День памяти

Житие

Му­че­ник Ни­ки­та Ни­си­рос­ский[1] ро­дил­ся в 1777 го­ду. Его отец – знат­ный че­ло­век с ост­ро­ва Ни­си­ро­са – был при­вле­чён к су­ду и от­рек­ся от Хри­ста, чтобы спа­сти свою жизнь. Тур­ки при­ну­ди­ли к об­ра­ще­нию в ис­лам так­же его же­ну и де­тей. Свя­той Ни­ки­та был еще со­всем ма­лень­кий и не по­нял, что про­изо­шло. Он рос с име­нем Мех­мед и про­яв­лял боль­шой ин­те­рес к ре­ли­гии. Од­на­жды он по­драл­ся с дру­гим маль­чи­ком, мать ко­то­ро­го об­ру­га­ла его та­ки­ми сло­ва­ми, ко­то­ры­ми обыч­но тур­ки на­зы­ва­ют хри­сти­ан. Эти сло­ва боль­но ра­ни­ли Мех­ме­да, он стал на­стой­чи­во рас­спра­ши­вать свою мать и узнал, что в дей­стви­тель­но­сти его имя – Ни­ки­та, и рань­ше его се­мья ис­по­ве­до­ва­ла хри­сти­ан­ство.

По­ви­ну­ясь ве­ле­нию со­ве­сти, он по­ки­нул се­мью и до­брал­ся до мо­на­сты­ря Неа Мо­ни на Хио­се. Здесь он стал спра­ши­вать у игу­ме­на, что ему де­лать для спа­се­ния ду­ши, и тот до­ве­рил его свя­ти­те­лю Ма­ка­рию Ко­ринф­ско­му, жив­ше­му то­гда в том мо­на­сты­ре. Свя­ти­тель при­нял ис­по­ведь Ни­ки­ты и со­вер­шил ми­ро­по­ма­за­ние для воз­вра­ще­ния его в ло­но Церк­ви. Ни­ки­та про­жил неко­то­рое вре­мя в оби­те­ли, на­столь­ко рев­нуя о бла­го­че­стии, что неко­то­рые со­чли его ли­шив­шим­ся рас­суд­ка.

Стре­мясь к еще бо­лее стро­гой жиз­ни, свя­той Ни­ки­та уда­лил­ся в пе­ще­ру, где преж­де жи­ли свя­тые ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­ря. Он рас­ска­зал от­шель­ни­ку Ан­фи­му о сво­ем же­ла­нии пре­тер­петь му­че­ни­че­ство. По воз­вра­ще­нии в оби­тель Ни­ки­та стал мо­лить от­цов, чтобы они поз­во­ли­ли ему осу­ще­ствить это на­ме­ре­ние. Те от­слу­жи­ли мо­ле­бен Бо­го­ро­ди­це и бла­го­сло­ви­ли его.

То­гда Ни­ки­та при­шел в Хо­ру, сто­ли­цу Хиоса. Здесь его тот­час за­дер­жа­ли, чтобы за­ста­вить упла­тить по­шли­ну, взи­мав­шу­ю­ся с хри­сти­ан за пе­ре­ме­ще­ние. По­ка со­би­ра­ли дру­гих на­ру­ши­те­лей, чтобы ве­сти всех вме­сте в тюрь­му, Ни­ки­ту по­са­ди­ли под при­смот­ром у ко­фей­ни, и здесь его уви­дел про­хо­див­ший ми­мо зна­ко­мый свя­щен­ник, отец Да­ни­ил. Он на­звал мо­ло­до­го че­ло­ве­ка Мех­ме­дом и спро­сил, по­че­му му­суль­ма­ни­на за­дер­жа­ли и за­став­ля­ют пла­тить по­шли­ну, взи­ма­е­мую с хри­сти­ан. Охран­ни­ки, при­став­лен­ные к юно­ше, са­ми слы­ша­ли, как аре­сто­ван­ный дей­стви­тель­но на­звал се­бя хри­сти­а­ни­ном, и тот­час от­ве­ли его к aгe.

Пе­ред ним Ни­ки­та бес­страш­но ис­по­ве­дал об­ра­ще­ние. Де­сять дней юно­шу под­вер­га­ли му­че­ни­ям, и каж­дый раз, ко­гда его при­во­ди­ли об­рат­но в тюрь­му, он от­ка­зы­вал­ся от пи­щи, го­во­ря осталь­ным за­клю­чен­ным: "Я пи­та­юсь дру­гой пи­щей, ко­то­рая вам неиз­вест­на, и ра­ду­юсь ра­до­стью, ко­то­рую вы не мо­же­те ис­пы­ты­вать." Свя­то­го Ни­ки­ту бро­си­ли в ко­нюш­ню, чтобы его за­топ­та­ли ло­ша­ди, но бла­го­да­тью Бо­жи­ей он остал­ся невре­дим, а ко­гда его за­кры­ли в тем­ной ка­ме­ре, ее осве­ща­ло незем­ное си­я­ние. По­сле этих му­че­ний свя­той Ни­ки­та был от­дан на рас­тер­за­ние разъ­ярен­ной тол­пе, ко­то­рая по­влек­ла его к окра­ине го­ро­да, за по­дво­рье Ивер­ско­го мо­на­сты­ря. На по­след­ние по­пыт­ки вер­нуть его в ис­лам свя­той от­ве­чал: "Я – хри­сти­а­нин, ме­ня зо­вут Ни­ки­та, и Ни­ки­той я хо­чу уме­реть!" Его мно­го раз ста­ви­ли на ко­ле­ни, как во вре­мя каз­ни, в на­деж­де, что он ис­пу­га­ет­ся и пе­ре­ме­нит ре­ше­ние, но му­че­ник вос­кли­цал: "По­че­му вы так мед­ли­те? Убей­те ме­ня ско­рее, и я уй­ду на­сла­ждать­ся рай­ским бла­жен­ством!" Тю­рем­щик Крем­лис схва­тил меч и несколь­ко раз уда­рил свя­то­го Ни­ки­ту по за­тыл­ку, чтобы уси­лить боль. Так слав­ный слу­жи­тель Хри­стов стя­жал по­бед­ный ве­нец 21 июня 1792 го­да в воз­расте 15 лет.

Сле­пые, по­ма­зав­ши­е­ся кро­вью свя­то­го Ни­ки­ты, тот­час про­зре­ли. Тур­ки вы­ли­ли на те­ло му­че­ни­ка грязь, чтобы не остав­лять его хри­сти­а­нам, но оно оста­ва­лось неза­пят­нан­ным и пре­крас­ным, как цве­ток. То­гда они бро­си­ли те­ло свя­то­го в мо­ре.


При­ме­ча­ния

[1] Па­мять 4 июля (греч.). Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест