Мученик Никита Ниросский
Дни памяти
Мученик Никита Нисиросский[1] родился в 1777 году. Его отец – знатный человек с острова Нисироса – был привлечён к суду и отрекся от Христа, чтобы спасти свою жизнь. Турки принудили к обращению в ислам также его жену и детей. Святой Никита был еще совсем маленький и не понял, что произошло. Он рос с именем Мехмед и проявлял большой интерес к религии. Однажды он подрался с другим мальчиком, мать которого обругала его такими словами, которыми обычно турки называют христиан. Эти слова больно ранили Мехмеда, он стал настойчиво расспрашивать свою мать и узнал, что в действительности его имя – Никита, и раньше его семья исповедовала христианство.
Повинуясь велению совести, он покинул семью и добрался до монастыря Неа Мони на Хиосе. Здесь он стал спрашивать у игумена, что ему делать для спасения души, и тот доверил его святителю Макарию Коринфскому, жившему тогда в том монастыре. Святитель принял исповедь Никиты и совершил миропомазание для возвращения его в лоно Церкви. Никита прожил некоторое время в обители, настолько ревнуя о благочестии, что некоторые сочли его лишившимся рассудка.
Стремясь к еще более строгой жизни, святой Никита удалился в пещеру, где прежде жили святые основатели монастыря. Он рассказал отшельнику Анфиму о своем желании претерпеть мученичество. По возвращении в обитель Никита стал молить отцов, чтобы они позволили ему осуществить это намерение. Те отслужили молебен Богородице и благословили его.
Тогда Никита пришел в Хору, столицу Хиоса. Здесь его тотчас задержали, чтобы заставить уплатить пошлину, взимавшуюся с христиан за перемещение. Пока собирали других нарушителей, чтобы вести всех вместе в тюрьму, Никиту посадили под присмотром у кофейни, и здесь его увидел проходивший мимо знакомый священник, отец Даниил. Он назвал молодого человека Мехмедом и спросил, почему мусульманина задержали и заставляют платить пошлину, взимаемую с христиан. Охранники, приставленные к юноше, сами слышали, как арестованный действительно назвал себя христианином, и тотчас отвели его к аге.
Перед ним Никита бесстрашно исповедал обращение. Десять дней юношу подвергали мучениям, и каждый раз, когда его приводили обратно в тюрьму, он отказывался от пищи, говоря остальным заключенным: "Я питаюсь другой пищей, которая вам неизвестна, и радуюсь радостью, которую вы не можете испытывать." Святого Никиту бросили в конюшню, чтобы его затоптали лошади, но благодатью Божией он остался невредим, а когда его закрыли в темной камере, ее освещало неземное сияние. После этих мучений святой Никита был отдан на растерзание разъяренной толпе, которая повлекла его к окраине города, за подворье Иверского монастыря. На последние попытки вернуть его в ислам святой отвечал: "Я – христианин, меня зовут Никита, и Никитой я хочу умереть!" Его много раз ставили на колени, как во время казни, в надежде, что он испугается и переменит решение, но мученик восклицал: "Почему вы так медлите? Убейте меня скорее, и я уйду наслаждаться райским блаженством!" Тюремщик Кремлис схватил меч и несколько раз ударил святого Никиту по затылку, чтобы усилить боль. Так славный служитель Христов стяжал победный венец 21 июня 1792 года в возрасте 15 лет.
Слепые, помазавшиеся кровью святого Никиты, тотчас прозрели. Турки вылили на тело мученика грязь, чтобы не оставлять его христианам, но оно оставалось незапятнанным и прекрасным, как цветок. Тогда они бросили тело святого в море.
Примечание
[1] Память 4 июля (греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Жития и книги в библиотеке
- Память святого мученика Никиты Нисиросского иером. Макарий Симонопетрский
- Святого муч. Никиты Ниросского, пострадавшего в 1732 г. на острове Хиосе свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Случайный тест
- посты
- праздники
Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Все жития