День памяти

Житие

Свя­ти­тель Оп­тат Меле­вит­ский[1] (ум. по­сле 384) – епи­скоп ну­ми­дий­ско­го го­ро­да Миле­вис, об­ра­щен­ный в хри­сти­ан­ство из языч­ни­ков и став­ший од­ним из круп­ней­ших де­я­те­лей бо­го­слов­ской борь­бы сво­е­го вре­ме­ни.

Око­ло 370 г. он из­дал кни­гу о един­стве Церк­ви, на­прав­лен­ную про­тив рас­коль­ни­ков-до­на­ти­стов. Оп­тат на­зы­вал рас­кол худ­шим гре­хом, чем от­це­убий­ство, но ста­рал­ся не раз­да­вить сво­их оп­по­нен­тов, а при­влечь их на свою сто­ро­ну. Он под­чер­ки­вал, что су­ще­ствен­ным при­зна­ком Церк­ви яв­ля­ет­ся “ка­то­лич­ность” (“ка­фо­лич­ность”, как го­во­рят в совре­мен­ном рус­ском язы­ке), – уни­вер­саль­ность; до­на­ти­сты, у ко­то­рых об­щи­ны бы­ли толь­ко в Аф­ри­ке и од­на – в Ри­ме, с этой точ­ки зре­ния, ко­неч­но, не мог­ли счи­тать се­бя ис­тин­ной Цер­ко­вью. Но счи­та­ли, и это бы­ло за­ко­но­мер­ное про­дол­же­ние древ­ней враж­ды аф­ри­кан­цев к рим­ля­нам, вос­хо­дя­щее к вой­нам Кар­фа­ге­на с Ри­мом.

В тре­тьем ве­ке епи­ско­пы Кар­фа­ге­на от­ри­ца­ли пра­во Рим­ско­го па­пы ру­ко­во­дить в кри­ти­че­ские мо­мен­ты де­ла­ми их церк­ви, и эту по­зи­цию уна­сле­до­ва­ли до­на­ти­сты. Оп­тат же под­чер­ки­вал, что “пре­стол Пет­ра” есть “наш пре­стол”, и это сми­рен­ное при­ня­тие чу­жой вла­сти как од­но­го из из­ме­ре­ний соб­ствен­но­го ав­то­ри­те­та от­ча­сти сни­ма­ло бо­лез­нен­ную рев­ность к “за­мор­ским чу­жа­кам”.


Acta Sanctorum, июнь, т. 1; Butler, 4.6; Vassall-Phillips O.R. The Work of St Optatus against the Donatists. 1911.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест