Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

3 июня – Собор Симбирских святых

30 октября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Нео­фит (Нео­фит Пор­фи­рье­вич Лю­би­мов) ро­дил­ся в 1846 го­ду в се­ле Та­бо­ры Са­мар­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, окон­чив ее кан­ди­да­том бо­го­сло­вия. С 1876 по 1882 год был пре­по­да­ва­те­лем рус­ско­го язы­ка и граж­дан­ской ис­то­рии в Сим­бир­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще, с 1885 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и ин­спек­то­ром клас­сов то­го же учи­ли­ща. Пре­по­да­вал так­же в Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии Сим­бир­ска и Сим­бир­ском ка­дет­ском кор­пу­се.
В 1885 го­ду Нео­фит Пор­фи­рье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща. До нас до­шло во­семь Слов, про­из­не­сен­ных во Вве­ден­ском хра­ме в дни пре­столь­ных празд­ни­ков. В од­ном из них отец Нео­фит го­во­рил, об­ра­ща­ясь к сво­ей мо­ло­дой пастве: «И вы, бо­го­лю­би­вые ча­да, по при­ме­ру Пре­свя­той Де­вы, Ко­то­рая, пре­бы­вая под кро­вом хра­ма Бо­жия, вос­пи­ты­ва­ла Свое серд­це в ду­хе ве­ры и свя­то­сти, долж­ны, на­хо­дясь так­же под се­нию до­ма Гос­под­ня, воз­рас­тать ду­хов­но-нрав­ствен­но, вос­хо­дить от си­лы в си­лу, ос­но­вы­вая свое про­све­ще­ние и нрав­ствен­ное со­вер­шен­ство­ва­ние на ис­ти­нах спа­си­тель­ной ве­ры. По уче­нию свя­тых апо­сто­лов, луч­шее укра­ше­ние же­ны-хри­сти­ан­ки – ее со­кро­вен­ное серд­це, в нетлен­ной кра­со­те крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го ду­ха, и чи­стое бо­го­бо­яз­нен­ное жи­тие, в ве­ре и люб­ви и в свя­то­сти с це­ло­муд­ри­ем, что дра­го­цен­но пе­ред Бо­гом и при­лич­но же­нам, по­свя­ща­ю­щим се­бя бла­го­че­стию (1Тим.2,9-12, 15). Си­лою и вли­я­ни­ем бла­го­вос­пи­тан­но­го серд­ца про­све­щен­ной же­ны-хри­сти­ан­ки до­сти­га­ет­ся тот иде­ал нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства, ко­то­рый де­ла­ет се­мей­ную и об­ще­ствен­ную жизнь ис­точ­ни­ком пол­ной ра­до­сти и уте­ше­ния, со­зда­ет ис­тин­ное бла­го и сча­стье, вос­пи­ты­ва­ет доб­рых сы­нов свя­той Церк­ви и доб­лест­ных слуг пре­сто­ла и оте­че­ства».
Сам отец Нео­фит, бу­дучи рев­ност­ным и взыс­ка­тель­ным ду­хов­ным на­став­ни­ком и да­ро­ви­тым пе­да­го­гом, стре­мил­ся вос­пи­тать бла­го­го­вей­ных и вер­ных чад свя­той Церк­ви. На­пут­ствуя вос­пи­тан­ниц на вы­пуск­ном ак­те в Сим­бир­ском епар­хи­аль­ном учи­ли­ще 15 июня 1898 го­да, он про­из­нес сло­во пас­тыр­ско­го на­зи­да­ния: «Как отец, пе­ку­щий­ся о ча­дах сво­их, при вступ­ле­нии их на са­мо­сто­я­тель­ный жиз­нен­ный путь, бла­го­слов­ляя их име­нем Бо­жи­им, мо­лит­ся о том, чтобы Гос­подь спо­до­бил их в жиз­ни зем­ной все­го доб­ро­го, хо­ро­ше­го, пре­крас­но­го, да­ро­вал бы им сча­стье и бла­го­по­лу­чие, так и я, быв­ший ваш нрав­ствен­ный и ре­ли­ги­оз­ный ру­ко­во­ди­тель в шко­ле, на­прав­ляв­ший все ва­ши де­я­ния и мыс­ли ко бла­гу и бла­го­по­лу­чию вре­мен­но­му и веч­но­му... от ис­крен­не­го серд­ца, как ваш род­ной отец, про­шу и мо­лю Гос­по­да – да по­даст Он вам на но­вом по­при­ще ва­шей жиз­ни все те выс­шие бла­га, ка­кие пред­на­зна­че­ны Им для Его чад, жи­ву­щих на зем­ле».
Свою пе­да­го­ги­че­скую де­я­тель­ность отец Нео­фит стро­ил на той пра­во­слав­но-про­све­ти­тель­ской тра­ди­ции, ко­то­рая бе­рет на­ча­ло в свя­то­оте­че­ском опы­те. Вслед за ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми на­став­ни­ка­ми отец Нео­фит го­во­рил о неот­де­ли­мо­сти об­ра­зо­ва­ния от вос­пи­та­ния. Зна­ния «яв­ля­ют­ся непол­ны­ми и сла­бы­ми, мерт­вы­ми и без­жиз­нен­ны­ми, мрач­ны­ми и без­от­рад­ны­ми, а ино­гда вред­ны­ми и ги­бель­ны­ми, ес­ли не утвер­жда­ют­ся и не вос­пол­ня­ют­ся сло­вом Бо­жи­им, не ожив­ля­ют­ся Ду­хом Пре­муд­ро­сти и Ра­зу­ма, не оза­ря­ют­ся све­том ве­ры Хри­сто­вой и не управ­ля­ют­ся ис­тин­ною лю­бо­вью хри­сти­ан­ской». Отец Нео­фит на­стой­чи­во ука­зы­вал ма­те­рям, что Гос­подь воз­ло­жил на них су­гу­бую от­вет­ствен­ность – вос­пи­ты­вать доб­рую нрав­ствен­ность сво­их чад.
В Сло­вах и по­уче­ни­ях от­ца Нео­фи­та со­дер­жат­ся так­же осо­бые на­зи­да­ния вос­пи­тан­ни­цам епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща, мно­гим из ко­то­рых пред­сто­я­ло стать же­на­ми свя­щен­но­слу­жи­те­лей: «Ста­рай­тесь вы, ча­да, под­дер­жи­вать бла­го­де­тель­ные обы­чаи на­шей древ­ней свя­той Ру­си в про­све­ще­нии на­ро­да, со­здай­те в сво­ей шко­ле и до­ма ти­хий рай, где все ды­ша­ло бы ве­рою и лю­бо­вию, где ва­ши пи­том­цы из лю­дей тем­ных и неве­ру­ю­щих де­ла­лись бы про­све­щен­ны­ми хри­сти­а­на­ми, из су­ществ при­ро­ды – сы­на­ми и дще­ря­ми Бо­жи­и­ми...»
Трид­цать три го­да жиз­ни про­то­и­е­рей Нео­фит по­свя­тил тру­дам свя­щен­ни­че­ским. Это слу­же­ние он про­хо­дил с со­зна­ни­ем ве­ли­кой от­вет­ствен­но­сти, воз­ло­жен­ной на него Бо­гом. Всту­пая в долж­ность при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка, он ска­зал: «Свя­щен­ник дол­жен неле­ност­но воз­ве­щать лю­дям всю во­лю Бо­жию, про­по­ве­до­вать сло­во Бо­жие ве­ли­ким и ма­лым, об­ра­зо­ван­ным и необ­ра­зо­ван­ным, бо­га­тым и бед­ным; дол­жен усерд­но и бла­го­го­вей­но со­вер­шать служ­бу Бо­жию, пре­по­да­вать в чи­сто­те ду­ха и те­ла свя­щен­ные та­ин­ства ве­ру­ю­щим, ис­пол­нять мо­лит­во­сло­вия и в хра­ме, и в до­мах при­хо­жан вра­зу­ми­тель­но, неспеш­но и нерас­се­ян­но, во­об­ще быть до­стой­ным ору­ди­ем и про­вод­ни­ком бла­го­да­ти Бо­жи­ей в ду­ши вер­ных; как пас­тырь ста­да Хри­сто­ва, он дол­жен быть со­вет­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем па­со­мых на пу­ти к веч­но­му спа­се­нию: неве­ру­ю­ще­го на­учить, со­гре­шив­ше­го вра­зу­мить, за­блуд­ше­го на­пра­вить, пе­чаль­но­го уте­шить, оже­сто­чен­но­го уми­лить; ему по­до­ба­ет быть все­гда на стра­же, чтобы не уни­зить чем-ни­будь сво­е­го зва­ния».
Нет со­мне­ний, что отец Нео­фит все­ми дан­ны­ми ему свы­ше си­ла­ми стре­мил­ся при­бли­зить­ся к это­му вы­со­ко­му иде­а­лу пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка. Он при­зы­ва­ет па­со­мых быть в по­слу­ша­нии у пас­ты­ря и взыс­ка­тель­но от­но­сить­ся к сво­е­му на­став­ни­ку: «Не тре­буй­те от ме­ня укло­не­ния от пря­мо­го дол­га, не же­лай­те че­ло­ве­ко­угод­ни­че­ства, чтобы чрез это мне за­слу­жить ва­ше рас­по­ло­же­ние... Что до ме­ня, бу­ду слу­жить спа­се­нию ва­ше­му не ща­дя ни сил, ни здо­ро­вья, ни спо­кой­ствия, ве­рой и прав­дой, со всею рев­но­стью».
В 1893-1895 го­дах, оста­ва­ясь в долж­но­сти ин­спек­то­ра клас­сов жен­ско­го учи­ли­ща, он пре­по­да­вал го­миле­ти­ку в Сим­бир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. 14 ап­ре­ля 1899 го­да отец Нео­фит был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем гре­че­ско­го язы­ка в Сим­бир­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще и уво­лен с долж­но­сти ин­спек­то­ра клас­сов в епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще. В на­ча­ле 1900-х го­дов отец Нео­фит про­хо­дил пас­тыр­ско-при­ход­ское слу­же­ние в церк­ви Всех свя­тых го­ро­да Сим­бир­ска.
В 1902 (или 1903) го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще в Москве. В Москве он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ни­ях для фаб­рич­но-за­вод­ских ра­бо­чих, чи­та­ет лек­ции для ра­бо­чих в Мос­ков­ском епар­хи­аль­ном до­ме.
В 1906 го­ду отец Нео­фит был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Рев­ност­ный про­по­вед­ник и за­щит­ник пра­во­сла­вия, он ос­но­вал соб­ствен­ное мис­си­о­нер­ское из­да­тель­ство, в ко­то­ром пуб­ли­ко­ва­лись ра­бо­ты ар­хи­епи­ско­па Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) про­тив паш­ков­цев, Н.Ю. Вар­жан­ско­го – про­тив раз­лич­но­го ви­да сек­тант­ства, ра­бо­ты са­мо­го про­то­и­е­рея Нео­фи­та. В 1914 го­ду вто­рым, до­пол­нен­ным из­да­ни­ем вы­шли про­по­вед­ни­че­ские тру­ды про­то­и­е­рея Нео­фи­та. Ос­но­ва­ни­ем к пе­ре­из­да­нию ста­ли вы­со­кие от­зы­вы пра­во­слав­ных лю­дей о его про­по­ве­дях.
Н. Ра­ев­ский пи­сал: «Мно­гие “Сло­ва” пред­став­ля­ют неду­ги совре­мен­но­го об­ще­ства... и ука­зы­ва­ют сред­ства для их вра­че­ва­ния. При об­сто­я­тель­ной пол­но­те со­дер­жа­ния они из­ла­га­ют­ся жи­вою совре­мен­ною и вполне изящ­ною ре­чью». В дру­гой ре­цен­зии от­ме­ча­лось: «В “Сло­вах” и ре­чах от­ца Лю­би­мо­ва на­до от­ме­тить уди­ви­тель­ный тон ав­то­ра, его яс­ную, точ­ную, все­гда весь­ма рас­су­ди­тель­но про­во­ди­мую и от­чет­ли­во пе­ре­да­ва­е­мую раз­дель­ность мыс­ли, ло­гич­ность суж­де­ния и вме­сте с тем глу­бо­ко про­ни­ка­ю­щую все со­дер­жа­ние бе­сед и уче­ний цер­ков­ность. Спо­кой­но, шаг за ша­гом, до­вод за до­во­дом ав­тор со­став­ля­ет из сво­их сжа­то вы­ска­зан­ных, но все­гда пол­но пред­мет ис­чер­пы­ва­ю­щих мыс­лей од­ну кра­си­вую и стиль­ную, це­ле­со­об­раз­ную речь».
Про­то­и­рей Нео­фит пра­во­слав­но-цер­ков­ные убеж­де­ния со­еди­нял с пат­ри­о­ти­че­ской на­стро­ен­но­стью и твер­ды­ми воз­зре­ни­я­ми на бла­го­де­тель­ную си­лу цар­ской вла­сти. В го­ды от­кры­то­го и дерз­ко­го вы­ступ­ле­ния про­тив за­кон­ной са­мо­дер­жав­ной вла­сти со сто­ро­ны ре­во­лю­ци­о­не­ров и ли­бе­ра­лов про­то­и­е­рей Нео­фит из­дал спе­ци­аль­ный труд о ду­хов­ной при­ро­де цар­ской вла­сти и об обя­зан­но­сти пра­во­слав­ных лю­дей хра­нить и укреп­лять ее. «Власть ца­ря, уста­нов­лен­ная Са­мим Бо­гом, есть власть са­мо­дер­жав­ная и еди­но­дер­жав­ная... На пре­вос­ход­ство ее пе­ред дру­ги­ми фор­ма­ми вла­сти ука­зы­ва­ет­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Где бы ни го­во­ри­лось в нем о вла­сти, вез­де на пер­вом плане сто­ит: Царь – как ис­тин­ный за­ко­но­да­тель, охра­ни­тель за­ко­на, су­дия за его на­ру­ше­ния, неза­ви­си­мый са­мо­дер­жав­ный упра­ви­тель». Власть ца­ря освя­ще­на: «Дух Свя­тый через та­ин­ство ми­ро­по­ма­за­ния су­гу­бо по­да­ет­ся и Го­су­да­рям на­шим (как он был по­дан свя­то­му Да­ви­ду), по­чи­ва­ет на них, и по­лу­ча­ют они незри­мую бла­го­дать, умуд­ря­ю­щую и укреп­ля­ю­щую их на пред­ле­жа­щий по­двиг цар­ско­го слу­же­ния». Отец Нео­фит от­кры­то и яс­но предо­сте­ре­гал: ес­ли пре­кра­тит­ся цар­ская власть, нач­нет­ся непре­кра­ща­ю­ща­я­ся че­ре­да бед­ствий. «Неуже­ли они – эти ра­зо­ри­те­ли за­ко­на и слу­жи­те­ли ди­кой звер­ской стра­сти – мо­гут быть хо­ро­ши­ми гос­по­да­ми и вла­сти­те­ля­ми. Путь на­си­лия, же­сто­ко­сти, кро­ви, ка­ким идут они, яв­но по­ка­зы­ва­ет, чем они ста­ли бы, ес­ли очу­ти­лись в по­ло­же­нии пол­но­власт­ных рас­по­ря­ди­те­лей на­род­ным иму­ще­ством и на­род­ны­ми си­ла­ми».
По­след­ним ме­стом слу­же­ния про­то­и­рея Нео­фи­та ста­ла цер­ковь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на на Ко­зьем бо­ло­те, на­сто­я­те­лем ко­то­рой он был несколь­ко лет.
В мае 1918 го­да был аре­сто­ван зять про­то­и­е­рея Нео­фи­та – пра­во­слав­ный мис­си­о­нер Ни­ко­лай Юрье­вич Вар­жан­ский. 13 июня отец Нео­фит на­пи­сал пись­мо Ле­ни­ну с прось­бой осво­бо­дить Ни­ко­лая Вар­жан­ско­го: «В скорб­ные дни мо­ей лич­ной жиз­ни имею сме­лость об­ра­тить­ся к Вам с по­кор­ней­шей прось­бой. О сво­ей лич­но­сти имею долг со­об­щить сле­ду­ю­щее. Я слу­жил в Сим­бир­ске вме­сте с Ва­шим ро­ди­те­лем. Он был ди­рек­то­ром на­род­ных школ, а я пре­по­да­ва­те­лем Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии, Ка­дет­ско­го кор­пу­са и Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Ро­ди­тель Ваш мне хо­ро­шо из­ве­стен и зна­ком, я с ним весь­ма неред­ко встре­чал­ся в част­ных до­мах и на со­бра­ни­ях, где об­суж­да­лись де­ла пе­да­го­ги­че­ские. Скон­чал­ся он при мне, я был мо­лит­вен­ни­ком то­гда, да и те­перь мо­люсь за него... Во дни сво­ей на­сто­я­щей невзго­ды я осме­ли­ва­юсь об­ра­тить­ся к Вам... с по­кор­ней­шей прось­бой: мой сын (зять) Ни­ко­лай Юрье­вич Вар­жан­ский со­вер­шен­но слу­чай­но по­пал под арест: во­шел в квар­ти­ру про­то­и­рея Вос­тор­го­ва, где в это вре­мя про­из­во­дил­ся обыск, и вме­сте с дру­ги­ми был аре­сто­ван и от­прав­лен сна­ча­ла в след­ствен­ное пред­ва­ри­тель­ное за­клю­че­ние, а по­том пе­ре­пра­ви­ли его в Бу­тыр­скую тюрь­му. И в га­зе­тах бы­ло на­пи­са­но, и сло­вес­но слы­шал от лиц, за­слу­жи­ва­ю­щих до­ве­рия, что за Вар­жан­ским ви­ны, за ко­то­рую сле­до­ва­ло бы по­са­дить в тюрь­му, не най­де­но. Невзго­ды бы­ли в се­мье Ва­ше­го до­ро­го­го ро­ди­те­ля, они ка­са­лись и Вас, и Вы бы­ли до­ро­ги для сво­их ро­ди­те­лей. Тя­же­ло и мне пе­ре­но­сить невзго­ду мо­ей до­че­ри и сво­е­го сы­на (зя­тя). По­кор­ней­ше про­шу при­нять уча­стие в мо­ем го­ре: бла­го­во­ли­те от­пу­стить мо­е­го зя­тя от вся­ких пре­сле­до­ва­ний и от тюрь­мы или же от­дать его мне на по­ру­ки. Он че­ло­век бла­го­на­ме­рен­ный, со­вет­ское пра­ви­тель­ство при­зна­ет и под­чи­ня­ет­ся ему, ка­ких-ли­бо контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ступ­ле­ний ни­где ни­ко­гда не имел, он про­по­вед­ник сло­ва Бо­жия – мис­си­о­нер и толь­ко. Про­шу Вас... ра­ди па­мя­ти Ва­ше­го ро­ди­те­ля, мо­их за­слуг по от­но­ше­нию к Ва­шей род­ной сест­ре Ма­рии Ильи­ничне в де­ле об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния по­мочь мне в мо­ем го­ре: осво­бо­дить Вар­жан­ско­го из тюрь­мы и воз­вра­тить его в се­мью...» От­ве­та на это пись­мо не по­сле­до­ва­ло.
21 июля 1918 го­да про­то­и­рей Нео­фит, по пред­ло­же­нию Алек­сандра Дмит­ри­е­ви­ча Са­ма­ри­на, от­слу­жил в хра­ме па­ни­хи­ду по «уби­ен­ном но­во­пре­став­лен­ном быв­шем ца­ре Ни­ко­лае». Ве­че­ром то­го же дня со­труд­ни­ки ВЧК аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. Про­то­и­е­рей Нео­фит был об­ви­нен в «аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти», в том, что «слу­жил па­ни­хи­ду по “по­ма­зан­ни­ке Бо­жи­ем” Ни­ко­лае Ро­ма­но­ве». 17 сен­тяб­ря 1918 го­да Пре­зи­ди­ум Кол­ле­гии от­де­ла по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей из трех че­ло­век при­го­во­рил про­то­и­е­рея Нео­фи­та к рас­стре­лу, – и он был рас­стре­лян. Те­ло его по­гре­бе­но на Ка­лит­ни­ков­ском клад­би­ще в мо­ги­ле, став­шей ныне без­вест­ной.


Со­ста­ви­тель свя­щен­ник Афа­на­сий Гу­ме­ров

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 165-172.

Биб­лио­гра­фия

ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н580.
От­чет о со­сто­я­нии Сим­бир­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща в учеб­но-вос­пи­та­тель­ном от­но­ше­нии за 1893-94 учеб­ный год. Сим­бир­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. 1895, № 1-2.
Лю­би­мов Н., свя­щен­ник. Сло­ва и ре­чи. М., 1903.
Лю­би­мов Н., свя­щен­ник. О необ­хо­ди­мо­сти за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем де­тей са­мим ма­те­рям. Сим­бирск, 1894.
Сим­бир­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. 1901, № 24.
Вар­жан­ский Н. Про­тив пьян­ства те­лес­но­го и ду­хов­но­го (о «Брат­цах» и «Бе­сед­чи­ках»). М., 1909.
Ве­ра и Цер­ковь. 1904, № 10.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)