Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

30 октября

Житие

Пре­по­доб­но­му­че­ник Кал­лист (в ми­ру Козь­ма Мок­е­е­вич Опа­рин) ро­дил­ся в 1864 г. в се­мье кре­стья­ни­на, по­лу­чил до­маш­нее вос­пи­та­ние. Вес­ной 1899 г., бу­дучи хо­ло­стым, по­сту­пил “из за­пас­ных во­ин­ских чи­нов” в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь. Здесь, 13 фев­ра­ля 1904 г. он при­нял по­стриг с име­нем Кал­лист в честь му­че­ни­ка Кал­ли­ста Ам­мо­рей­ско­го. Через шесть ме­ся­цев был пе­ре­ве­ден в Дал­ма­тов­ский Успен­ский мо­на­стырь, где нес по­слу­ша­ние ке­ли­ар­ха и печ­ни­ка. В 1906-1907 гг. мо­нах Кал­лист со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам. Ле­том 1912 г. его пе­ре­ве­ли в Кыртом­ский Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где он нес по­слу­ша­ние печ­ни­ка. В 1913 г. Кал­лист воз­вра­ща­ет­ся в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром под­ви­за­ет­ся до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
Ре­во­лю­ци­он­ные нестро­е­ния Кал­лист встре­тил в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской оби­те­ли. За­хва­тив­шие мо­на­стырь боль­ше­ви­ки вы­се­ли­ли на­сель­ни­ков из брат­ских кор­пу­сов и пред­ло­жи­ли им пе­ре­брать­ся в Боль­ше-Ак­тай­ский скит. Остав­ши­е­ся пе­ре­шли в рас­по­ря­же­ние Со­вет­ской вла­сти. По­слуш­ни­ки и мо­на­ше­ству­ю­щие ста­ли счи­тать­ся мо­би­ли­зо­ван­ны­ми но­вой вла­стью и по­сту­пи­ли в рас­по­ря­же­ние ко­ман­ди­ра 4-го Ека­те­рин­бург­ско­го пол­ка. Им при­шлось ра­бо­тать на этот полк, квар­ти­ро­вав­ший­ся в мо­на­сты­ре. На сво­их по­стах брат­ству­ю­щие вы­нуж­де­ны бы­ли ра­бо­тать на тех же усло­ви­ях, что и крас­но­ар­мей­цы: пи­ще­вое до­воль­ствие по­лу­ча­ли от пол­ка, име­ли сол­дат­скую одеж­ду, ко­то­рую на­де­вать от­ка­зы­ва­лись, т.к. им бла­го­слов­ле­но бы­ло ра­бо­тать в под­ряс­ни­ках. Ино­ки, ра­бо­тав­шие на полк, при­ни­ма­ли это как по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ское, по­это­му тру­ди­лись не за страх, а за со­весть. Крас­но­ар­мей­ское на­чаль­ство вы­нуж­де­но бы­ло при­знать, что по­слуш­ни­ки и мо­на­хи тру­дят­ся луч­ше, чем бой­цы Крас­ной ар­мии. За­став­ля­ли мо­на­хов рыть око­пы вбли­зи ли­нии фрон­та, вы­пол­нять раз­лич­ные зем­ля­ные ра­бо­ты. Кал­лист про­яв­лял сми­ре­ние и по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ско­му на­чаль­ству, ста­рал­ся тер­петь боль­ше­вист­ское на­ше­ствие на оби­тель без ро­по­та, при­зна­вая во всем про­ис­хо­дя­щем во­лю Бо­жию.
В ок­тяб­ре 1918 г. Кал­ли­ста вме­сте с мо­на­хом Иоак­ин­фом бла­го­сло­ви­ли охра­нять мо­на­стыр­ский Ма­ло-Ак­тай­ский скит от гра­бе­жа крас­но­ар­мей­цев, ко­то­рые, от­сту­пая от Вер­хо­ту­рья, оста­но­ви­лись в окрест­но­стях ски­та. Ко­гда в скит при­шли сол­да­ты, то об­ви­ни­ли мо­на­хов в раз­ве­ды­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти и аре­сто­ва­ли. Без­бож­ни­ки пред­ла­га­ли Кал­ли­сту и Иоак­ин­фу от­речь­ся от Хри­ста и этим со­хра­нить се­бе жизнь. Мо­на­хи от­ка­за­лись при­об­ре­сти се­бе сво­бо­ду пу­тем от­ре­че­ния от Спа­си­те­ля, ве­руя в непре­лож­ность слов Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста: “Кто хо­чет ду­шу свою сбе­речь, тот по­те­ря­ет ее; а кто по­те­ря­ет ду­шу свою ра­ди Ме­ня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жет ее” (Мк.8,35).
Это бы­ли пер­вые жерт­вы за ве­ру в го­ро­де Вер­хо­ту­рье. Кал­ли­ста по­хо­ро­ни­ли вме­сте с Иоак­ин­фом (Пи­та­теле­вым) на мо­на­стыр­ском клад­би­ще око­ло церк­ви свя­то­го Нео­фи­та.

Ис­точ­ник: http://orthodox.etel.ru

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)