ма­тов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще по вто­ро­му раз­ря­ду и по­сту­пил в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Труд­но су­дить о при­чи­нах его низ­кой успе­ва­е­мо­сти, но учил­ся Иван Ши­шов не очень хо­ро­шо: так, по окон­ча­нии пер­во­го клас­са се­ми­на­рии он имел пе­ре­эк­за­ме­нов­ки по Свя­щен­но­му Пи­са­нию и ма­те­ма­ти­ке, а по­сле вто­ро­го клас­са – по гре­че­ско­му язы­ку. В 1886 го­ду Иван Ива­но­вич окон­чил се­ми­на­рию по вто­ро­му раз­ря­ду и всту­пил в брак с до­че­рью свя­щен­ни­ка Иоан­на Ни­ко­ла­е­ви­ча Оран­ско­го Оль­гой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей: сы­но­вья Вла­ди­мир и Петр и дочь Ели­за­ве­та.
Мно­го скор­бей при­шлось пе­ре­не­сти от­цу Иоан­ну и ма­туш­ке Оль­ге из-за сво­их де­тей. Отец Иоанн же­лал, чтобы его пер­ве­нец Вла­ди­мир, ро­див­ший­ся в 1890 го­ду, стал свя­щен­ни­ком, и от­дал его для обу­че­ния в ду­хов­ную се­ми­на­рию. Од­на­ко Вла­ди­мир, об­ла­дая неза­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми к жи­во­пи­си, оста­вил се­ми­на­рию и уехал в Ека­те­рин­бург, где тай­но от от­ца по­сту­пил в ри­со­валь­ную шко­лу. Ко­неч­но, та­кой са­мо­воль­ный по­сту­пок сы­на не мог не при­не­сти ро­ди­те­лям боль­шо­го огор­че­ния. Впо­след­ствии Вла­ди­мир Ива­но­вич про­дол­жил обу­че­ние в Ка­зан­ской ху­до­же­ствен­ной шко­ле (позд­нее – учи­ли­ще) у из­вест­но­го рус­ско­го жи­во­пис­ца Н. И. Фе­ши­на, а в 1914 го­ду был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию. По­чти сра­зу же он по­пал в ав­стрий­ский плен и в те­че­ние несколь­ких лет на­хо­дил­ся при ла­ге­ре «Ви­зель­бург». Там он де­лал за­ри­сов­ки для ав­стрий­ских кре­стьян и неред­ко по­лу­чал за это «воз­на­граж­де­ние» – мо­ло­ко, хлеб, са­ло, бла­го­да­ря ко­то­рым он и его то­ва­ри­щи мог­ли под­дер­жи­вать свои си­лы. Вла­ди­мир воз­вра­тил­ся к ро­ди­те­лям толь­ко в 1918 го­ду – по­сле дол­гих лет му­чи­тель­ной для них раз­лу­ки…
Дочь от­ца Иоан­на Ели­за­ве­та скон­ча­лась в воз­расте две­на­дца­ти лет. По­сле ее смер­ти отец Иоанн и ма­туш­ка Оль­га удо­че­ри­ли де­воч­ку-си­ро­ту Зою, ко­то­рая впо­след­ствии вы­шла за­муж, име­ла дочь, но умер­ла так­же в мо­ло­дом воз­расте. «Ис­ку­ше­ния и скор­би, – пи­шет свя­ти­тель Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), – нис­по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку для его поль­зы: об­ра­зо­ван­ная ими ду­ша де­ла­ет­ся силь­ною, чест­ною пред Гос­по­дом сво­им. Ес­ли она пре­тер­пит все до кон­ца с упо­ва­ни­ем на Бо­га, то невоз­мож­но ей ли­шить­ся благ, обе­щан­ных Свя­тым Ду­хом…». Те скор­би, что пе­ре­но­сил отец Иоанн в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни, ве­ро­ят­но, как бы под­го­то­ви­ли его к при­ня­тию, с пол­ной ве­рой и сми­ре­ни­ем, ча­ши му­че­ни­че­ства, ко­то­рую Бо­гу бы­ло бла­го­угод­но по­слать ему.
В де­каб­ре 1887 го­да Иоанн Ши­шов при­нял сан свя­щен­ни­ка и был на­зна­чен на слу­же­ние к Воз­не­сен­ской церк­ви се­ла Кре­стов­ско­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. Через пять с по­ло­ви­ной лет его пе­ре­ве­ли к По­кров­ской церк­ви Кол­че­дан­ской жен­ской об­щи­ны то­го же уез­да.
Се­ло Кол­че­дан­ское, неко­гда Кол­че­дан­ский острог, бы­ло ос­но­ва­но в 1673 го­ду в се­ми­де­ся­ти вер­стах от го­ро­да Ка­мыш­ло­ва, на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Ис­е­ти, в ме­сте впа­де­ния в нее реч­ки Кол­че­дан­ки.
В 1865 го­ду в се­ле Кол­че­дан­ском бы­ла учре­жде­на По­кров­ская жен­ская об­щи­на, при ко­то­рой устро­и­ли храм во имя По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с при­де­ла­ми в честь пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го и апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. При об­щине дей­ство­ва­ла цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла для де­во­чек. Из 148 на­сель­ниц, про­жи­вав­ших в По­кров­ском мо­на­сты­ре в на­ча­ле ХХ ве­ка, 115 по­лу­чи­ли на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние при этой оби­те­ли. Отец Иоанн пре­по­да­вал в этой шко­ле За­кон Бо­жий и за­слу­жил са­мые вы­со­кие от­зы­вы о сво­ей де­я­тель­но­сти епар­хи­аль­ных на­блю­да­те­лей цер­ков­ных школ. Так, в от­че­те за 1897-1898 учеб­ный год го­во­ри­лось, что свя­щен­ник Иоанн Ши­шов ис­пол­ня­ет свои обя­зан­но­сти «с осо­бен­ным ста­ра­ни­ем, рев­но­стию и успе­хом», а в от­че­те за 1898-1899 го­ды от­ме­ча­лось, что ба­тюш­ка тру­дит­ся на сво­ем по­при­ще «с осо­бен­ным усер­ди­ем, лю­бо­вию и зна­ни­ем де­ла». В 1897 го­ду «за усерд­ную и весь­ма по­лез­ную служ­бу и бла­го­чест­ное жи­тие» он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. А через год по пред­став­ле­нию Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та ему бы­ло пре­по­да­но Ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние «за тру­ды по цер­ков­но-школь­но­му де­лу и за ма­те­ри­аль­ное со­дей­ствие шко­лам». Кро­ме пре­по­да­ва­ния в шко­ле, отец Иоанн в 1894-1895 го­дах ис­пол­нял так­же обя­зан­но­сти ду­хов­но­го сле­до­ва­те­ля по 2-му окру­гу Ка­мыш­лов­ско­го уез­да.
В ап­ре­ле 1900 го­да Ука­зом Прео­свя­щен­но­го Ири­нея, епи­ско­па Ека­те­рин­бург­ско­го и Ир­бит­ско­го, отец Иоанн был пе­ре­ме­щен на первую свя­щен­ни­че­скую ва­кан­сию к церк­ви во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в се­ле Ми­ро­нов­ском Вер­хо­тур­ско­го уез­да, где и про­шла вся его даль­ней­шая жизнь.
Се­ло Ми­ро­нов­ское (ныне Ми­ро­но­во) бы­ло ос­но­ва­но в XVII ве­ке на ме­сте впа­де­ния ре­ки Ара­маш­ка (до­ре­во­лю­ци­он­ное на­пи­са­ние: Аро­маш­ка) в ре­ку Реж. Первую де­ре­вян­ную цер­ковь по­стро­и­ли в се­ле в 1750-х го­дах. Ка­мен­ный храм во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца с при­де­лом в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был воз­ве­ден в 1801-1835 го­дах. К на­ча­лу ХХ ве­ка в се­ле на­счи­ты­ва­лось бо­лее 220 дво­ров с на­се­ле­ни­ем, со­став­ляв­шим 1200 че­ло­век.
Во вре­мя слу­же­ния в се­ле Ми­ро­нов­ском отец Иоанн был на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но-при­ход­ской шко­лой де­рев­ни Ли­пин­ской Ми­ро­нов­ско­го при­хо­да, а так­же яв­лял­ся чле­ном-со­рев­но­ва­те­лем Об­ще­ства вза­им­но­го вспо­мо­ще­ство­ва­ния учив­шим и уча­щим в цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах и шко­лах гра­мо­ты Ека­те­рин­бург­ской епар­хии. Об­ще­ство это, со­сто­яв­шее под по­кро­ви­тель­ством Прео­свя­щен­но­го, бы­ло со­зда­но в кон­це 1902 – на­ча­ле 1903 го­да. Ос­нов­ной его за­да­чей яв­ля­лось ока­за­ние по­мо­щи учи­те­лям и учи­тель­ни­цам школ, по­пав­шим в труд­ное ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние.
В те­че­ние мно­гих лет отец Иоанн яв­лял­ся так­же дей­стви­тель­ным чле­ном брат­ства во имя пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го и од­новре­мен­но – чле­ном Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства по Ека­те­рин­бург­ско­му ко­ми­те­ту.
Брат­ство во имя пра­вед­но­го Си­мео­на бы­ло об­ра­зо­ва­но в 1886 го­ду. Ос­нов­ны­ми его це­ля­ми яв­ля­лась про­све­ти­тель­ская и мис­си­о­нер­ская (преж­де все­го про­ти­во­рас­коль­ни­че­ская) де­я­тель­ность. Чле­ны его за­ни­ма­лись рас­про­стра­не­ни­ем сре­ди про­сто­го на­ро­да книг, бро­шюр и лист­ков ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния, по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням ор­га­ни­зо­вы­ва­ли ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные чте­ния. Чте­ния эти все­гда на­чи­на­лись и за­кан­чи­ва­лись об­щим пе­ни­ем мо­литв, в кон­це со­вер­ша­лась бес­плат­ная раз­да­ча лист­ков, лю­би­мы­ми из ко­то­рых бы­ли «Тро­иц­кие». Ве­ро­ят­но, участ­во­вал в этой де­я­тель­но­сти и отец Иоанн.
В 1897 го­ду в ве­де­ние брат­ства Свя­то­го Си­мео­на бы­ли пе­ре­да­ны про­ти­во­рас­коль­ни­че­ские мис­си­о­нер­ские ко­ми­те­ты, ор­га­ни­зо­ван­ные в мест­но­стях, осо­бен­но за­ра­жен­ных рас­ко­лом. Ос­нов­ной их за­да­чей яв­ля­лось ограж­де­ние пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния от вред­но­го вли­я­ния со сто­ро­ны рас­коль­ни­ков. Са­мы­ми рас­про­стра­нен­ны­ми ме­ра­ми слу­жи­ли ча­стые лич­ные уве­ще­ва­ния и вра­зум­ле­ния, а так­же пуб­лич­ные со­бе­се­до­ва­ния. Со­вет брат­ства Свя­то­го Си­мео­на на­зна­чал пред­се­да­те­лей и чле­нов ко­ми­те­тов, рас­смат­ри­вал их от­че­ты и про­грам­мы со­бе­се­до­ва­ний, вы­пи­сы­вал для них ста­ро­пе­чат­ные кни­ги, снаб­жал про­ти­во­рас­коль­ни­че­ски­ми лист­ка­ми и бро­шю­ра­ми для бес­плат­ной раз­да­чи. В на­ча­ле ХХ ве­ка на тер­ри­то­рии Ека­те­рин­бург­ской епар­хии дей­ство­ва­ло 35 та­ких ко­ми­те­тов. Отец Иоанн, бу­дучи так­же од­ним из чле­нов Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства по Ека­те­рин­бург­ско­му ко­ми­те­ту, несо­мнен­но, при­ни­мал в этой де­я­тель­но­сти по­силь­ное уча­стие. Кро­ме то­го, участ­во­вал он и в ор­га­ни­за­ции так на­зы­ва­е­мых «Па­ле­стин­ских чте­ний». В от­че­тах о де­я­тель­но­сти Ека­те­рин­бург­ско­го от­де­ла Им­пе­ра­тор­ско­го Пра­во­слав­но­го Па­ле­стин­ско­го об­ще­ства за 1905-1906 го­ды он был на­зван сре­ди свя­щен­ни­ков, про­явив­ших осо­бую рев­ность в ор­га­ни­за­ции «Па­ле­стин­ских чте­ний», а так­же сре­ди тех, кто участ­во­вал в сбо­ре по­жерт­во­ва­ний в поль­зу Пра­во­слав­но­го Па­ле­стин­ско­го об­ще­ства.
«Па­ле­стин­ские чте­ния» си­сте­ма­ти­че­ски устра­и­ва­лись в епар­хии «для озна­ком­ле­ния пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния… с до­ро­ги­ми и близ­ки­ми для каж­до­го ве­ру­ю­ще­го хри­сти­а­ни­на свя­щен­ны­ми ме­ста­ми Па­ле­сти­ны». Чте­ния про­во­ди­лись в по­ме­ще­ни­ях хра­мов или школ, ино­гда да­же с по­ка­зом «ту­ман­ных кар­тин», бла­го­да­ря ко­то­рым чте­ния «при­об­ре­та­ли боль­шую на­гляд­ность и силь­нее за­пе­чатле­ва­лись в во­об­ра­же­нии слу­ша­те­лей». Во вре­мя чте­ний бес­плат­но раз­да­ва­лись бро­шю­ры и лист­ки с рас­ска­за­ми о Свя­той Зем­ле и изо­бра­же­ния свя­щен­ных мест. Кре­стьяне по­ме­ща­ли эти изо­бра­же­ния ря­дом с ико­на­ми, а бро­шю­ры чи­та­ли вслух в кру­гу се­мьи. По от­зы­вам оче­вид­цев, мест­ное на­се­ле­ние от­но­си­лось к чте­ни­ям о Свя­той Зем­ле «очень со­чув­ствен­но» и охот­но их по­се­ща­ло, «чте­ния все­гда вы­слу­ши­ва­лись с долж­ным вни­ма­ни­ем и ви­ди­мым ин­те­ре­сом». Толь­ко в 1906 го­ду от­цом Иоан­ном бы­ло про­ве­де­но 12 та­ких чте­ний.
В сен­тяб­ре 1902 го­да ба­тюш­ка был на­зна­чен так­же ка­те­хи­за­то­ром по 2-му окру­гу Вер­хо­тур­ско­го уез­да на 1903 год.
Столь ак­тив­ная пре­по­да­ва­тель­ская, об­ще­ствен­ная и пас­тыр­ская де­я­тель­ность от­ца Иоан­на, ис­крен­нее усер­дие в ис­пол­не­нии воз­ла­га­е­мых на него цер­ков­ных по­слу­ша­ний не мог­ли не при­влечь вни­ма­ние свя­щен­но­на­ча­лия: отец Иоанн неод­но­крат­но удо­ста­и­вал­ся на­град. Так, в 1902 го­ду к празд­ни­ку Пас­хи «за рев­ност­ное ис­пол­не­ние пас­тыр­ских обя­зан­но­стей» ба­тюш­ка был на­граж­ден ску­фьей. В мае 1908 го­да, ко дню рож­де­ния Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, отец Иоанн удо­сто­ил­ся на­граж­де­ния ка­ми­лав­кой, а к 1915 го­ду имел на­перс­ный крест.
Эта на­гра­да ста­ла слов­но сим­во­лом то­го, что пред­сто­я­ло вско­ре пе­ре­не­сти рев­ност­но­му пас­ты­рю: спу­стя все­го три го­да Гос­подь да­ро­вал ему нести дру­гой крест – крест скор­бей и му­че­ни­че­ства в кро­ва­вой сму­те граж­дан­ской вой­ны.
Ле­том 1918 го­да ураль­ские тер­ри­то­рии ока­за­лись в са­мом эпи­цен­тре граж­дан­ской вой­ны, крас­ный тер­рор при­об­рел здесь осо­бый раз­мах и тра­гизм.
26 ав­гу­ста 1918 го­да в се­ло Ми­ро­нов­ское во­шел от­ряд из пя­ти во­ору­жен­ных кон­ных крас­но­ар­мей­цев. Явив­шись к обо­им слу­жив­шим там свя­щен­ни­кам: от­цу Иоан­ну Ши­шо­ву и от­цу Иоаса­фу Па­но­ву, крас­но­ар­мей­цы объ­яви­ли им о по­сту­пив­шем на них до­но­се с об­ви­не­ни­ем в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и при­ка­за­ли сле­до­вать в штаб пол­ка, рас­по­ла­гав­ший­ся в то вре­мя на стан­ции Егор­ши­но. От­ца Иоан­на вы­звал­ся со­про­вож­дать его сын Вла­ди­мир, толь­ко что вер­нув­ший­ся из ав­стрий­ско­го пле­на, а с от­цом Иоаса­фом по­ехал сын Сер­гей. Вот как поз­же рас­ска­зы­ва­ли об этом убий­стве в га­зе­те «Ураль­ская жизнь»: «Вы­еха­ли за се­ло. Про­еха­ли с вер­сту. «Стой», – ко­ман­ду­ют крас­ные. Свя­щен­ни­ки оста­но­ви­лись. «По­пы-чер­ти, вы­ле­зай­те! И ты, бе­ло­гвар­де­ец (сын от­ца Па­но­ва)!» Свя­щен­ни­ки и мо­ло­дой че­ло­век слез­ли. Сын от­ца Ши­ше­ва остал­ся на ло­ша­ди. «Ну, по­пы, вста­вай­те в ряд, под­ни­май­те ру­ки вверх, мо­ли­тесь сво­е­му Бо­гу, сей­час вас рас­стре­ля­ем», – ко­ман­ду­ют из­вер­ги. Сле­ду­ет брань, зал­пы из ру­жей, и три жерт­вы при­не­се­ны… Сви­де­тель этой ужас­ной сце­ны, сын от­ца Ши­ше­ва, си­дел как бы ока­ме­не­лый, по­те­ряв рас­су­док…». Так по­гиб вер­ный слу­жи­тель Церк­ви Хри­сто­вой – отец Иоанн Ши­шов. «Веч­ная па­мять этим му­че­ни­кам!» – пи­са­ли «Из­ве­стия Ека­те­рин­бург­ской Церк­ви» чуть поз­же.
По­сле рас­стре­ла от­ца Иоан­на Вла­ди­мир по­лу­чил от крас­ных раз­ре­ше­ние на за­хо­ро­не­ние его те­ла в се­ле Ми­ро­нов­ском, что и бы­ло им сра­зу же ис­пол­не­но.
Су­пру­га от­ца Иоан­на Оль­га Ива­нов­на пе­ре­жи­ла сво­е­го му­жа по­чти на трид­цать лет: она ото­шла ко Гос­по­ду уже по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны – в 1946 или 1947 го­ду.
Вла­ди­мир по­сле 1918 го­да пе­ре­ехал на жи­тель­ство в го­род Ала­па­евск, где стал из­вест­ным ху­дож­ни­ком. Его кар­ти­ны на­хо­дят­ся в до­ме-му­зее П. И. Чай­ков­ско­го в Ала­па­ев­ске, в кар­тин­ных га­ле­ре­ях Ека­те­рин­бур­га и Пер­ми, во мно­гих част­ных со­бра­ни­ях. У него бы­ло несколь­ко де­тей: сы­но­вья Апол­лон и Иван и дочь Ан­то­ни­на. По­след­няя в те­че­ние мно­гих лет пре­по­да­ва­ла ри­со­ва­ние в шко­лах Сверд­лов­ска. Скон­чал­ся Вла­ди­мир Ива­но­вич в 1942 го­ду в воз­расте пя­ти­де­ся­ти двух лет.
Млад­ший сын от­ца Иоан­на Петр во вре­мя граж­дан­ской вой­ны слу­жил в Бе­лой ар­мии, по­это­му впо­след­ствии в со­вет­ском го­су­дар­стве не мог устро­ить­ся на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную ра­бо­ту. Дол­гое вре­мя он жил с су­пру­гой в Ала­па­ев­ске в од­ном до­ме с бра­том, ра­бо­тал же­стян­щи­ком. У него был толь­ко один сын, на­зван­ный Вла­ди­ми­ром. Петр Ива­но­вич про­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся по­сле про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни в 1980-х го­дах.
В на­сто­я­щее вре­мя жи­вы лишь даль­ние род­ствен­ни­ки от­ца Иоан­на Ши­шо­ва, у ко­то­рых со­хра­ни­лось несколь­ко фо­то­гра­фий свя­щен­ни­ка и его се­мьи. Во всех чер­тах ли­ца ба­тюш­ки за­пе­чат­ле­ны непод­дель­ные кро­тость и сми­ре­ние, внут­рен­нее бла­го­род­ство и оду­хо­тво­рен­ность; в се­рьез­ном взгля­де – ти­хая пе­чаль.
В 2002 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ши­шов был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.

Ис­точ­ник: http://orthodox.etel.ru

Случайный тест