Дни памяти:

10 марта  (переходящая) – 10 марта (25 февраля) в невисокосный год / 9 марта (25 февраля) в високосный год

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Вы­пол­зо­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье диа­ко­на Ди­мит­рия Тро­иц­ко­го.
Окон­чив Сим­бир­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию в 1918 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду, Ни­ко­лай неко­то­рое вре­мя слу­жил учи­те­лем сель­ской шко­лы. В 1920 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Са­ба­е­во (ныне Мор­до­вия). За без­упреч­ное слу­же­ние Гос­по­ду был на­граж­ден в 1920 на­бед­рен­ни­ком, в 1922 го­ду за усерд­ную пас­тыр­скую де­я­тель­ность — ску­фьей, в 1924 — ка­ми­лав­кой, в 1928 — на­перс­ным кре­стом.
Слу­жа в се­ле Са­ба­е­во в ян­ва­ре 1929 го­да свя­щен­ник был осуж­ден по ста­тье 61 за неупла­ту на­ло­гов и неко­то­рое вре­мя от­бы­вал срок на­ка­за­ния. По­сле осво­бож­де­ния — с 1930 го­да отец Ни­ко­лай пе­ре­шел слу­жить в се­ло Се­ме­нов­ское По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ваш­ской АССР, а в 1933 в се­ло Ма­лое Чу­ра­ше­во Яд­рин­ско­го рай­о­на.
В 1935 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в про­то­и­е­рея. То­гда же вла­сти хо­те­ли при­влечь его к об­ще­ствен­ным ра­бо­там, на что свя­щен­ник пи­сал за­яв­ле­ние в сель­со­вет. «Про­шу разъ­яс­нить в си­ле или из­ме­не­но рас­по­ря­же­ние ВЦИК № 247 (от 1930 го­да) — что от­прав­ка слу­жи­те­лей куль­та на ле­со­за­го­тов­ки, до­рож­ное стро­и­тель­ство или иные об­ще­ствен­ные ра­бо­ты не до­пус­ка­ет­ся. В про­шлом го­ду на ос­но­ва­нии дан­ной справ­ки пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та я был осво­бож­ден».
По прось­бе цер­ков­но­го со­ве­та был от­ме­нен на­ло­жен­ный ра­нее за­прет на ко­ло­коль­ный звон. Ча­сто отец Ни­ко­лай про­сил раз­ре­ше­ние у сель­со­ве­та на хож­де­ние по се­лу со свя­той во­дой в празд­ник Кре­ще­ния и в дру­гие празд­ни­ки.
29 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Тро­иц­кий был под­верг­нут обыс­ку и аре­сту. Со­дер­жась в тюрь­ме го­ро­да Яд­рин ЧАССР до­про­шен 30 но­яб­ря, 13 де­каб­ря 1937 го­да и 14 ян­ва­ря 1938 го­да. На всех до­про­сах об­ви­ня­е­мый свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
На до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 13 де­каб­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии по ста­тье 58-10 ча­сти 1 Уго­лов­но­го Ко­дек­са РСФСР в том, что вы имея недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по­яс­няю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда и ни с кем контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вел.
— След­стви­ем до­ста­точ­но уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­ввла­сти, по­это­му след­ствие тре­бу­ет от вас чи­сто­сер­деч­но­го при­зна­ния.
— По­вто­ряю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда со дня ре­во­лю­ции про­тив со­ввла­сти аги­та­цию не вел, это по­ка­зы­ваю чи­сто­сер­деч­но. Это ес­ли след­стви­ем уста­нов­ле­но сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, то про­шу про­из­ве­сти оч­ные став­ки.
На дру­гом до­про­се, про­из­ве­ден­ном 14 ян­ва­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— След­ствию из­вест­но, что вы на­хо­дясь на сво­бо­де име­ли тес­ную связь с по­пом из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры Да­ни­ло­вым Ефи­мом Да­ни­ло­ви­чем и с по­след­ним ве­ли сов­мест­ную борь­бу с со­ввла­стью. След­ствие по это­му во­про­су тре­бу­ет от вас прав­ди­во­го по­ка­за­ния.
— По­па Да­ни­ло­ва Ефи­ма Да­ни­ло­ви­ча я, ко­неч­но, знаю, он сам Да­ни­лов про­ис­хо­дит из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры до са­мо­го за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви в Крас­но­че­тай­ском рай­оне он слу­жил свя­щен­ни­ком этой церк­ви, с 1935 го­да, то есть с мо­мен­та за­кры­тия этой церк­ви Да­ни­лов про­жи­ва­ет в Ниж­них Мо­ча­рах не имея ни­ка­кой опре­де­лен­ной за­ня­то­сти. Я не скры­ваю, что Да­ни­лов, по­сле за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви из­ред­ка по­се­щал Ма­ло— Чу­ра­шев­скую цер­ковь, где я сам слу­жил. Как и все ве­ру­ю­щие, Да­ни­лов при­хо­дил, мо­лил­ся и ухо­дил, я с ним да­же ни в ка­кие раз­го­во­ры не всту­пал. Име­ю­щи­е­ся Ва­ше све­де­ние о том, что я с Да­ни­ло­вым имею связь контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях я не под­твер­ждаю, я с Да­ни­ло­вым ни­ка­кой свя­зи не имею.
Бы­ли най­де­ны лже­сви­де­те­ли из чис­ла кол­хоз­ни­ков со­сед­ней де­рев­ни. Один из них по­ка­зы­вал:
Во­прос сле­до­ва­те­ля: не ве­дет ли Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий?
— Поп Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния в осо­бен­но­сти сре­ди еди­но­лич­ни­ков ве­дет аги­та­цию про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, ка­ко­вая очень вли­я­ет на кол­хоз­ни­ков. Осе­нью се­го го­да, ме­сяц и чис­ло не пом­ню, поп Тро­иц­кий был у нас в де­ревне, с ко­то­рым я встре­тил­ся на ули­це и за­дал ему во­прос: «Где и у ко­го он был?» на это он мне ни­че­го не ска­зал, по­том я за­дал дру­гой во­прос, как он про­жи­ва­ет и по­се­ща­ют ли его цер­ковь ве­ру­ю­щие и есть ли до­хо­ды, на это он иро­ни­че­ски мне от­ве­тил: «Да, немно­го по­се­ща­ют, до­хо­ды ко­неч­но неболь­шие, но все же мож­но жить, в боль­шин­стве по­се­ща­ют толь­ко еди­но­лич­ни­ки, а кол­хоз­ни­ков ма­ло, их ви­ди­мо не пус­ка­ют прав­ле­ния кол­хо­зов, ес­ли бы не кол­хоз, то бы все по­се­ща­ли, но при­дет вре­мя, все рав­но все пой­дут за на­ми, так как без ре­ли­гии труд­но бу­дет на­се­ле­нию жить, ибо она со­зда­на ве­ка­ми и свя­тая цер­ковь долж­на су­ще­ство­вать».
12 и 13 ян­ва­ря со­сто­я­лись оч­ные став­ки с дву­мя лже­сви­де­те­ля­ми, на ко­то­рых отец Ни­ко­лай на за­дан­ный сле­до­ва­те­лем во­прос под­твер­жда­ет ли об­ви­ня­е­мый по­ка­за­ния сви­де­те­лей от­ве­чал.
— Нет, не под­твер­ждаю, и счи­таю по­ка­за­ния лож­ны­ми, я ни­ко­гда сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию не вел. По­вто­ряю, что та­ко­го слу­чая с мо­ей сто­ро­ны ни­ко­гда не бы­ло. Я та­кие сло­ва ни­ко­гда и ни пе­ред кем не го­во­рил. Это чи­стая ложь со сто­ро­ны сви­де­те­лей.
18 ян­ва­ря след­ствие бы­ло окон­че­но и 1 фев­ра­ля бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. 13 фев­ра­ля ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти за­ме­сти­те­ля про­ку­ро­ра по Спец­де­лам ЧАССР озна­ко­мив­шись с де­лом на­шел, «что де­ло рас­сле­до­ва­но с до­ста­точ­ной пол­но­той, пре­ступ­ле­ние до­ка­за­но и ква­ли­фи­ци­ро­ва­но пра­виль­но, об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние со­став­ле­но в со­от­вет­ствии с об­сто­я­тель­ством де­ла и все про­цес­су­аль­ные тре­бо­ва­ния со­блю­де­ны и по­то­му по­ста­но­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и де­ло на­пра­вить в Спец­кол­ле­гию Вер­хов­но­го Су­да ЧАССР для су­деб­но­го рас­смот­ре­ния».
Толь­ко 5 мая 1938 го­да со­сто­я­лось за­кры­тое су­деб­ное за­се­да­ние Спец­кол­ле­гии Вер­хов­но­го Су­да Чу­ваш­ской АССР в го­ро­де Яд­рин, но за от­сут­стви­ем сви­де­те­лей бы­ло от­ло­же­но. 6 мая су­деб­ное за­се­да­ние бы­ло про­дол­же­но, ко­то­рое вы­нес­ло при­го­вор под­су­ди­мо­му Тро­иц­ко­му по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 — 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды. По­дан­ную кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра Спец­кол­ле­гия Вер­хов­но­го Су­да РСФСР оста­ви­ла без удо­вле­тво­ре­ния.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­прав­лен эта­пом в Ала­тыр­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, в ко­то­рой в те го­ды на­хо­ди­лось бо­лее 4 ты­сяч за­клю­чен­ных. Хо­тя ко­ло­ния не вхо­ди­ла в си­сте­му ГУЛАГа, но в ней, как и в ла­ге­рях за­клю­чен­ные уми­ра­ли от по­сто­ян­но­го недо­еда­ния и бо­лез­ней, по­сколь­ку не бы­ло ле­карств. Сре­ди них мно­го свя­щен­ни­ков и пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих — свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (Вос­кре­сен­ский) — умер 22 мая 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий (Ле­бе­дев) — умер 11 сен­тяб­ря 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ма­ра (Сат­си) — умер­ла 1 мая 1941 го­да, свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил (Сам­со­нов) — умер 28 ян­ва­ря 1942 го­да. Ве­ру­ю­щие за­клю­чен­ные при­ча­ща­лись Свя­ты­ми Да­ра­ми, ко­то­рые при­сы­ла­лись в по­сыл­ках или при­во­зи­лись близ­ки­ми, ис­по­ве­ды­ва­лись, мо­ли­лись.
Про­быв по­чти 3 го­да в Ала­тыр­ской ко­ло­нии, в мар­те 1941 го­да отец Ни­ко­лай был эта­пи­ро­ван по на­ря­ду ГУЛАГа в Бай­ка­ло-Амур­ский ла­герь.
От­бы­вая срок на­ка­за­ния в Сво­бод­нен­ском от­де­ле­нии БАМЛАГа про­то­и­е­рей Ни­ко­лай скон­чал­ся 10 мар­та 1945 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru/

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)