День памяти

Житие

Му­че­ник Ни­ко­лай Маг­не­зий­ский[1] (1774–1796) ро­дил­ся в 1774 го­ду (по др. све­де­ни­ям, в 1754 го­ду) в се­ле­нии Пин­гея (по-ту­рец­ки Яя­кёй) в окрест­но­стях Маг­ни­сии (совр. Ма­ни­са, Тур­ция), в се­мье Хаджи-Ка­нел­ла, смот­ри­те­ля зе­мель­ных вла­де­ний и стад ту­рец­ко­го аги Ка­ра-Осман-оглу.

Ни­ко­лай был об­ру­чён с бла­го­че­сти­вой од­но­сель­чан­кой. В 22 го­да, со­би­ра­ясь же­нить­ся на ней, он от­пра­вил­ся в го­род, чтобы по­лу­чить раз­ре­ше­ние на брак, на­зна­чен­ный на Фо­ми­ну неде­лю.

Как че­ло­век, со­сто­я­щий на служ­бе у вли­я­тель­но­го мест­но­го гос­по­ди­на, Ни­ко­лай дерз­нул на­деть ту­рец­кие туфли и крас­ную фес­ку, ко­то­рые тур­ки за­пре­ща­ли но­сить хри­сти­а­нам. Ко­гда он про­хо­дил через го­род­ские во­ро­та, страж­ни­ки, узнав в нем хри­сти­а­ни­на, схва­ти­ли его и при­ве­ли к су­дье. Тот спро­сил юно­шу, озна­ча­ет ли его одеж­да его же­ла­ние при­нять ис­лам. Ни­ко­лай сме­ло от­ве­чал, что ни­ко­гда не от­ре­чёт­ся от сво­ей ве­ры, а одеж­ду ту­рец­кую но­сит с поз­во­ле­ния аги, по­сколь­ку его отец со­сто­ит у него на служ­бе. То­гда су­дья при­ка­зал бить му­че­ни­ка пал­ка­ми, но юно­ша оста­вал­ся твёрд в сво­ей ве­ре. Сно­ва и сно­ва су­дья на­прас­но пы­тал­ся до­бить­ся от юно­ши от­ре­че­ния - ни лесть, ни обе­ща­ния, ни но­вые пыт­ки не мог­ли сло­мить му­че­ни­ка. На вто­ром до­про­се он за­явил: "Пе­ред гла­за­ми у ме­ня - смерть, и нет та­ко­го спо­со­ба, ко­то­рый за­ста­вит ме­ня от­речь­ся от сво­ей ве­ры!" Его би­че­ва­ли сно­ва, и ещё раз - по жи­во­ту, а за­тем, в бес­силь­ной зло­бе от невоз­мож­но­сти сло­мить, его по­лу­мёрт­во­го бро­си­ли в тем­ни­цу, где он и скон­чал­ся три дня спу­стя, воз­бла­го­да­рив Гос­по­да за то, что ему бы­ло да­ро­ва­но по­стра­дать за имя Хри­сто­во. По од­ним ис­точ­ни­кам, это про­изо­шло в 1796 го­ду, по дру­гим - в 1769 или 1776 го­ду.

Жи­тие но­во­му­че­ни­ка вклю­че­но в со­став «Но­во­го Мар­ти­ро­ло­гия» прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца, где оши­боч­но ука­за­но, что имя его Ге­ор­гий. Эта же ошиб­ка в име­ни свя­то­го бы­ла по­вто­ре­на в Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии под ред. патр. Алек­сия и Ки­рил­ла (т. 11, с. 13). В гре­че­ском ме­ся­це­сло­ве свя­той упо­ми­на­ет­ся под име­нем Ни­ко­лай.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест