Дни памяти

16 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

15 декабря

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 24 ап­ре­ля 1876 го­да в го­ро­де Вязь­ме Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Ни­ко­лая За­бо­лот­ско­го, слу­жив­ше­го в го­ро­де в Вос­кре­сен­ской церк­ви. В 1895 го­ду Ни­ко­лай окон­чил Вя­зем­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1899 го­ду он пе­ре­шел в Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1902 го­ду. По окон­ча­нии се­ми­на­рии Ни­ко­лай по­сту­пил в Юрьев­ский уни­вер­си­тет. Но Бо­гу, по‑ви­ди­мо­му, бы­ло неугод­но, чтобы юно­ша вы­брал свет­ский путь, – он тя­же­ло за­бо­лел, и по этой при­чине ему при­шлось оста­вить уче­бу в уни­вер­си­те­те. В 1905 го­ду он по­сту­пил пре­по­да­ва­те­лем в муж­скую гим­на­зию в го­ро­де Вязь­ме.
В 1910 го­ду Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Бу­да­е­во Гжат­ско­го уез­да, а в 1913 го­ду пе­ре­ве­ден слу­жить в храм в се­ле Фе­дот­ко­во Юх­нов­ско­го уез­да. С 1917 по 1926 год он слу­жил в хра­ме в се­ле Ма­рьин­ское Рос­лавль­ско­го уез­да, а за­тем в хра­ме в се­ле Ко­роб­ки­но Гжат­ско­го уез­да. С 1931 го­да он стал слу­жить в се­ле Некра­со­во Ува­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным.
Вес­ной 1937 го­да в свя­зи с уси­ле­ни­ем го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь пред­ста­ви­те­ли мест­ных вла­стей ста­ли пи­сать жа­ло­бы в НКВД, что отец Ни­ко­лай со­вер­ша­ет та­ин­ства и тре­бы в до­мах при­хо­жан не толь­ко не спра­ши­вая на это раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та, но и, бу­дучи спро­шен, по­че­му он де­ла­ет это, не да­ет от­ве­та, счи­тая, что не де­ло вла­стей спра­ши­вать о том, что ка­са­ет­ся церк­ви и его свя­щен­ни­че­ской де­я­тель­но­сти.
28 июня 1937 го­да за­ве­ду­ю­щий от­де­лом по­лит­уче­бы Ува­ров­ско­го рай­ко­ма ком­со­мо­ла на­пра­вил на­чаль­ни­ку Ува­ров­ско­го НКВД до­клад­ную за­пис­ку, в ко­то­рой утвер­ждал, что свя­щен­ник ве­дет в при­хо­де аги­та­цию, чтобы ве­ру­ю­щие не ра­бо­та­ли в пер­вый день Пас­хи и в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки, а так­же что он ле­чит лю­дей и до­маш­нюю ско­ти­ну. «Я счи­таю, – пи­сал за­ве­ду­ю­щий, – За­бо­лот­ский ни­ка­ко­го пра­ва не име­ет на ле­че­ние лю­дей и жи­вот­ных, за это он дол­жен быть при­вле­чен к от­вет­ствен­но­сти».
Ра­бот­ник Ува­ров­ско­го рай­ко­ма ВКП(б) на­пи­сал, что «в 1935 го­ду во вре­мя ве­сен­не­го се­ва, на ко­то­рый по­па­да­ла Пас­ха, граж­дане... по­быв­ши в церк­ви как в пер­вый, а так­же и во вто­рой день Пас­хи, не ра­бо­та­ли и не вы­пол­ня­ли план се­ва, за­яв­ляя: “Ба­тюш­ка го­во­рил, что уро­жай за­ви­сит не от то­го, чтобы ра­бо­тать в свя­тые дни Пас­хи, рань­ше не ра­бо­та­ли по це­лой неде­ле в дни Пас­хи, а уро­жай со­би­ра­ли хо­ро­ший”».
19 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Мо­жай­ске. Через несколь­ко дней по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка на до­прос был вы­зван пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­ро­го спро­си­ли, что он зна­ет об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка в се­ле. На это пред­се­да­тель от­ве­тил:
– Об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти За­бо­лот­ско­го мне ста­ло из­вест­но с мая 1937 го­да, ко­гда он по­явил­ся в де­ревне Жи­ха­ре­во и на­чал об­хо­дить до­ма кол­хоз­ни­ков с це­лью окре­стить кол­хоз­ных ре­бя­ти­шек и пред­ла­гая при­ча­стить­ся пре­ста­ре­лым муж­чи­нам и жен­щи­нам в де­ревне Жи­ха­ре­во.
– Что вам лич­но из­вест­но об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти граж­да­ни­на За­бо­лот­ско­го? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Мне из­вест­но, что при­мер­но 10 мая 1937 го­да я лич­но как пред­се­да­тель сель­со­ве­та был сви­де­те­лем, что За­бо­лот­ский кре­стил дво­их де­тей у граж­да­ни­на де­рев­ни Жи­ха­ре­во.
– Как вы ре­а­ги­ро­ва­ли на факт кре­ще­ния де­тей?
– Ко­гда я за­шел в из­бу кол­хоз­ни­ка, то, уви­дев свя­щен­ни­ка За­бо­лот­ско­го, я спро­сил: «Что вы тут де­ла­е­те без ве­до­ма сель­ско­го со­ве­та?» А он, За­бо­лот­ский, от­ве­тил: «А вам ка­кое де­ло? И что те­бе от ме­ня нуж­но?» То­гда я ему от­ве­тил: «Я яв­ля­юсь пред­се­да­те­лем сель­ско­го со­ве­та на дан­ной тер­ри­то­рии, и для то­го, чтобы сде­лать то и иное де­ло, вы долж­ны бы­ли ме­ня по­ста­вить в из­вест­ность преж­де все­го». То­гда За­бо­лот­ский от­ве­тил: «Де­ло не ва­ше, мы с ва­ми не свя­за­ны». На это я ему ска­зал: «Вы, со­вер­шая об­ряд кре­ще­ния де­тей в непри­спо­соб­лен­ной по­су­де, мо­же­те за­ра­зить де­тей ка­кой-ли­бо бо­лез­нью». То­гда он за­кри­чал: «А, это Ан­дре­ев! Мне про него го­во­ри­ли!» И в за­клю­че­ние до­ба­вил: «Вы са­ми раз­но­си­те ком­му­ни­сти­че­скую за­ра­зу». Я спро­сил: «Что зна­чит ком­му­ни­сти­че­скую за­ра­зу?» Он от­ве­тил: «Вы в клу­бе со­би­ра­е­те по пять­сот че­ло­век на­се­ле­ния и при­ви­ва­е­те это­му на­се­ле­нию ком­му­ни­сти­че­скую за­ра­зу».
В тот же день бы­ла до­про­ше­на некая кол­хоз­ни­ца, ко­то­рая по­ка­за­ла, что «в мае 1937 го­да свя­щен­ник За­бо­лот­ский при­шел в де­рев­ню Жи­ха­ре­во без ве­до­ма сель­со­ве­та и стал хо­дить по до­мам кол­хоз­ни­ков, пред­ла­гая на­се­ле­нию свои услу­ги, чтобы от­слу­жить в до­ме мо­ле­бен. Здесь при­шел пред­се­да­тель сель­со­ве­та к свя­щен­ни­ку За­бо­лот­ско­му и ска­зал: “Вы без ве­до­ма сель­со­ве­та хо­ди­те из до­ма в дом и раз­но­си­те за­ра­зу, так как у нас в до­мах име­ют­ся боль­ные сып­ным ти­фом”. Свя­щен­ник За­бо­лот­ский на­чал вы­ска­зы­вать недо­воль­ство ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей, го­во­ря: “Вы боль­ше раз­но­си­те ком­му­ни­сти­че­скую за­ра­зу, у вас бы­ва­ет ки­но, а лю­ди на по­ста­нов­ку при­хо­дят вся­кие”».
2 де­каб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– Вы в мае 1937 го­да бы­ли в де­ревне Жи­ха­ре­во? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Да, был. Я был при­гла­шен в де­рев­ню Жи­ха­ре­во для кре­ще­ния ре­бен­ка.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет про­ве­рен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, что вы, на­хо­дясь в де­ревне Жи­ха­ре­во, рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту про­тив со­вет­ской вла­сти и пар­тии ВКП(б). Вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Это ложь...
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя. Вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я сре­ди на­се­ле­ния не вел. Я жи­ву изо­ли­ро­ван­но, на по­го­сте, в цер­ков­ной сто­рож­ке. В се­ле­ния хо­жу толь­ко по при­гла­ше­нию.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай За­бо­лот­ский был рас­стре­лян 15 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 247–251.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест