Дни памяти

19 ноября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 июля  (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Дво­риц­кий ро­дил­ся 7 мая 1878 г. в по­го­сте Дег­жо Де­до­вич­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По­сту­пил в Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. На пя­том кур­се по про­ше­нию был уво­лен из чис­ла уча­щих­ся и по­свя­щен в сан диа­ко­на к Ми­хай­лов­ской церк­ви се­ла Дно Пор­хов­ско­го уез­да. Это про­изо­шло в 1898 го­ду, ко­гда от­цу Ни­ко­лаю ис­пол­ни­лось 20 лет. Та­кое ран­нее по­свя­ще­ние в свя­щен­ный сан по тем вре­ме­нам слу­чай был до­воль­но ред­кий, что сви­де­тель­ству­ет об осо­бых ду­шев­ных ка­че­ствах став­лен­ни­ка. При­ход се­ла Дно, ку­да был на­зна­чен отец Ни­ко­лай, был мно­го­чис­лен­ным и весь­ма ожив­лен­ным. Со­сед­ство же­лез­ной до­ро­ги в жизнь Днов­ско­го при­хо­да при­вно­си­ло как свои до­сто­ин­ства, так и недо­стат­ки. Мест­ные жи­те­ли ез­ди­ли на за­ра­бот­ки в круп­ные го­ро­да, и, воз­вра­ща­ясь до­мой, при­во­зи­ли с со­бою дух неве­рия и от­кро­вен­но­го ма­те­ри­а­лиз­ма, ко­то­рым все бо­лее за­ра­жал­ся мир. При­во­зи­ли они так­же и дур­ные при­выч­ки, от­нюдь не свой­ствен­ные про­сто­му де­ре­вен­ско­му лю­ду.
В июле 1909 г. ар­хи­епи­скоп Ар­се­ний (Стад­ниц­кий), со­вер­шая объ­езд вве­рен­ной ему в управ­ле­ние Псков­ской епар­хии, по­се­тил при­ход Дно. Имен­но то­гда и со­сто­я­лось бо­лее близ­кое зна­ком­ство, свя­зав­шее на мно­гие го­ды двух слу­жи­те­лей Церк­ви - вы­да­ю­ще­го­ся цер­ков­но­го иерар­ха Вла­ды­ку Ар­се­ния, бу­ду­ще­го кан­ди­да­та на Пат­ри­ар­ший пре­стол, и от­ца Ни­ко­лая, бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка. Ар­хи­пас­тырь по­зна­ко­мил­ся с при­хо­дом, по­се­тил храм и об­ра­тил­ся к на­ро­ду со сло­вом на­зи­да­ния, в ко­то­ром за­тро­нул про­бле­му со­сед­ства при­хо­да с же­лез­ной до­ро­гой.
В ал­та­ре Ми­хай­лов­ско­го хра­ма хра­нил­ся па­мят­ный де­ре­вян­ный крест; над­пись на нем гла­си­ла, что сей храм был по­стро­ен в 1825 г. на сред­ства ге­не­рал-май­о­ра В. В. Ада­ду­ро­ва.
При­чт Ми­хай­лов­ско­го хра­ма со­сто­ял из свя­щен­ни­ка, штат­но­го диа­ко­на и пса­лом­щи­ка. В Днов­ском при­хо­де име­лось 3 шко­лы: цер­ков­но-при­ход­ская и 2 зем­ских, а так­же цер­ков­но-при­ход­ское по­пе­чи­тель­ство. Бы­ла здесь так­же на­род­ная биб­лио­те­ка и хор пев­чих-лю­би­те­лей. Пра­во­слав­ных при­хо­жан при Ми­хай­лов­ской церк­ви в те вре­ме­на на­счи­ты­ва­лось око­ло 2,5 тыс. че­ло­век. Боль­шой при­ход тре­бо­вал и боль­ших тру­дов цер­ков­но­го прич­та. Бо­го­слу­же­ния и тре­бы, за­бо­ты об устро­е­нии и под­дер­жа­нии цер­ков­но-при­ход­ской жиз­ни, на­род­но­го и школь­но­го об­ра­зо­ва­ния от­цу Ни­ко­лаю при­хо­ди­лось де­лить со свя­щен­ни­ком Алек­сан­дром Бе­ляв­ским, а за­тем, ко­гда по пре­клон­ным ле­там отец Алек­сандр ушел на по­кой, с его вос­при­ем­ни­ком, свя­щен­ни­ком от­цом Алек­сан­дром Ар­хан­гель­ским. По пред­став­ле­нию ин­спек­то­ра на­род­ных учи­лищ Пор­хов­ско­го уез­да в 1905 го­ду отец Ни­ко­лай был утвер­жден за­ко­но­учи­те­лем 1-го Днов­ско­го зем­ско­го учи­ли­ща. Он пре­по­да­вал юно­ше­ству За­кон Бо­жий. Спу­стя 3 го­да за усерд­ное и рев­ност­ное пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия в Днов­ском зем­ском учи­ли­ще ему бы­ла объ­яв­ле­на ар­хи­пас­тыр­ская при­зна­тель­ность с вы­да­чей сви­де­тель­ства о сем 2 июня 1908 го­да.
25 ав­гу­ста 1911 го­да отец Ни­ко­лай по­ки­нул Ми­хай­лов­ский храм и став­ший ему род­ным Днов­ский при­ход. Ему пред­сто­я­ло но­вое по­при­ще, ко­то­рое вся­кий но­си­тель диа­кон­ско­го са­на счел бы для се­бя за честь. Вла­ды­ка Ар­се­ний (Стад­ниц­кий), по­лу­чив на­зна­че­ние на Нов­го­род­скую ка­фед­ру, пе­ре­вел его в свою но­вую епар­хию. Отец Ни­ко­лай был на­зна­чен на ис­пы­та­тель­ный срок про­то­ди­а­ко­ном в глав­ный со­бор од­ной из древ­ней­ших в Рос­сии епар­хий - зна­ме­ни­тую Свя­тую Со­фию.
Вла­ды­ка Ар­се­ний был боль­шой зна­ток, лю­би­тель и бла­го­го­вей­ный со­вер­ши­тель цер­ков­ных бо­го­слу­же­ний. Стро­гий в первую оче­редь к се­бе, Вла­ды­ка был осо­бен­но тре­бо­ва­те­лен к дья­кон­ско­му чи­ну и пев­чим. Необ­хо­ди­мо бы­ло при­ло­жить мно­го уси­лий, спо­соб­но­стей, же­ла­ния, чтобы уго­дить Вла­ды­ке Ар­се­нию, ко­то­рый стре­мил­ся к то­му, чтобы воз­глав­ля­ю­щий бо­го­слу­же­ние ар­хи­ерей, дья­кон и клир со­став­ля­ли бы три­еди­ную гар­мо­нию. Все­го год по­тре­бо­вал­ся от­цу Ни­ко­лаю, чтобы из «ис­пол­ня­ю­ще­го де­ло» быть утвер­жден­ным в долж­но­сти про­то­ди­а­ко­на Со­фий­ско­го со­бо­ра. Ре­зо­лю­ция бы­ла под­пи­са­на Вла­ды­кой Ар­се­ни­ем 21 мар­та 1912 г. во вни­ма­ние к его усерд­ной служ­бе. При этом отец про­то­ди­а­кон был на­граж­ден двой­ным ора­рем.
С пе­ре­ме­ной ме­ста слу­же­ния отец Ни­ко­лай, од­на­ко, не был осво­бож­ден от пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­ты, и в 1915 го­ду его утвер­ди­ли за­ко­но­учи­те­лем 2-го Днов­ско­го зем­ско­го учи­ли­ща. Стан­ция Дно от Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии не ме­нее 20 км. О. Ни­ко­лаю при­хо­ди­лось в те­че­ние мно­гих лет пу­те­ше­ство­вать в оба кон­ца. Се­мей­ство его оста­ва­лось в Дно, где у него и у су­пру­ги его Ана­ста­сии Ти­хо­нов­ны под­рас­та­ло 2-е де­тей: дочь Ев­ге­ния, 1901 г. рож­де­ния, гим­на­зист­ка, му­зы­каль­но ода­рен­ная де­вуш­ка, боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­див­шая за пи­а­ни­но, и сын Иоанн, 1906 г. рож­де­ния, вос­пи­тан­ник Нов­го­род­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща.
В 1916 го­ду отец Ни­ко­лай был на­граж­ден вы­со­кой цер­ков­ной на­гра­дой - ор­де­ном Свя­той Ан­ны III-й сте­пе­ни. К 300-ле­тию цар­ство­ва­ния до­ма Ро­ма­но­вых, ко­то­рое ши­ро­ко от­ме­ча­лось во всех ре­ги­о­нах Рос­сий­ской Им­пе­рии, отец Ни­ко­лай был удо­сто­ен па­мят­ных кре­ста и ме­да­ли.
В зва­нии диа­ко­на отец Ни­ко­лай про­слу­жил 13 лет. 15 ок­тяб­ря 1918 го­да, в 33-лет­нем воз­расте, в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, в Со­фий­ском со­бо­ре он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­зан­ской церк­ви п. Лу­ко­мо Пор­хов­ско­го уез­да Псков­ской епар­хии (ныне Днов­ский рай­он).
По­сле уста­нов­ле­ния в 1917 г. со­вет­ской вла­сти в Рос­сий­ском го­су­дар­стве на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на Цер­ковь. Отец Ни­ко­лай Дво­риц­кий пе­ре­жил все эта­пы этих го­не­ний. Как «слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та» он был ли­шен граж­дан­ских прав. Кро­ме то­го, свя­щен­ни­ка об­ло­жи­ли ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми на­ло­га­ми, как ку­ла­ка. На­ло­ги бы­ли непо­мер­но боль­шие; в ре­зуль­та­те их неупла­ты все иму­ще­ство его се­мьи, дви­жи­мое и недви­жи­мое, бы­ло кон­фис­ко­ва­но. Ко­гда на след­ствии в 1937 го­ду по­на­до­би­лось за­пол­нить гра­фу «Иму­ще­ствен­ное по­ло­же­ние», там бы­ло ука­за­но: «Из иму­ще­ства не име­ет ни­че­го. Вла­де­ет толь­ко до­маш­ней утва­рью».
Пер­вый арест от­ца Ни­ко­лая про­изо­шел в 1930 го­ду. В ма­те­ри­а­лах его след­ствен­но­го де­ла со­дер­жит­ся об­ви­не­ние его «в си­сте­ма­ти­че­ской ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, ...про­ве­де­нии раз­ла­га­ю­щей де­я­тель­но­сти по от­но­ше­нию к кол­хоз­но­му стро­и­тель­ству, в при­зы­ве кре­стьян в мо­мент граж­дан­ской вой­ны в 1918-1919 гг. к борь­бе с со­вет­ской вла­стью все­ми спо­со­ба­ми». Так­же его об­ви­ня­ли в том, что в кон­це 20-х го­дов, ко­гда в стране про­во­ди­лись по­ли­ти­че­ские и хо­зяй­ствен­ные кам­па­нии, он со­рвал со­бра­ние кре­стьян и пре­пят­ство­вал хле­бо­за­го­тов­кам. След­ствие про­хо­ди­ло в 1930 го­ду, а об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти от­ца Ни­ко­лая в де­ле име­ет­ся де­ся­ти­лет­ней дав­но­сти. Сле­до­ва­тель­но, аген­тур­ная слеж­ка ве­лась за свя­щен­ни­ком все эти го­ды. Аре­сто­ван он был от­нюдь не по­то­му, что «под ру­ку по­пал­ся» - жерт­ва бы­ла на­ме­че­на за­ра­нее - с по­ля де­я­тель­но­сти ка­ра­тель­ны­ми ор­га­на­ми устра­ня­лись луч­шие...
След­стви­ем отец Ни­ко­лай был от­не­сен к так на­зы­ва­е­мым «ти­хо­нов­цам». Этим тер­ми­ном поль­зо­ва­лись, ко­гда необ­хо­ди­мо бы­ло ха­рак­те­ри­зо­вать «по­ли­ти­че­скую» ори­ен­та­цию свя­щен­ни­ка. От­ве­ты о. Ни­ко­лая на до­про­сах сви­де­тель­ству­ют о нем как о зре­лом пас­ты­ре, су­мев­шем от­ри­нуть нека­но­ни­че­ские цер­ков­ные об­ра­зо­ва­ния смут­ных вре­мен: жи­во­цер­ков­ни­ков, иоси­ф­лян­ство, гри­го­ри­ан­ство и пр. В слож­ный пе­ри­од цер­ков­но­го без­вла­стия, об­нов­лен­че­ства, рас­ко­лов и нестро­е­ний отец Ни­ко­лай усто­ял на един­ствен­но пра­виль­ном пу­ти - на по­зи­ции пат­ри­ар­шей Церк­ви. Од­на­ко ор­га­ны НКВД ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли «пре­ступ­ле­ние» свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го как дей­ствия «вра­га на­ро­да» и при­го­во­ри­ли его к 5-ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды по стан­дарт­ной для ду­хо­вен­ства ста­тье: 58, п. 10 УК РСФСР.
Су­ди­мость от­ца Ни­ко­лая тра­ги­че­ски от­ра­зи­лась на судь­бах чле­нов его се­мьи. Вся его се­мья: же­на, сын, невест­ка и го­до­ва­лая внуч­ка - бы­ли вы­сла­ны из пре­де­лов Псков­ско­го окру­га в Се­вер­ный край как «со­ци­аль­но опас­ная». Что с ней ста­ло, до­под­лин­но неиз­вест­но; од­на­ко на во­прос о се­мей­ном по­ло­же­нии в ан­ке­те след­ствен­но­го де­ла по вто­ро­му аре­сту в 1937 го­ду отец Ни­ко­лай по­ка­зал: «Вдов. Оди­нок».
От­бы­вал свой срок отец Ни­ко­лай в кон­цен­тра­ци­он­ном ла­ге­ре. Вер­нул­ся он в род­ные края в 1934 го­ду. Цер­ковь и при­ход в д. Лу­ко­мо, где он слу­жил до аре­ста, бы­ли лик­ви­ди­ро­ва­ны. Се­мья сги­ну­ла. Дом и иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ны. Он на­шел се­бе при­ста­ни­ще непо­да­ле­ку от Лу­ко­мо, в де­ревне Нин­ко­во, у мо­на­хи­ни Ев­до­кии Ка­ра­ба­но­вой. Здесь, на­ко­нец, он немно­го от­дох­нул ду­шой от все­го пе­ре­жи­то­го на эта­пах и в ла­ге­рях.
Же­ла­ние слу­жить Свя­той Церк­ви по­нуж­да­ло от­ца Ни­ко­лая сно­ва и сно­ва пред­при­ни­мать по­пыт­ки най­ти ме­сто слу­же­ния, но - без­успеш­но. То­гда отец Ни­ко­лай об­ра­тил­ся с пись­мом к пра­вя­ще­му ар­хи­ерею Ле­нин­град­ской епар­хии, к ко­то­рой от­но­сил­ся Псков­ский округ, с прось­бой предо­ста­вить ему лю­бое ме­сто слу­же­ния.
По­лу­чить от­вет и ме­сто слу­же­ния отец Ни­ко­лай не успел. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да его сно­ва аре­сто­ва­ли ор­га­ны НКВД. Со­дер­жал­ся он в тюрь­ме г. Ста­рая Рус­са, то­гда Ле­нин­град­ской, ныне Нов­го­род­ской об­ла­сти.
По­ве­де­ние свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го на до­про­сах яви­лось при­ме­ром ред­ко­го му­же­ства. Он пре­взо­шел все улов­ки и ухищ­ре­ния след­ствен­но­го ап­па­ра­та НКВД. Его не сло­ми­ли пыт­ки, не устра­ши­ла смерть. Цель­но и с до­сто­ин­ством, не уни­зив­шим, но укра­сив­шим но­си­те­ля свя­щен­но­го са­на, про­нес свой крест му­че­ни­че­ства и ис­по­вед­ни­че­ства свя­щен­ник Ни­ко­лай Дво­риц­кий. С по­мо­щью Бо­жи­ей он вы­дер­жал там, где не вы­дер­жи­вал по­чти ни­кто.
1 но­яб­ря 1937 го­да де­ло свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го бы­ло за­кры­то и пе­ре­да­но Осо­бой Трой­ке УНКВД Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Трой­ка об­ви­ни­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и вы­нес­ла при­го­вор: рас­стре­лять.
6/19 но­яб­ря, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го, отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян в за­стен­ках Ста­ро­рус­ской тюрь­мы. За­хо­ро­нен в без­вест­ной мо­ги­ле.


По ма­те­ри­а­лам кни­ги: Свя­тые но­во­му­че­ни­ки Псков­ские. Жи­тая свя­тых свя­щен­но­му­че­ни­ков Псков­ской епар­хии XX сто­ле­тия. Псков. 2004. С.52-65.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Случайный тест