Дни памяти

23 января

5 февраля – Собор Костромских святых

Житие

Краткое житие преподобного Макария Писемского

Под­ви­зал­ся в XIV ве­ке и был спо­движ­ни­ком пре­по­доб­но­го Пав­ла Об­нор­ско­го († 1429 г.). Ино­че­ские по­дви­ги свя­той на­чал в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, но по люб­ви к уеди­не­нию уда­лил­ся в гу­стой лес близ реч­ки Пись­мы, где впо­след­ствии ос­но­вал мо­на­стырь и по­сле сво­ей кон­чи­ны был там по­гре­бен.

При гро­бе пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия со­вер­ши­лось мно­го чу­дес. Так, в кон­це XVIII сто­ле­тия сго­ре­ла цер­ковь, под ко­то­рой был устро­ен де­ре­вян­ный сруб над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. По­сле по­жа­ра на том ме­сте, где на­хо­дил­ся сруб, не бы­ло да­же пеп­ла: все это ме­сто бы­ло по­кры­то ро­сой. Один лю­бо­пыт­ный зри­тель за­хо­тел вскрыть над­гро­бие и по­смот­реть, что там на­хо­дит­ся. За свою дер­зость он был на­ка­зан сле­по­той.

Полное житие преподобного Макария Писемского

10 ян­ва­ря, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Пав­ла Об­нор­ско­го, или Ко­мель­ско­го, чест­но празд­ну­ет­ся па­мять од­но­го из дру­зей и со­бе­сед­ни­ков его – пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Пи­сем­ско­го. Не со­хра­ни­лось из­ве­стий, ко­гда на­ча­лось зна­ком­ство обо­их от­шель­ни­ков. Древ­нее же пре­да­ние го­во­рит, что пре­по­доб­ный Па­вел об­рел пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия во вре­мя стран­ство­ва­ний сво­их по мо­на­сты­рям преж­де по­се­ле­ния в Ко­мель­ском ле­су, на ре­ке Об­но­ре, то есть до 1414 го­да. Пре­да­ние на­зы­ва­ет ро­ди­ной пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия се­ло Да­ни­ло­во, рас­по­ло­жен­ное по ле­во­му бе­ре­гу реч­ки Пись­мы, вер­стах в две­на­дца­ти от пу­сты­ни, от­ку­да бе­рет свое про­ис­хож­де­ние дво­рян­ское се­мей­ство Пи­сем­ских, по­чи­та­ю­щее пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия в чис­ле сво­их ро­ди­чей. Пер­во­на­чаль­ное на­уче­ние ино­че­ству пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­лу­чил от пре­по­доб­но­го Сер­гия в слав­ной его оби­те­ли, а от­сю­да по люб­ви к уеди­не­нию воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну и по­се­лил­ся в гу­стом ле­су близ реч­ки Пись­мы. Это ме­сто со­хра­ни­ло на­име­но­ва­ние Ста­рой Ма­ка­ри­е­вой пу­сты­ни. Ко­гда к от­шель­ни­ку стал со­би­рать­ся на­род и на­шлись мно­гие, по­же­лав­шие по­се­лить­ся воз­ле него, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий устро­ил неболь­шую оби­тель в рас­сто­я­нии вер­сты от уеди­нен­ной сво­ей кел­лии и по­ста­вил де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Воз­ле этой церк­ви пре­по­доб­ный и был впо­след­ствии по­гре­бен.

По устро­е­нии соб­ствен­ной оби­те­ли пре­по­доб­ный Па­вел не за­был о сво­ем дру­ге; со сво­ей сто­ро­ны, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий устро­ен­ную им на Пись­ме пу­стынь не по­чи­тал чу­жою оби­те­ли Пав­ло­вой. Еди­но­мыс­лие в ра­зу­ме­нии че­ло­ве­че­ской жиз­ни и поль­зы уеди­не­ния и без­мол­вия сбли­жа­ло обо­их от­шель­ни­ков, по­че­му в ос­но­ва­ние устро­ен­ных им оби­те­лей по­ло­же­ны бы­ли, ве­ро­ят­но, об­щие на­ча­ла мо­на­стыр­ско­го жи­тия. Но раз­ную судь­бу име­ли оби­те­ли ду­хов­ных дру­зей: оби­тель Об­нор­ская сде­ла­лась мно­го­люд­ной, а Пи­сем­ская оби­тель оста­ва­лась неболь­шой пу­сты­нью. Од­на­ко связь меж­ду ни­ми не пре­ры­ва­лась. Гра­мо­ты ца­рей Иоан­на Гроз­но­го (1566 г.) и Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (1625 г.) на­зы­ва­ют Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь в Ша­че­баль­ском ста­ну при­пис­ною к Пав­ло-Об­нор­ско­му мо­на­сты­рю.

В опи­си Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря 1683 го­да упо­ми­на­ет­ся об­раз пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия и пре­по­доб­но­го Пав­ла – зна­чит, мест­ное по­чи­та­ние по­движ­ни­ка в то вре­мя уже на­ча­лось. О са­мом мо­на­сты­ре в опи­си го­во­рит­ся: «Да Пав­ло­ва же мо­на­сты­ря пу­сты­ня Ма­ка­рье­ва в Ко­стром­ском уез­де, в Ша­че­баль­ском ста­ну, на ре­ке Пис­ме, а в пу­сты­ни цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста с при­де­лом пре­по­доб­но­го Пав­ла, Об­нор­ско­го чу­до­твор­ца, вер­хи ша­тро­вые. Да в том же при­де­ле гроб­ни­ца прп. Ма­ка­рия, а на гроб­ни­це по­кров, сук­но чер­ное, в сре­дине ви­сит крест».

При гро­бе прп. Ма­ка­рия со­вер­ши­лось та­кое чу­до. В кон­це XVIII сто­ле­тия сго­ре­ла цер­ковь, под ко­то­рой был устро­ен де­ре­вян­ный сруб над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го, и на том ме­сте, где на­хо­дил­ся этот сруб, не толь­ко не за­ме­ти­ли го­ря­ще­го де­ре­ва и уг­лей, но да­же и пеп­ла; все это ме­сто по­кры­то бы­ло необык­но­вен­ной ро­сой. По­сле по­жа­ра один лю­бо­пыт­ный зри­тель за­хо­тел вскрыть над­гро­бие и по­смот­реть, что там на­хо­дит­ся. За это он был на­ка­зан сле­по­той.

В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи пре­по­доб­но­го по­ко­ят­ся под спу­дом. На гроб­ни­це на­хо­дит­ся ико­на пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия; под пе­ле­ною ле­жит его по­сох. От 1750 го­да хра­нит­ся мо­лит­ва пре­по­доб­но­му.

Случайный тест