Дни памяти:

Житие

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Свя­той Иосиф, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, брат пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та[1], вме­сте с ним с юных лет под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством дя­ди сво­е­го, пре­по­доб­но­го Пла­то­на, ос­но­вав­ше­го мо­на­стырь в Са­ку­ди­оне[2]. Вме­сте с бра­том сво­им свя­той Иосиф изоб­ли­чал неза­кон­ное бра­ко­со­че­та­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на[3]. При­ве­ден­ный в Кон­стан­ти­но­поль, он был том­лен го­ло­дом и, на­ко­нец, по­слан в за­то­че­ние на бес­плод­ный ост­ров, где бро­шен был в тем­ни­цу. Им­пе­ра­тор Ми­ха­ил Ку­ро­па­лат[4] поз­во­лил Иоси­фу воз­вра­тить­ся из за­то­че­ния. При Льве Ар­мя­нине[5] свя­той Иосиф пре­тер­пел го­не­ние за ико­но­по­чи­та­ние. Лев под­верг его вме­сте с его бра­том Фе­о­до­ром Сту­ди­том пыт­кам и по­том за­клю­чил его в тем­ни­цу; чрез несколь­ко вре­ме­ни царь по­тре­бо­вал, чтобы они под­пи­са­лись под ико­но­бор­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. Иосиф от­ка­зал­ся, и его бро­си­ли в дру­гую смрад­ную тем­ни­цу. Впо­след­ствии Ми­ха­ил Кос­но­языч­ный[6] осво­бо­дил вме­сте с про­чи­ми ино­ка­ми, по­стра­дав­ши­ми за ико­но­по­чи­та­ние, и Иоси­фа. Свя­той Иосиф с ми­ром скон­чал­ся в Сту­дий­ской оби­те­ли, где про­вел по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни[7].


При­ме­ча­ния

[1] Па­мять его празд­ну­ет­ся 11 но­яб­ря.

[2] Са­ку­ди­он – впо­след­ствии зна­ме­ни­тый мо­на­стырь в Вифи­нии, се­ве­ро-за­пад­ной об­ла­сти Ма­лой Азии.

[3] Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI Пор­фи­ро­род­ный цар­ство­вал с 780 по 797 г. Пре­да­ва­ясь из­ли­ше­ству в стра­стях и лю­бо­дей­ству, он си­лою по­стриг свою су­пру­гу Ма­рию в ино­че­ство и вме­сто нее взял се­бе дру­гую же­ну, Фе­о­до­тию, ко­то­рая при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей его от­цу.

[4] Ми­ха­ил I Ку­ро­па­лат, или Ран­гав, цар­ство­вал с 811 по 813 г.

[5] Лев V Ар­мя­нин, ико­но­бо­рец, цар­ство­вал с 813 по 820 г.

[6] Ми­ха­ил II Кос­но­языч­ный цар­ство­вал с 820 по 829 г.

[7] Свя­той Иосиф, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, скон­чал­ся в 830 г. По­сле него оста­лось несколь­ко слов, из ко­их осо­бен­но за­ме­ча­тель­но сло­во на Воз­дви­же­ние Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня. Бо­лее же Иосиф из­ве­стен как пес­но­пи­сец. По спис­кам три­о­ди XI в. имя Иоси­фа сто­ит над те­ми из двух днев­ных три­песн­цев Пост­ной три­о­ди, ко­то­рые за­ни­ма­ют пер­вое ме­сто, ис­клю­чая три­песн­цы Страст­ной сед­ми­цы; ему же при­над­ле­жат неко­то­рые сти­хи­ры на эти дни. Три­песн­цы и сти­хи­ры свя­то­го Иоси­фа ча­стью за­клю­ча­ют уми­ли­тель­ную мо­лит­ву к Ан­ге­лам, Пред­те­чи, Бо­го­ма­те­ри, Апо­сто­лам и св. Ни­ко­лаю, ча­стью изо­бра­жа­ют дух по­ста и по­ка­ян­ную мо­лит­ву к Серд­це­вед­цу Су­дии. Пес­но­пе­ния Иоси­фа и осо­бен­но ка­нон в Неде­лю блуд­но­го сы­на вполне при­ли­че­ству­ют дням по­ста, ды­ша глу­бо­ким со­кру­ше­ни­ем о гре­хах.

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)