Дни памяти

16 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

27 июня

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1889 го­ду в се­ле Сив­ко­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра За­поль­ско­го, слу­жив­ше­го в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в этом се­ле. В 1907 го­ду Ни­ко­лай окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1910 го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Зна­мен­ский храм в се­ле Ли­син­це­во Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии[a]. То­гда же он же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, до­че­ри свя­щен­ни­ка; впо­след­ствии у них ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. В 1920 го­ду Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му хра­му. В 1925 го­ду он был пе­ре­ве­ден слу­жить в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в се­ле Боль­шие Вя­зе­мы Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1929 го­ду диа­кон Ни­ко­лай был об­ви­нен в по­руб­ке ле­са и при­го­во­рен су­дом к двум го­дам ссыл­ки, но при­го­вор был за­ме­нен на штраф в три­ста руб­лей. В 1930 го­ду он был аре­сто­ван за невы­пол­не­ние го­судар­ствен­ных дре­во­за­го­то­вок и при­го­во­рен к ше­сти ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот.
В 1937 го­ду на­ча­лись мас­со­вые аре­сты и уни­что­же­ние свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей. В фев­ра­ле 1938 го­да сле­до­ва­те­ли до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей, они под­пи­са­лись под лже­сви­де­тель­ства­ми, на ос­но­ва­нии ко­то­рых 21 мар­та 1938 го­да диа­кон Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем в Москве. До­про­сы дли­лись пол­то­ра ме­ся­ца, и на по­след­нем до­про­се, 8 мая, сле­до­ва­тель за­явил диа­ко­ну:
– Вы об­ви­ня­е­тесь в кле­ве­те на со­вет­скую власть, ко­то­рую вы вы­ска­зы­ва­ли в фев­ра­ле 1938 го­да.
– Ви­нов­ным се­бя в вы­ска­зы­ва­нии кле­ве­ты в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти... я не при­знаю, – от­ве­тил диа­кон Ни­ко­лай.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти в де­каб­ре 1937 го­да.
– Ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти я не при­знаю, – по­вто­рил диа­кон.
В тот же день диа­ко­ну Ни­ко­лаю бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка со лже­сви­де­те­ля­ми. Один из них по­ка­зал, буд­то диа­кон го­во­рил, что «со­вет­ская власть всех по­пов аре­сто­ва­ла, но ско­ро бу­дет ко­нец со­вет­ской вла­сти; ско­ро из Ита­лии при­дет па­па Рим­ский, он уста­но­вит свою власть и всех ком­му­ни­стов в ад за­го­нит»[1].
Диа­кон Ни­ко­лай на это от­ве­тил:
– Я ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не вел, он лжет.
Лже­сви­де­тель­ни­ца Па­но­ва на оч­ной став­ке по­ка­за­ла, буд­то она в фев­ра­ле 1938 го­да бы­ла в церк­ви и про­си­ла у диа­ко­на раз­ре­ше­ния взять зо­лу на удоб­ре­ние для кол­хо­за, на что тот ей от­ве­тил: «Что вла­сти по­мо­га­ешь? Хо­ти­те вы­пол­нить во­семь мил­ли­ар­дов пу­дов хле­ба? В 1938 го­ду это вам не удаст­ся, ско­ро со­вет­ской вла­сти не бу­дет, ско­ро при­дет па­па Рим­ский, он по­ка­жет, как кре­стьян му­чить. Хо­тя вы и взя­ли по­пов, но ско­ро царь бу­дет, и ком­му­ни­стов ско­ро ве­шать бу­дем за этих по­пов»[2].
Диа­кон Ни­ко­лай ре­ши­тель­но от­верг эти об­ви­не­ния и ска­зал:
– В фев­ра­ле 1938 го­да с Па­но­вой я не встре­чал­ся в церк­ви и ни­че­го ей не го­во­рил. И в церк­ви Па­но­ва ни­ко­гда не бы­ла.
2 июня трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на к рас­стре­лу. Диа­кон Ни­ко­лай За­поль­ский был рас­стре­лян 27 июня 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
В 1939 го­ду все ра­бот­ни­ки Зве­ни­го­род­ско­го управ­ле­ния НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны и ре­ше­ни­ем Во­ен­но­го три­бу­на­ла войск НКВД при­го­во­ре­ны к раз­ным сро­кам ли­ше­ния сво­бо­ды за фаль­си­фи­ка­цию след­ствен­ных дел. Де­ло диа­ко­на Ни­ко­лая За­поль­ско­го бы­ло при­об­ще­но как ве­ще­ствен­ное до­ка­за­тель­ство та­кой фаль­си­фи­ка­ции. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния Во­ен­но­го три­бу­на­ла бы­ли пе­ре­смот­ре­ны по­ста­нов­ле­ния трой­ки НКВД. Од­на­ко де­ло диа­ко­на, «учи­ты­вая со­ци­аль­ное ли­цо осуж­ден­но­го»[3], то есть то, что он был слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, пе­ре­смот­ре­но не бы­ло.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 216-218


При­ме­ча­ния

[a] Ныне На­ро-Фо­мин­ский рай­он Мос­ков­ской об­ла­сти.

[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. 23981, л. 7 об.
[2] Там же. Л. 13.
[3] Там же. Л. 21.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест