Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2 сентября

Житие

Отец Ни­ко­лай Би­рю­ков был рев­ност­ным пас­ты­рем, тре­бо­ва­тель­ным к се­бе и дру­гим. Его слу­же­ние бы­ло на­пол­не­но де­я­тель­ной лю­бо­вью к ближ­ним, за­бо­той о ду­хов­но-нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии сво­ей паст­вы. Он счи­тал­ся хо­ро­шим про­по­вед­ни­ком, до­ступ­но для слу­ша­те­лей умел объ­яс­нить Еван­гель­ский текст, ска­зать по­уче­ние. По­сле ре­во­лю­ции устой­чи­вый быт при­хо­жан стал раз­ру­шать­ся, на­ча­лись нестро­е­ния, пьян­ство, раз­гу­лы, убий­ства и на­си­лия. Ба­тюш­ка учил сво­их при­хо­жан не под­да­вать­ся ре­во­лю­ци­он­ным стра­стям, не по­се­щать ми­тин­ги, не участ­во­вать в де­мон­стра­ци­ях во из­бе­жа­ние со­блаз­на и ис­ку­ше­ний, боль­ше мо­лить­ся и упо­вать на Бо­га. О. Ни­ко­лай, несмот­ря на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные за­пре­ты мест­ных вла­стей, со­вер­шал все по­ло­жен­ные по уста­ву бо­го­слу­же­ния, крест­ные хо­ды, по­се­щал со свя­ты­ми ико­на­ми до­ма при­хо­жан.
В 1918-1919 г. на тер­ри­то­рии Ка­мыш­лов­ско­го уез­да шла же­сто­кая граж­дан­ская вой­на, про­ис­хо­ди­ли раз­ру­ше­ния хра­мов, из­би­е­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей, убий­ства мир­ных жи­те­лей. О. Ни­ко­лай бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на слу­жить в Бе­лой ар­мии. В про­по­ве­дях он про­дол­жал при­зы­вать при­хо­жан к стой­ко­сти в ве­ре, к спа­се­нию де­тей от без­бо­жия, к укреп­ле­нию нрав­ствен­ных ос­нов жиз­ни. Из до­но­сов на о. Ни­ко­лая:
"...Про­шу об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на мо­на­стыр­ско­го свя­щен­ни­ка Н.Би­рю­ко­ва, ко­то­рый в лич­ной бе­се­де со мной не со­гла­сен ни в од­ном по­ли­ти­че­ском во­про­се и при­сут­ство­вать на ми­тин­гах от­ка­зы­ва­ет­ся... О по­след­стви­ях про­шу уве­до­мить По­лит­от­дел 21 ди­ви­зии...".
"...Се­го­дня мне уда­лось услы­шать от граж­дан Ка­мен­ско­го За­во­да, быв­ших на бо­го­слу­же­нии, что свя­щен­ник мо­на­сты­ря (как его фа­ми­лия, я не знаю) чи­тал про­по­ведь ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра, что недо­пу­сти­мо. А по­то­му, стоя на стра­же ин­те­ре­сов тру­дя­щих­ся, про­шу Рев­ком при­нять про­тив это­го ме­ры пре­се­че­ния..."
10 ав­гу­ста 1919 отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван ор­га­на­ми ЧК. В тот же день на квар­ти­ре его был про­из­ве­ден обыск, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го бы­ла об­на­ру­же­на его лич­ная пе­ре­пис­ка. Бы­ло най­де­но пись­мо к сы­ну, слу­жив­ше­му в Бе­лой ар­мии.
В еще не от­прав­лен­ном пись­ме к сы­ну о. Ни­ко­лай пи­сал:
"Здрав­ствуй, ми­лый! Как здрав­ству­ешь и бьешь ли крас­но­тря­пич­ни­ков, во­ров и жу­ли­ков? Я слы­шал, ты бе­решь на по­ру­ки незна­ко­мых те­бе лиц. По­бе­ре­гись, брат! Ми­ло­сер­дие - вещь хо­ро­шая и для те­бя обя­за­тель­ная, но толь­ко там, где зло­де­я­ние пре­ступ­ни­ка ка­са­ет­ся толь­ко те­бя, те­бе при­чи­ня­ет­ся вред, но не там, где вред тво­рит­ся об­ще­ству, строю, го­су­дар­ству. При­пом­ни об­ли­че­ния Хри­ста книж­ни­кам и фа­ри­се­ям, ко­то­рых Он, Все­ми­ло­серд­ный, гнев­но ве­ли­ча­ет зми­я­ми, по­рож­де­ни­я­ми ехид­ны за то, что они сби­ва­ли с пу­ти ис­ти­ны весь ев­рей­ский на­род... Он же упо­треб­ля­ет на­си­лие при из­гна­нии тор­гов­цев из хра­ма, опять та­ки, обе­ре­гая весь на­род... Дай Бог те­бе успе­ха и бла­го­по­лу­чия. Да хра­нит те­бя Бог!"
На ос­но­ва­нии это­го пись­ма и двух до­но­сов бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о при­вле­че­нии о. Ни­ко­лая к от­вет­ствен­но­сти за "по­гром­ную ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­се­мит­скую аги­та­цию". От­ца Ни­ко­лая при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния - рас­стре­лу. При­го­вор был вы­не­сен в кон­це ав­гу­ста или 1-2 сен­тяб­ря 1919 г.
По­во­дом для об­ви­не­ния о. Ни­ко­лая в ан­ти­се­ми­тиз­ме, кро­ме пись­ма его к сы­ну, по­слу­жи­ла его про­по­ведь ска­зан­ная на Еван­гель­ские сло­ва: "Бе­ре­ги­тесь за­квас­ки фа­ри­сей­ской и сад­ду­кей­ской" (Мф.16:6). По­сле тол­ко­ва­ния и объ­яс­не­ния Еван­гель­ско­го тек­ста о. Ни­ко­лай до­ба­вил: "Сад­ду­кеи учи­ли, что нет вос­кре­се­ния из мерт­вых. Ныне вра­ги на­ро­да го­во­рят на ми­тин­гах то же са­мое: нет вос­кре­се­ния из мерт­вых, нет рая и ада, нет Бо­га".
В за­клю­че­ние ба­тюш­ка предо­сте­рег сво­их чад о том, что не сто­ит по­се­щать та­кие ми­тин­ги во из­бе­жа­ние со­блаз­нов и ис­ку­ше­ний. Ко­гда сле­до­ва­тель на до­про­се по­про­сил о. Ни­ко­лая объ­яс­нить, ко­го он под­ра­зу­ме­ва­ет под вра­га­ми на­ро­да, о. Ни­ко­лай со­об­щил сле­ду­ю­щее: "Всех лю­дей, ко­то­рые идут про­тив Хри­сти­ан­ской Церк­ви, я на­зы­ваю вра­га­ми на­ро­да, ...В сво­ей про­по­ве­ди я ука­зы­вал, что вра­ги на­ро­да не толь­ко иудеи, но все те, кто идет про­тив Хри­сти­ан­ской Церк­ви".
Од­ним из об­ви­не­ний о. Ни­ко­лая был его от­каз во вре­мя граж­дан­ской вой­ны от­петь крас­но­ар­мей­ца. Свой от­каз он мо­ти­ви­ро­вал так: "Смерть его ни­кем не за­сви­де­тель­ство­ва­на. Кро­ме то­го, я не при­ход­ской свя­щен­ник, а мо­на­стыр­ский. Та­ко­вых же лиц я счи­таю от­лу­чен­ны­ми от Церк­ви за те вы­ступ­ле­ния, ко­щун­ства, из­би­е­ния свя­щен­ни­ков, осквер­не­ния хра­мов, что де­ла­ли крас­но­ар­мей­цы в про­шлом го­ду". При этом о. Ни­ко­лай со­слал­ся на ре­ше­ния По­мест­но­го Со­бо­ра, под­дер­жав­ше­го об­ра­ще­ние Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на от 19 ян­ва­ря 1919 г., при­звав­ше­го во­ю­ю­щих к по­ка­я­нию: "Опом­ни­тесь, безум­цы, пре­кра­ти­те ва­ши кро­ва­вые рас­пра­вы... Вла­стью, дан­ной нам от Бо­га, за­пре­ща­ем вам при­сту­пать к Та­и­нам Хри­сто­вым, ана­фем­ству­ем вас! За­кли­на­ем и всех вас, вер­ных чад Пра­во­слав­ной Церк­ви Хри­сто­вой, не всту­пать с та­ко­вы­ми из­вер­га­ми ро­да че­ло­ве­че­ско­го в ка­кое-ли­бо об­ще­ние: "из­ми­те зло­го от вас са­мих". Хо­тя уби­тый крас­но­ар­ме­ец и при­над­ле­жал по рож­де­нию к Пра­во­слав­ной церк­ви, но уча­стие в бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­це, в по­пра­нии свя­тынь, в кро­ва­вых рас­пра­вах под­во­ди­ли его под ана­фе­мат­ства­ния Цер­ков­но­го По­мест­но­го со­бо­ра. От­ка­зав­шись от­петь крас­но­ар­мей­ца, о. Ни­ко­лай не на­ру­шил ни­ка­ких ка­но­ни­че­ских пра­вил.
2 сен­тяб­ря 1919 го­да отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян Ека­те­рин­бург­ской ГубЧК.
Свя­щен­но­му­чен­ник Ни­ко­лай Би­рю­ков при­чис­лен к ли­ку свя­тых на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 13-16 ав­гу­ста 2000 г.


Ис­поль­зо­ва­ны ма­те­ри­а­лы: Лаври­нов В., про­то­и­е­рей. Ека­те­рин­бург­ская епар­хия. Со­бы­тия. Лю­ди. Хра­мы. Ека­те­рин­бург: Изд-во Урал. уни­вер­си­те­та, 2001. 336с. С.177.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)