Дни памяти

17 октября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1893 го­да в се­ле Гле­бо­во Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ми­ха­и­ла Ве­ре­ща­ги­на. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка уже в то вре­мя, ко­гда на­ча­лись по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­не­ния. Слу­жил в се­ле Гле­бо­во, где слу­жил и его отец.
Ко­гда ле­том 1937 го­да на­ча­лись го­не­ния, со­труд­ник Ста­риц­ко­го НКВД, со­би­рая све­де­ния о под­ле­жа­щих аре­сту и уни­что­же­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лях, до­про­сил од­но­го из кре­стьян се­ла Гле­бо­ва, ко­то­рый со­гла­сил­ся лже­сви­де­тель­ство­вать про­тив свя­щен­ни­ка и по­ка­зал: «... При­бли­зи­тель­но в июле 1937 го­да кол­хоз­ни­ки кол­хо­за "Ра­бо­чий путь" при­е­ха­ли за кам­нем к цер­ков­ной огра­де. Сре­ди этих кол­хоз­ни­ков лич­но при мне Ве­ре­ща­гин, ве­дя контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, за­явил: "Вы зря за­би­ра­е­те цер­ков­ный ка­мень. Знай­те, что ско­ро крах со­вет­ской вла­сти. Неве­ру­ю­щих бу­дут вы­сы­лать, а их во­жа­ков всех уни­что­жат".... В до­пол­не­ние этих контр­ре­во­лю­ци­он­ных фак­тов на­до за­явить, что Ве­ре­ща­гин бро­дяж­ни­ча­ет по кол­хо­зам и так­же про­во­дит контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, го­во­ря: "Раз­ве это жизнь в кол­хо­зах, это ста­рая бар­щи­на, где так­же ве­ру­ю­щий мог по­се­щать цер­ковь толь­ко с раз­ре­ше­ния ба­ри­на". На­ко­нец, за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния то, что Ве­ре­ща­гин в ка­че­стве цер­ков­но­го ста­ро­сты при­гла­сил неиз­вест­ную лич­ность — Под­гур­но­го Сте­фа­на Ан­дре­еви­ча — по­ля­ка, ко­то­рый при­был в на­ше се­ло Гле­бо­во в 1930 го­ду и с то­го вре­ме­ни так­же про­жи­ва­ет в цер­ков­ной сто­рож­ке и враж­деб­но на­стро­ен, но хит­рый, от­кры­то не вы­сту­па­ет».
В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил и при­шель­ца. Ве­ро­ят­но, опа­са­ясь за свое по­ло­же­ние, про­явив край­нее ма­ло­ду­шие, Сте­фан Ан­дре­евич со­гла­сил­ся лже­сви­де­тель­ство­вать про­тив свя­щен­ни­ка и окле­ве­тал его.
Несмот­ря на по­лу­чен­ные по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, НКВД не сра­зу аре­сто­вал свя­щен­ни­ка. Толь­ко 20 сен­тяб­ря о. Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Рже­ва. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его. Свя­щен­ник твер­до сто­ял на сво­ем, от­ка­зы­ва­ясь лже­сви­де­тель­ство­вать, и до­прос был недол­гим:
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий пар­тии и пра­ви­тель­ства. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в этом? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию я не про­во­дил.
— По­че­му вы не хо­ти­те дать спра­вед­ли­вых по­ка­за­ний? След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы в июле 1937 го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые за­би­ра­ли ка­мень от цер­ков­ной огра­ды, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, ука­зы­вая, что ско­ро на­станет крах со­вет­ской вла­сти, и то­му по­доб­ное.
— Да, дей­стви­тель­но, в июле се­го го­да за­би­ра­ли ка­мень, но сре­ди ра­бо­та­ю­щих я контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию не про­во­дил.
— Вы упор­но не да­е­те спра­вед­ли­вых по­ка­за­ний, меж­ду тем след­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
— Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю и боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
15 ок­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ве­ре­ща­гин был рас­стре­лян через день, 17 ок­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. "Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия". Тверь, Из­да­тель­ство "Бу­лат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест