Преподобномученик Ка́ллист (Опарин), монах
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
Житие
Житие преподобномученика Каллиста (Опарина)
Преподобномученик Каллист (в миру Козьма Мокеевич Опарин) родился в 1864 г. в семье крестьянина, получил домашнее воспитание. Весной 1899 г., будучи холостым, поступил “из запасных воинских чинов” в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. Здесь, 13 февраля 1904 г. он принял постриг с именем Каллист в честь мученика Каллиста Амморейского. Через шесть месяцев был переведен в Далматовский Успенский монастырь, где нес послушание келиарха и печника. В 1906-1907 гг. монах Каллист совершил паломничество по святым местам. Летом 1912 г. его перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, где он нес послушание печника. В 1913 г. Каллист возвращается в Верхотурский монастырь, в котором подвизается до своей мученической кончины.
Революционные нестроения Каллист встретил в Свято-Николаевской обители. Захватившие монастырь большевики выселили насельников из братских корпусов и предложили им перебраться в Больше-Актайский скит. Оставшиеся перешли в распоряжение Советской власти. Послушники и монашествующие стали считаться мобилизованными новой властью и поступили в распоряжение командира 4-го Екатеринбургского полка. Им пришлось работать на этот полк, квартировавшийся в монастыре. На своих постах братствующие вынуждены были работать на тех же условиях, что и красноармейцы: пищевое довольствие получали от полка, имели солдатскую одежду, которую надевать отказывались, т.к. им благословлено было работать в подрясниках. Иноки, работавшие на полк, принимали это как послушание монастырское, поэтому трудились не за страх, а за совесть. Красноармейское начальство вынуждено было признать, что послушники и монахи трудятся лучше, чем бойцы Красной армии. Заставляли монахов рыть окопы вблизи линии фронта, выполнять различные земляные работы. Каллист проявлял смирение и послушание монастырскому начальству, старался терпеть большевистское нашествие на обитель без ропота, признавая во всем происходящем волю Божию.
В октябре 1918 г. Каллиста вместе с монахом Иакинфом благословили охранять монастырский Мало-Актайский скит от грабежа красноармейцев, которые, отступая от Верхотурья, остановились в окрестностях скита. Когда в скит пришли солдаты, то обвинили монахов в разведывательной деятельности и арестовали. Безбожники предлагали Каллисту и Иакинфу отречься от Христа и этим сохранить себе жизнь. Монахи отказались приобрести себе свободу путем отречения от Спасителя, веруя в непреложность слов Господа нашего Иисуса Христа: “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк.8,35).
Это были первые жертвы за веру в городе Верхотурье. Каллиста похоронили вместе с Иакинфом (Питателевым) на монастырском кладбище около церкви святого Неофита.
Источник: orthodox.etel.ru
Иное жизнеописание преподобномученика Каллиста (Опарина)
Преподобномученик Каллист (в миру - Косма Мокиевич Опарин), родился в 1864 г. (по другим данным, в 1863 г.) в Тарниковской волости Нолинского уезда Вятской губернии в семье крестьянина.
Весной 1899 г. в возрасте около 35 лет Косма поступил послушником в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. Первыми его послушаниями были обязанности печника и штукатура. 13 февраля (стар. стиля) 1904 года послушник Косма принял иноческий постриг с именем Каллист. Через шесть месяцев он был переведен в Далматовский Успенский монастырь. В Далматове о. Каллист выполнял послушания «келлиарха» (т.е. – смотрителя за монашеским распорядком, благочестием и чистотой в кельях братии) и печника.
В 1906-1907 гг. он, с благословения и.о. настоятеля Далматовской обители иеромонаха Максимилиана, совершил девятимесячное паломничество по святым местам. Через 5 лет после этого, летом 1912 г., о. Каллист перешел на жительство в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, а после 1913 г. вернулся в родную Верхотурскую обитель.
В первый год Гражданской войны – в октябре 1918 г., руководством Свято-Николаевского монастыря было благословлено монахам Каллисту и Иакинфу охранять Мало-Актайский скит обители от возможного разграбления красноармейцами, которые, отступая из Верхотурья, остановились в его окрестностях. Как оказалось, опасения грабежа были не напрасны. Красноармейцы ворвались в Мало-Актайский скит с целью поисков сокровищ – т.к. имели информацию, что на территории скита зарыты деньги и драгоценности Верхотурской обители. Монахи Каллист и Иакинф были арестованы. Как потом выяснилось, их расстреляли в окрестностях ст. Корелино на четвертый день после захвата скита, т.е. – 16 или 17 октября (стар. стиля). По словам очевидцев, солдаты предлагали отцам Каллисту и Иакинфу во избежание смерти отречься от Христа, на что получили категорический отказ. Иноков расстреляли из револьверов, притом, о. Каллиста по всей видимости, кололи еще и штыком (об этом свидетельствовала глубокая поперечная штыковая рана на его шее). Тела мучеников красноармейцы забросали землей. После отступления красных войск от Верхотурья тела убиенных были найдены и перевезены в Свято-Николаевский монастырь. 12/25 ноября архимандрит Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя св. Неофита (монастырская кладбищенская церковь разрушена в 30-х гг. XX в.).
Преподобномученик Каллист прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2002 г. от Екатеринбургской епархии.
Место погребения – братское кладбище Верхотурского Свято-Николаевского монастыря (мощи пока не обретены).
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.